Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Приветственное слово учителя Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность. - Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Приветствие учащихся | УУД: познавательные (извлечение информации из текста); коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества) |
2. Актуализация знаний Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания. - В тетрадях записываем число, классная работа. К доске пойдет ….., остальные в тетрадях записываем небольшой диктант.( Росток, шорох, щука, жираф, чудо, цифры, возраст, пчелка, цитата, цыпленок, желудь, здание, расписание) Назовите недавно изученные орфограммы: - правописание корней раст-ращ-рос - и-ы после ц - о-е после шипящих - правописание приставок. К какой части речи относятся данные слова?(существительное) Определение все признаки существительного. Вы получали на дом задание, которое поможет нам в этом. Итак, начнем. слайд №2 I. Тезис. Слово цыпленок - имя существительное. Докажем это. II. Доказательства. Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?) Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры). В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … . В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.) В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным. В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры). III. Вывод: - Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи. | Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему? | УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ); коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога); регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения) |
3. Постановка учебной задачи. Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации | Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. - Перечислите живые существа (жираф…) - А неживые? (росток…) - Мы уже знакомы с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Кажется, всё просто: одушевлённые отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что? - Ребята, сформулируйте тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой? (Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые) Мы должны научиться различать одушевленные существительные от неодушевленных. слайд №3 Одушевлённое или нет существительное толпа? Ведь толпа состоит из людей. Оказывается, существительное толпа неодушевлённое, отвечает на вопрос что? В русском языке есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Так, все существительные, называющие растения (тюльпан, береза) или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными. - Но почему, вы спросите меня. Ведь это живая природа?! Подумаем и поразмышляем вслух! Посмотрим на наши слова и выясним: совпадает ли мнение биологов и лингвистов о живом? Докажем. С точки зрения биологов, росток – живой организм, потому что он живет, дышит и растет. Наши исторические предки тоже считали дерево, тюльпан- живыми. Лингвисты считают сейчас одушевленными только тех, кто умеет двигаться: людей, насекомых, зверей. - Совпадает ли мнение лингвистов и биологов? (нет). - А что значит живой, одушевленный? Выделим корень в слове одушевленный – душ- (тот, кто живет, дышит, имеет дух, дыхание, способность к движению). -Назовите неодушевленные существительные из диктанта. Что они обозначают? (они изображают «неживой мир»: растительный мир, предметный мир) А также к неодушевленным относятся слова: народ, толпа, взвод, стая, группа, молодежь, детвора и др. Потому что слова, обозначающие «совокупность лиц или предметов как единое целое» с точки зрения русского языка, считаются неодушевленными. К разряду одушевленных существительных относятся: - людей, животных - названия фигур в шашках, шахматах (дамка, пешка, конь) -наименования объектов религиозного культа (Бог, святой, ангел) -существ, похожих на людей ( русалка, домовой, леший, черт) - названия игрушек (робот) Слайд №4 | Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока. Предполагаемый ответ учащихся - С точки зрения биологов, росток – живой организм, потому что он живет, дышит и растет. Наши исторические предки тоже считали дерево, тюльпан- живыми. Лингвисты считают сейчас одушевленными только тех, кто умеет двигаться: людей, насекомых, зверей. | УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели); регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу) |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Предлагает мини – исследование Учитель выступает в роли организатора. Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске Работа с учебником. Откроем учебники на стр.50 и прочитаем правило про себя. …. ,какие имена существительные называются одушевленные? Какие- неодушевленные? Что обозначают одушевленные? неодушевленные? Приведите примеры, используя рисунок на стр.50 - Но не всегда так просто бывает определить одушевленный или неодушевленный это предмет. Как вы думаете КУКЛА – это одушевлённое или неодушевленное? Слайд №5 А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК, ТРУП ? 3) - Но есть и еще один показатель, который поможет нам в определении одушевленности – неодушевленности имен существительных (совпадение падежных окончаний). -Просклоняем существительные кукла и труп во мн.числе: И.п. куклы И.п. трупы Р.п. кукол Р.п. трупов В.п. кукол В.п. трупы - запишите в тетрадь, выделите окончания, в каких падежах окончание совпадает? Вывод: у одушевленных – Р.п. мн.ч.= В.п. мн.