Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Цель урока:
формировать умение проверять слова с непроизносимыми
согласными;
развивать умение подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание;
развивать орфографическую зоркость;
воспитывать активную личность, умеющую принимать самостоятельные решения.
Ход урока
I Организационный момент.
Прозвенел звонок
и вот, начинается урок.
I I Постановка темы и целей урока.
Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, а путешествовать мы будем под девизом.
Ужас?но интерес?но всё то, что неизвес?но. |
- Вы не о чём не хотите меня спросить? (Стоят знаки - ? )
- Как вы думаете, почему этот девиз я выбрала для нашего
путешествия?
- Что нового и неизвестного мы можем узнать на уроках русского языка?
Вывод : Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал, узнаем новое словарное слово и познакомимся с ещё одним орфографическим правилом.
Отправляемся мы с вами в старинный замок. Хотите в замок попасть?
I I I Повторение.
Чистописание
Чтобы узнать кто хозяин терема :
Мы должны выполнить задание-
И заняться чистописанием.
- На какие две группы разделить, записанные на доске буквы?
- Хозяин замка – один из частей слова, которая есть во всех однокоренных словах.
- Догадались в чей замок мы попали?
- Чтобы попасть в терем и познакомиться с остальными его обитателями нам придётся выполнить следующее задание.
Словарно-орфографическая работа.
- новое словарное слово рассыпалось. Соберите его.
(веселье, торжество, установленное или устроенное в честь или в память кого-либо)
- Проговорите слово так, как вы диктовали бы его себе при записи.
- Заметили что - то необычное? Что?
- Запишите это слово к себе в тетрадь, с пропуском буквы
«трудного» места.
- Давайте попробуем подобрать проверочное слово и определить, как же
пишется это слово?
- Получается? (сейчас не можем объяснить)
- Подберите однокоренные слова к слову ПРАЗДНИК(разные части речи)
Праздничек, праздничный, праздновать.
У терема 3 башни и у корня в гостях 3 правила о правописании букв в корне слов. Два из них вы знаете, а с третьим познакомитесь сегодня на уроке.
Повторение правописания безударных гласных.
Кто же живёт в первой башне?
Вы сможете ответить на этот вопрос выполнив задание.
СОГРИВАЛ питух
Взглинуть Гразовая
Скрепучий памидор
ВОРЕНЬЕ
- Согласны ли вы с написанием этих слов?
- Почему?
- Давайте запишем эти слова в тетради исправляя ошибки.
- И объясним как правильно эти слова пишутся.
ВЫВОД: Какое правило мы повторили?
В первой башне живут БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
Сформулируйте правило.
Повторение правописания парных согласных.
Кто жители второй башни?
Нас ожидает новое задание:
Прочитайте предложение:
Лё ? кий и пушистый сне? замёл доро?ки в саду.
Вам нужно списать это предложение, вставив пропущенные буквы. И объяснить, почему вы вставили именно эту букву.
Разбор предложения по членам предложения.
ВЫВОД: Сформулируйте правило о правописании
корня, с которым мы работали ?
Во второй башне живут ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
I V Изучение нового материала.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним правилом, которое учит писать согласные буквы в корне слова.
- Это правило касается вот этих букв: в д т л
- На доске записаны слова, прочитайте их.
здравствуй - здравие
солнце - солнышко
радостный - радость
сердце - сердечко
прекрасный - прекрасен
- Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре.
- И постарайтесь определить, все ли согласные в середине слова хорошо слышны?
- Произнесите первое слово, сравните с написанием. Какая согласная в нём не произносится, но пишется.
- Произнесите второе слово. Что заметили?
- Найдите несоответствие в третьем слове.
- Что вы можете сказать о четвёртом слове?
- Назовите согласные, которые в ряде слов пишутся, но не произносятся.
- Как называются эти согласные? (НЕПРОИЗНИСИМЫЕ) ОНИ и живут в третьей башне!
- А как же быть, что нужно делать чтобы не допустить ошибку при написании таких слов? (ПРОВЕРЯТЬ – А КАК ?)
- Давайте подберём проверочные слова.
- А как же последнее слово?
( БЕЗ Т )
- Встречаются слова, где буква Т так и просится, чтобы её написали, но не всегда она пишется. Нужно быть внимательным и проверять.
ВЫВОД: Как проверить непроизносимые согласные
В, Д, Т, Л в корне слова ?
V Закрепление нового материала.
Я диктую слова, вам нужно их записать и подобрать проверочные
слова:
Грустный, местность, тростник, капустный, свистнул, наездник.
-Вспомним девиз нашего урока.
Теперь вы сможете сами объяснить почему в словах стоят ? - ?
V I Домашнее задание.
Упражнение 296, по заданию.
Выставление оценок.
V I I Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?