Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Ход урока:
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
Психологический настрой на работу
- Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочитаем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
- Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.
- Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа».
II. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления
Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.
( Материал для наблюдений на доске пока закрыт).
Станция улицы
Цирк синицын
цыплёнок
– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений)
Посмотрите, как написано на доске. ( Цы и ци).
– Почему же так? Наша задача – разобраться , когда после ц нужно писать Ы, а когда—И . Какова же тема нашего урок? Помогите мне сформулировать ее. «Правописание ы—и после ц».
Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение.
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
( И.Козловский)
–К какому стилю относится этот текст?
–Что такое цимбалы?
–Назовите слова с ы и И после ц (цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы).
–Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр. 52 нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух).
––Когда же после Ц пишется Ы, а когда –И?
–Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы:
1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы.
2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын.
3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып). Эти слова нужно запомнить.
–А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал—
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.
– Ну что, цыплята, вам всё понятно?( Да)
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
– Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть).
– Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц»- формула общеизвестная.
– А когда же пишем после ц И?
– В корнях слов: цирк, цифра и др.
– В словах на –ция: лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на – ция, а окончание Я, а –ЦИ –входит в состав корня.
Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм , схему рассуждения (плакат перед учащимися).
Правописание Ы—И после Ц.
1. Слова на –ция?
да нет
/ \
станция 2. В какой части слова буква?
/ \
В окончании, в корне
В суффиксе \
/ 3. Слово-исключение?
Ы / \
улицы да нет
куцый / \
Синицын Ы И
Цыган цирк
На цыпочках цифры
Цыплёнок
Цыц
Цыкнуть
III. Первичное закрепление
Цельэтапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся; провести коррекцию