1. Предметные результаты:
2. Метапредметные результаты:
3. Личностные результаты:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности. | 1. Приветствие учащихся. – Доброе утро, ребята! Мне очень приятно снова встретиться с вами! Я хочу поскорее вместе с вами шагнуть в мир знаний и помочь вам самостоятельно сделать очередное открытие. 2. Проверка готовности к уроку. - А для начала давайте убедимся, что на партах все готово. Доложите о своей готовности к уроку. Свой ответ начните так: для работы на уроке нам понадобятся… - Отлично, друзья! Мы готовы начать урок! 3. Мотивация к деятельности. - Скажите, пожалуйста, как вы понимаете смысл пословицы «Воля и труд дивные всходы дают»? Что такое «дивные всходы»? - Для чего нужны в школе воля и труд? 4. Эмоциональный настрой. - Предлагаю каждому повернуться к своему соседу по парте и обменяться с ним рукопожатием. «Здравствуйте!», – ты скажешь человеку. «Здравствуй!», – улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет целый век. - Есть ли среди вас те, у кого сейчас настроение улучшилось? Поднимите руки. - Отлично, ребята! Я желаю всем вам только отличного настроения и активной работы во время урока! | Настраиваются на продуктивную работу, проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге, размышляют над смыслом пословицы. | Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
II. Актуализация имеющихся знаний. | Минутка чистописания. - Откройте тетради. Проверьте, правильно ли они лежат. Вспомните, как правильно нужно сидеть за партой (на экране слайд с памяткой). - Запишите сегодняшнее число, классная работа. Помните, что в тетрадях мы работаем аккуратно, буквы и слова пишем каллиграфически. - Сделайте у доски орфографический разбор записи. - Прочитайте слова на слайде. Назовите одинаковый звук в словах. горы, гайка, берегу, снегом (В данных словах одинаковый звук [г]). - Какая буква представляет этот звук на письме? (Данный звук представляет буква «гэ»). - Дайте, пожалуйста, характеристику этому звуку. (Звук [г] согласный, твёрдый, имеет пару по твёрдости-мягкости ([г]), звонкий, имеет пару по звонкости-глухости ([к]). - Хором прочитаем слова на слайде, четко артикулируя звонкий звук [г]. - Ребята, произношение в данных словах звука [g] недопустимо. Это ошибка. - В данном ряду слов найдите лишнее. Объясните свой выбор. - Докажите, что слово «берегу» - это глагол. - Как вы думаете, зачем в слове «берегу» я поставила ударение? - Давайте вспомним, как правильно пишется заглавная буква «гэ». Внимание на доску! (учитель прописывает на доске заглавную букву «гэ», комментируя написание) - Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз длинную прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево. Делаем отрыв. Следующий элемент пишем слева направо, «крышечка» параллельна рабочей строке и не соприкасается с основным элементом. Попробуем прописать заглавную букву «гэ» мокрой тряпочкой на доске. - Теперь пропишите заглавную букву «гэ» в своих тетрадях четыре раза. (На слайде образец) - Далее пропишите буквосочетание заглавной и прописной букв «Гг» в своих тетрадях до конца строки (учитель прописывает буквосочетание на доске, обратив на себя внимание детей. Ходит по рядам, проверяя правильность написания и посадки). - Ребята, а сейчас каждому из вас предстоит придумать такое словосочетание, в котором каждое слово будет начинаться на букву «гэ». Работаем по поднятой руке. (Например: главный герой; громко говорить; гладкая галька). - Запишите в тетрадь два наиболее понравившихся вам словосочетания. - Прочитаем пословицу со слайда: «Глаза боятся, а руки делают». Объясните ее смысл. - Запишите пословицу в тетрадь. Ученики первого ряда делают полный разбор по членам предложения и дают характеристику. Ученики второго ряда делают орфографический разбор предложения. Ученики третьего ряда вспоминают и записывают пословицы, первое слово в которых начинается на букву «гэ». - Проверим, как вы справились с заданием. Первый ряд… 2. Словарная работа. - Ребята, посмотрите на слайд. На нём представлена картина художника Эрика Булатова, которая была написана в 1972 году. Что вы на ней видите? - Какое название вы могли бы дать этой картине? - Ребята, вы большие молодцы, все ваши варианты очень интересны! На самом деле картина называется «Горизонт». Что вы знаете об этом слове? Что оно обозначает и как пишется? - Запишите слово «горизонт» в свои тетради. Поставьте ударение. Разделите на слоги. Подчеркните место орфограммы. - Далее через запятую