Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Время глагола"»
Конспект урока русского языка
в 5 классе
на тему «Время глагола»
Тип: комбинированный урок.
Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.
Цели урока:
1. Познавательные:
- учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
2. Развивающие:
- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
2.Психологический настрой. Выбери смайлик своего настроения.(Слайд1)
-С каким настроением пришли на урок?Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что до конца урока оно не покинет вас.
Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день.
- « Русский язык… красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен».А. И. Куприн. (Слайд 2)
Сегодня мы ещё раз в этом убедимся, продолжая работать над темой…
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
или забивает гол,
варит, жарит, моет, чистит –
все расскажет нам…
(Глагол)
II. Сообщение темы урока.
- Мы продолжим изучать часть речи глагол и познакомимся с..
Отгадайте – ка: (Слайд 3)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время).
- А как время может быть связано с темой нашего урока?
Итак, кто сформулирует тему урока?
Да, сегодня познакомимся с временем глагола. Запишите число, тему.
III. Мини – опрос.
Мы друг к дружке повернулись,
Мы друг дружке улыбнулись.
И с хорошим настроеньем
Начинаем повторенье.
- У каждого на столе лежит карточка с цифрами. Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-». Слайд 4
1. Глагол – это служебная часть речи?
2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
3. Глагол обозначает признак действия?
4. Глаголы изменяется по числам.
5. В предложении часто бывает сказуемым?
- Сделаем вывод.
(Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
IV. Работа над новым материалом.
1.Путешествие на машине времени
На доске четверостишие: Слайд 5
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденет(?)сялиствою.
Какая картина нарисована в этом стихотворении? (Картины оживания природы после зимы).
-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.(повеяло) На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?).Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло».(записываем)
Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)
-Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –п.в.
- Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.
«Снег что делает? тает»
«Ручьи что делают? бегут»
-Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).
Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -н.в.
-Продолжаем путешествие.
Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?
«Соловьи что сделают? засвищут»
«Лес что сделает? Оденется»
-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)
-Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- б.в.
Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.)
2.Составим схему (Слайд 7)
Время глагола
прошедшее настоящее будущее
что делал, сделал? что делает? что будет делать?
что сделает?
Вывод:
глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло – прошедшего времени;
глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас – настоящего времени;
глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить – будущего времени.
А теперь обратимся к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с.56-57.
3. Работа в парах.
Работа с текстом В. Бианки «Лесной оркестр». Выборочное списывание.
- Выпишите глаголы. Укажите время. Слайд 8
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Скоро зажужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
1.Работа с деформированным текстом (на рабочем листе).
Задание: вставить глаголы, определить время.
Застучала за окошком звонкая капель, …. воздух,… и осел снег. … зимние дни. В лесу все … весной. Вот-вот….первые цветки-сережки деревья, … грачи, … по реке первые льдинки. Заблестят шальные весенние ручьи,….лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ….на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский)
Слова для справок:потемнел,Умчались,поплывут,наполнят,дышит, выбросят,прилетят,оставляет,потеплел.
Проверка выполнения (Слайд 10)
2.Творческая работа.
Составить 3 предложения про природу с глаголами разного времени.
VI. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас? Изменилось ли оно в конце урока? Слайд 11
-Ребята, довольны ли вы своей работой сегодня?
И я довольна вашей работой. Молодцы!
VII.Рефлексия Слайд 12
Чемодан – все заберу с собой
Корзина-все выброшу
Мясорубка- все перерабатываю
VIII. Домашнее задание: Слайд 13
Параграф 51, упр 379
Составить сказку «Времена глагола»*
Резерв
- Задание дифференцированного характера по вариантам.
Код: подлежащее - № 1;
сказуемое - № 2;
дополнение - № 3;
определение - № 4;
обстоятельство - № 5.
1 вариант. Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины. № 251255433.
2 вариант. Первые листья запестрели на дорогах, на тихих водах речных заливов. № 41254543.
3 вариант. Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга.