Ход урока Организационный момент -Ребята! Проверьте, все ли у вас готово к началу урока? - Если все готово, будем начинать урок. Игра-приветствие “Здравствуйте!” (Учащиеся поочередно касаются пальцами пальцев рук своего соседа, начиная с больших) - Желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха (указательными) большого (средними) во всем ( безымянными) и везде (мизинцами) - Здравствуйте! (Прикасаются всей ладонью) 2. -Запишите число, классная работа, день недели. Какие ошибко-опасные места вам встретились? В-с-мнадцатое д-к-бря. Кла- ная р-бота. Вторн-к. (один ученик объясняет) – Ребята! Какое время года на дворе? (зима) Какие признаки характеризуют зиму? ( учащиеся отвечают) 2.2- Сегодня к нам на урок прилетели птички. Отгадайте загадки Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. Верещунья белобока, а зовут её ...сорока
Хоть я не молоток - По дереву стучу: В нем каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.(дятел)
Синяя косынка, Темненькая спинка Маленькая птичка Звать ее……….синичка Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ...снегири Кар-кар-кар кричит плутовка Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, А зовут ее ……ворона Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? ( воробей)
С-ница , в-рона, дят-л , сн-гирь, с-рока, в-р-бей. -Объясните написание букв вместо пропусков. -Что общего у этих слов? (живые предметы, птицы, словарные слова, зимующие) -Что вы можете сказать о снегире? - А почему птицы мигрируют в южные районы? ( Холодно и голодно) - Что страшнее им? (голод) - А можем мы с вами помочь нашим пернатым друзьям? ( надо делать кормушки) -А кто-нибудь из вас уже сделал кормушку? Посмотрите. какими бывают кормушки. 4.1 Работа с текстом -Давайте обратимся к записи на доске. Прочитайте написанное . Что вы заметили? (пропущены буквы, нет границ предложений) -Объясните написание букв на месте пропусков. Пришла з-ма укрыла все кругом пуш-стым снегом хол-дно и гол-дно птич?кам з-мой р-бята развесили к-рмушки синички любят сало в-робу-ки ищут хлебные кро-ки сн- гирю по вкусу семеч?ки а с-рока и в-рона клюют с-мена. - Расставьте, где требуется точки. -Что у вас получилось? (текст) -Докажите ( перечисляют признаки текста, озаглавливают) Помощь птицам зимой. Пришла зима. Укрыла все кругом снегом. Холодно и голодно птичкам зимой. Ребята развесили кормушки. Синички любят сало. Воробушки ищут хлебные крошки . снегирю по вкусу семечки. А сорока и ворона клюют семена. 5.Постановка учебной задачи. 5.1-Выпишите из текста слова, соответствующие представленным схеме ( основа +окончание) Помощь, зима, зимой, птицам, снегом, любят, ребята, сало, снегирю. (по)вкусу, сорока, ворона. -Ребята из параллельного класса это задание выполнили так: Помощь, зима, зимой, снегом, любят, ребята, сало, снегирю. (по) вкусу, сорока, ворона, кормушка. - Как вы прокомментируете их работу? ( в слове кормушка есть не только корень -корм-, но и часть слова, стоящая за корнем перед окончанием). Кормушка -Выпишите это слово, выделите известные нам части слова ( Выделяю изменяемую часть слова- окончание. Слово без окончания-основа. Выделяю корень слова, для этого подбираю однокоренные слова) корм корм+ушк+а кормовой - Какую «роль» в слове «играет» невыделенная нами часть слова? ( образует новые слова) -Да, действительно, часть слова, стоящая за корнем, служит для образования новых слов, вносит определенный оттенок в звучание новых слов, называется СУФФИКС. 6.Применение полученных знаний -Давайте вернемся к тексту и найдем такие слова, образованные при помощи суффиксов, разберем их по составу. Птич+к+ам, синич+к+и, вороб+ушк+и, крош+к+и, сем+ечк+и, -Как звучат новые слова? ( ласково, с любовью) -В русском языке говорят: « Уменьшительно-ласкательное значение» 6.Закрепление полученных знаний. -Я хочу пригласить вас на прогулку по зимнему лесу. Какой он, зимний лес? (морозный, загадочный, красивый, сонный) -А действительно ли жизнь замирает в зимнем лесу? -Кого модно встретить в зимнем лесу? -Посмотрите, из-за деревьев на нас смотрит олень, -Запишите слово олень, выделите части слова. - Как называют детеныша оленя? ОЛЕНЁНОК -Как называют маму оленёнка? ОЛЕНИХА -Разберем слова по составу. Что вы можете о них сказать? (однокоренные, образованы при помощи суффиксов) -Ребята. А как вы думаете, оленю страшен холод? А голод? -А мы можем ему помочь? -Ребята! Время летит незаметно! Вот и в лесу мы побывали. И птичек покормили. А про себя совсем забыли! Ведь зима приносит нам не только холод, но и веселые зимние забавы. Назовите, какие зимние развлечения вы знаете? (перечисляют) -Издавна на Руси существует веселая зимняя забава-катание с горы на санях. Молодые девушки садились в большие деревянные сани, а парни разгоняли сани с горы . Катание сопровождалось песнями под гармонь. -Запишите слово сани, образуйте однокоренные слова при помощи суффиксов Как называют маленькие сани? санки Как можно с любовью назвать сани? саночки Как назвать путь, проложенный санями? санный -Разберите слова по составу, объясните, как они образовались? - А вы сами любите кататься на санках? Что легче, с горы ехать или санки в гору везти? Народной мудростью давно подмечено это в пословице «Любишь кататься - люби и саночки возить» ! И во многих житейских ситуациях эта пословица звучит. Как вы ее понимаете? 8. Итог урока. Тест «Проверь себя» 9. Домашнее задание Подготовить рассказ о роли суффикса в слове. Подобрать и записать 10 слов, образованных при помощи суффикса. |