запишем словарные слова, подчеркивая непроверяемые орфограммы: лиловый, фиолетовый, путешествие, пейзаж. - Что объединяет все слова, которые мы записали? - С данными словами составьте словосочетания, одно из слов в словосочетании должно быть слово «горизонт». | Дети записывают число, классная работа, делают орфографический разбор записи. Участвуют в фонетической работе, прописывают буквы в тетрадь, работают над чистотой почерка. Озвучивают придуманные варианты словосочетаний. Записывают пословицу, работают с ней синтаксически и орфографически. Придумывают названия к картине Э. Болотова. Вспоминают написание словарных слов, составляют с ними словосочетания, отрабатывают орфографическую зоркость. | Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание. | 1. Предъявление проблемной ситуации. - Положите перед собой желтые карточки. Найдите лишнее слово в каждой строке. Получившиеся слова занесите в таблицу. Карточка 1 Найдите лишнее слово в каждой строке. Получившиеся слова занесите в таблицу. Птицы, приезд, домик, летал. Рисунок, красота, летает, дождь. Семья, будет летать, медведь, окно. Вчера | Сейчас | Завтра | Что делал? | Что делает? | Что будет делать? | - Проверим правильность выполнения карточек. Какие слова оказались лишними? Почему? (глаголы). - Вспомним, что такое глагол? (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?). - Какое слово вы записали в первый столбик? - На какой вопрос оно отвечает? - Когда, в какое время, происходило действие, которое обозначает это слово? - Какое слово вы записали во второй столбик? - На какой вопрос оно отвечает? - Когда, в какое время, происходит действие, которое обозначает это слово? - Какое слово вы записали в третий столбик? - На какой вопрос оно отвечает? - Когда, в какое время, произойдет действие, которое обозначает это слово? - Летал, летает, будет летать. Что произошло с глаголами? (изменяются по временам, употреблены в разных временах). - Опираясь на таблицу, определите, сколько времен существует у глагола? (три) 2. Фиксация затруднений во внешней речи. - А мы можем сказать, как называются эти времена глаголов? 3. Формулирование темы урока. - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Времена глаголов) 4. Постановка цели урока. - Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (Познакомиться с временами глагола. Научиться различать времена глагола.) | Участвуют в проблемном диалоге, высказывают предположения, самостоятельно формулируют тему и цель урока. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
IV. Совместное открытие знаний. | 1. Работа с дополнительной информацией. - Сейчас вам предстоит работа в парах. Работая вдвоем, не забывайте о правилах продуктивной работы. Возьмите в руки зеленые карточки. Прочитайте предложенную в карточках информацию 2 раза, постарайтесь запомнить. Карточка 2 Прошедшее время – обозначает действие, которое происходило до того, как о нём стали говорить (до момента речи): летал. Прошедшее время глагола образуется обычно с помощью суффикса -л-. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? Настоящее время – обозначает действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи): летает. Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос что делает? Будущее время – обозначает действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут (после момента речи): буду летать. Будущее время может быть простым (зазеленеет, прочитает) и сложным (будет зеленеть, будет читать). Глаголы будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что будет делать? - Итак, о каких временах глагола вы узнали? - Переверните карточки. Расскажите своему соседу все, что вы запомнили о прошедшем времени. - Поменяйтесь ролями. Расскажите все, что запомнили о настоящем времени глагола. - А теперь небольшой блиц-турнир от учителя. Быстро отвечайте на вопросы. Какое действие обозначает глагол в будущем времени? На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Чем простое будущее время глаголов отличается от сложного будущего времени? Приведите примеры глаголов простого будущего времени. Помогайте себе вопросами. Приведите примеры глаголов сложного будущего времени. Помогайте себе вопросами. 2. Составление алгоритма из разрезных блоков. - Чтобы хорошо усвоить новую тему, мы сделаем для себя подсказку-опору. Я предлагаю вам создать алгоритм определения времени глагола. На доске висят 4 карточки. Давайте расположим их в правильном порядке. - Давайте посмотрим, что у нас получилось. Алгоритм определения времён глагола Читаю слово. Задаю вопрос. Определяю, в какой момент речи происходит действие. Называю время глагола. Прочитайте алгоритм ещё раз про себя. - А теперь расскажите его соседу по парте. | Читают новую информацию в карточках. Рассказывают соседу по парте, что удалось запомнить. Отвечают на вопросы блиц-турнира. Выстраивают на доске алгоритм определения времени глагола, пытаются его запомнить. | Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