ч. у неодушевленных – И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч. Одушевленность – неодушевленность – это не понятие «живое – неживое», это грамматическая категория. Для грамматики совсем не важно, дышит кукла или нет. Правда, удивительно? Русский язык хранит еще много тайн, нужно только не лениться открывать их. - Как будем узнавать одушевленные и неодушевленные имена существительные? ( по окончанию) -Определите одушевленное или неодушевленное? (просклонять) 1 ряд – снеговик 2 ряд – мертвец 3 ряд - народ слайд № 6 с примерами | Работают с информацией, систематизируют её. Учатся работать в группах, определяют функции каждого члена группы. Учатся слушать мнения сверстников. Выполняют взаимопроверку. Планируют свою работу | УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; ); коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью); регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
5.Физ. минутка (пауза релаксации) | Создаёт игровую ситуацию - Немного отдохнем. Давайте, ребята, проведем такую игру, встаньте. Я буду называть вам слова. Если имя существительное одушевленное, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. Если существительное неодушевленное, вы приседаете. ИТАК Ученик, портной, рыба, сила, пожар, пальто, народ, трактор, дерево, плащ, тракторист, лес, лесник, гриб, грибник, домовой. - Молодцы, садитесь на свои места. | | |
6. Первичное закрепление знаний Цель: усвоить учащимися новый способ действия | Предлагает послушать сказку и написать её продолжение - Итак, мы немного отдохнули. Но нам нельзя расслабляться. Слайд №7 А)Перед вами записаны слова, задайте к ним вопросы, какие это существительные одушевленные или неодушевленные? Образуйте от этих неодушевленных имен существительных одушевленные по образцу: Сила – силач Барабан – барабанщик Школа -школьник Москва – москвич Баян – баянист Помощь – помощник Бокс- боксер Машина - машинист Какая часть слова позволила вам это сделать, выделите суффиксы во всех словах? Как называются такие слова? (однокоренные) Слайд №8 В) Как вы думаете: одушевленность/неодушевленность – это постоянный признак или непостоянный? Может ли неодушевленный предмет стать одушевленным и наоборот? (Нет, одушевленность и неодушевленность – это постоянные признаки имени существительного. Например, стол, свет, звук – всегда неодушевленные предметы, а девочка, птица, животное – всегда одушевленные.) Да, это правильно. Но в литературе и фольклоре мы часто видим, когда неодушевленные предметы, ведут себя как люди: сердятся, говорят, радуются и улыбаются, изображение неживого предмета как живого. Как называется такой художественный приём? Олицетворение. слайд №9 - Так, у поэта Сергея Есенина есть строки: З..к..лдован нев..димкой, Дремл..т ле.. (под) ска..ку сна, Словно белою косынкой П..дв..залася с…сна. - у вас на столах карточки, с которыми вы сейчас будете работать. -Вставьте пропущенные буквы, выделите грамматические основы, составьте схему предложения. Запомните этот термин, с ним мы будем встречаться часто. | Концентрируют своё внимание на задании. Работают в группах. Размышляют, анализируют. Делают вывод по этому виду работы | УУД: познавательные (извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание); коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать). |
7.Саморефлексия деятельности (подведение итогов занятия) Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий | Организует рефлексию учащихся по вопросам «Самооценка», используя выводы по уроку 1.Какую тему мы сегодня изучали? 2.На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные? 3.На какие вопросы неодушевленные? 4.Что обозначают одушевленные? Неодушевленные? 5.Что было интересным? 6.Что показалось сложным на уроке? - А мои оценки вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши работы | Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю» | УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности); коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся); регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение) |
8.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок | Слайд №10 Запишите домашнее задание: 1) упражнение № 486; 2) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные Слайд №11 ВСЕМ СПАСИБО ! РЕЗЕРВ слайд №12 А теперь выполните самостоятельную работу. У вас на столах лежат листочки, на них записаны группы слов. Исключите лишнее слово. По какому признаку вы это сделали? 1. Бабочка, судак, тюльпан. 2. Дерево, растение, кукла 3. Насекомое, животное, расписание. 4.Туз, валет, детвора. 5.Водяной, вода, водитель - Сверьте с эталоном слайд №13 «Живые и неживые вопросы» Кто летает? Что летает? Кто барабанит по крыше? Что барабанит по крыше? Кто плавает? Что плавает Кто молчит? Что молчит? Кто уходит под воду? Что уходит под воду? Кто шипит? Что шипит? | Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности. | |
I. Тезис.
Слово … - имя существительное. Докажем это.
II. Доказательства:
III. Вывод:
- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.
I. Тезис.
Слово … - имя существительное. Докажем это.
II. Доказательства:
III. Вывод:
- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.
-Вставьте пропущенные буквы, выделите грамматические основы, составьте схему предложения.
-Вставьте пропущенные буквы, выделите грамматические основы, составьте схему предложения.
-Вставьте пропущенные буквы, выделите грамматические основы, составьте схему предложения.
-Вставьте пропущенные буквы, выделите грамматические основы, составьте схему предложения.