V. Первичное закрепление во внешней речи. | 1. Работа у доски. - Обратите внимание на слайд. Пользуясь алгоритмом, который мы составили, распределите глаголы по временам: прошедшее, настоящее, будущее. Работать будем у доски по цепочке. объясняет, переживал, будет работать, огорчал, голодает, победит, прилетит, спел, приходил, рисует, танцует, будет смотреть 2. Физминутка. - Ребята, сейчас предлагаю немного отдохнуть и провести физминутку. Встаньте со своих мест. Я буду называть глаголы. Если это глагол настоящего времени – присядьте; глагол прошедшего времени – повернитесь вокруг себя; глагол будущего времени – ходьба на месте. ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет. | Работают у доски по цепочке, отрабатывают новый алгоритм действий. Участвуют в физминутке. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | 1. Работа по карточкам. - Возьмите в руки карточки №3 и №4. Прочитайте задания на каждой из них и выберите ту карточку, с которой, как вы считаете, справитесь хорошо. Приступаем к выполнению карточек. Карточка №3 Задание: Найди лишнее слово. Устно объясни свои действия. Встречает, поскрипывал, читает. Празднует, визжит, засмеется. Ответит, жужжит, оживёт. Будет трещать, пролетит, удивит. Карточка №4 Задание: Образуйте от данных существительных глаголы трех времен. Крик – Свет – Шаг – Смех – - По цепочке прокомментируем, что у нас получилось, а затем проверим себя по слайду. - Ребята, оцените свою работу и поставьте себе отметку на полях. Если вы всё сделали правильно – «5», если допустили 1 ошибку – «4», если 2 ошибки – «3». | Выполняют дифференцированное задание по карточкам, оценивают свою работу. | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | 1. Работа в группах. - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Объединитесь по 4 человека, разверните свои стулья так, чтобы видеть соседей. Вспомните правила групповой работы, вам поможет в этом изображение на слайде. Давайте прочитаем его. - Вам необходимо составить связный текст. Посмотрите в окно и запишите два предложения о том, что происходит в окружающем мире в настоящее время. Напишите два предложения о том, что уже произошло. Напишите два предложения о том, что произойдет в скором времени. - Сейчас 1-ая группа прочитает все глаголы прошедшего времени из своего текста, 2-ая группа – все глаголы настоящего времени, 3-я группа – все глаголы будущего времени, 4-ая группа прочитает свой текст целиком. | Работают по группам над составлением текста. Представляют результаты групповой работы. | Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
VIII. Рефлексия. | 1. Рефлексия содержания. - Ребята, наш урок подходит к концу. Чтобы подвести итоги урока, составим предложения по следующим подсказкам. 2. Рефлексия деятельности. - Определите время для глагола «затрудняюсь». - Используя глаголы прошедшего времени, продолжите предложение: Сегодня на уроке я (что делал?)… - Используя глаголы будущего времени, продолжите предложение: На следующем уроке русского языка я (что сделаю? или буду делать?)… - У вас на столах лежат листы самооценки. На шкале поставьте крестик: - внизу, если ничего не понял, испытывал значительные затруднения; - посередине, если понял новый материал, но еще необходимо упражняться; - вверху, если понял новый материал, могу привести примеры и научить соседа. - Листы самооценки сдайте. | Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД |
IX. Домашнее задание. | 1. Запись домашнего задания. - Из стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» выписать глаголы, указать время. - Выучить новый материал в карточке №2. - По желанию выполнить любое упражнение в тетради на печатной основе по теме урока. Откройте тетради, поставьте галочку напротив того упражнения, которое вам захотелось выполнить. 2. Комментарий домашнего задания. - Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания? - Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание, задают возникающие вопросы. | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |