kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка
«Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»»

Конспект урока русского языка
«Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания первичных знаний о правописании слов с непроизносимым согласным в корне и закрепления первичных умений проверки правописания слов с непроизносимым согласным в корне

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правописании непроизносимого согласного звука в корне слова; обучению находить непроизносимый согласный в корне слов, проверять правописание непроизносимых согласных в корне, работать над орфограммой в соответствии с алгоритмом

Развивающие: способствовать развитию речи, наглядно-образного и основ словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической зоркости и фонематического слуха

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности, определять качества счастливого человека

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и ответственность за продукты собственной учебной деятельности, выявлять затруднения и пути их решения; проявлять интерес к изучению русского языка, бережно относиться к нему, осознавать богатства русского языка, его величие и многогранность

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют действия анализа, синтез; делают выводы по своим наблюдениям, сравнивают свой вывод с образцом, корректируют вывод

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; понимают и принимают учебную задачу, решают учебную задачу под руководством учителя; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументируют свою точку зрения; работают, используя коммуникативные и речевые средства для решения поставленных задач

Предметные: осваивают научные представления о системе и структуре русского языка в разделе орфография, узнают об орфограмме с непроизносимым согласным звуком в корне; находят орфограмму в словах, выделяют изучаемую орфограмму в слове, используют орфографическое правило для проверки слов с изучаемой орфограммой

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточка для индивидуальной работы, тетрадь, лист оценок, критерии оценок, карточки для рефлексии

Содержательный компонент урока:


I. Организационно-мотивационный момент

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Генадьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. Я вижу, что все вы готовы к уроку, начнём! Ребята, сегодня наш урок хочется с небольшой интонационной разминки. Послушайте фразу, которую нужно будет произнести с разной интонацией: «Я - счастливый человек». ИО, попробуй произнести её с вопросительной интонацией.

О: Я – счастливый человек?

У: Хорошо, теперь попробуй произнести эту фразу ты, ИО. Ребята, если вы думаете, что у ИО получилось произнести фразу с вопросительной интонацией, поднимите руку. Я тоже так думаю. Теперь произнесите эту фразу с восклицательной интонацией. ИО, попробуй ты.

О: Я – счастливый человек!

У: Замечательно. Теперь попробуй ты, ИО. Ребята, если вы думаете, что у ребят получилось произнести эту фразу с правильной интонацией, поднимите руку. Молодцы. Я согласна с вами. Теперь поделитесь со мной секретом: как вы считаете, какого человека можно назвать счастливым?

О: Счастливым человеком можно назвать того, у есть много всего: телефон, игрушки, книги. Того, у кого ничего не болит, кто может кушать много вкусной еды, играть в игры и веселиться.

У: Как вы думаете, ребята, а тот человек, который может узнавать об окружающем его мире каждый день что-то новое, - счастливый человек?

О: Я думаю, что да.

II. Постановка учебной задачи

У: Хорошо, ребята, я тоже так считаю. Посмотрите на доску и скажите, чем отличаются два написанных предложения.

О: В первом предложении в слове «счастливый» нет буквы «т», а во втором предложении она есть.

У: Ребята, если вы думаете, что это слово правильно написано в первом предложении, то на счёт три хлопните в ладоши, а если думаете, что оно написано правильно во втором предложении, то на счёт три топните ногой. Один, два, три! *предположительно, все обучающиеся топают, учитель хлопает в ладоши* Так, ребята, мнения разошлись. Некоторые думают, что букву «т» нужно писать, хотя она и не произносится, а некоторые думают, что её писать не нужно. Надо с этим разобраться. Предположите, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

О: Тема нашего урока – непроизносимый звук в слове, непроизносимый согласный звук в слове.

У: Вы были близки к правильному ответу. Тема сегодняшнего урока «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне». Посмотрите на доску, у вас будет один чемоданчик с учебными задачами урока. Используя слова на доске, поставьте задачи урока.

О: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое непроизносимый согласный звук в корне слова (о новой орфограмме) и будем учиться проверять непроизносимый согласный в корне (проверять правильное написание орфограммы)

У: Хорошо. В конце урока мы вернёмся к этим предложениям, чтобы определить, какой вариант написания всё-таки правильный.

III. Учебное действие

Восприятие

У: Ребята, посмотрите на слова на доске. Произнесите слова цепочкой, начинаем с тебя.

О: грустный, сердце, солнце, капустный, звёздный, местный

У: Что вы заметили?

О: Мы заметили, что не все звуки в этом слове произносятся.

У: Ещё раз прочитайте слова и назовите тот звук, который не произносится, работаем цепочкой, продолжаем с того, на ком остановились.

О: Грустный – звук «т», сердце – звук «д», солнце – звук «л», капустный – звук «т», звёздный – звук «д», местный – звук «т»

У: Хорошо. Посмотрите, на доске появились слова во второй колонке, но они перемешались. Подберите к словам из первой колонки пару слов из второй колонки и запишите себе в тетрадь. Спину держим ровно, на парте не разваливаемся, ручку держим правильно, какие вы молодцы, как красиво вы пишете! Закончили? Теперь проверим, правильно ли вы справились с этим заданием. На доске вы видите правильные пары слов. Если вы правильно справились с заданием, в своём листе оценок поставьте себе баллы за него напротив слов «Задание 1»


без ошибок

5 б.

1-2 ошибки

4 б.

3 ошибки

3 б.

больше 3ёх ошибок

0 б.






Ребята, что вы заметили, когда выполняли это задание?

О: В словах из первой колонки согласные не произносятся, а в словах из второй колонки они произносятся и хорошо слышатся.

У: В какой значимой части слова находятся непроизносимые согласные?

О: Непроизносимые части слова находятся в корне слова.

Осмысление

У: Хорошо. Как вы думаете, можно ли с помощью слов из второй колонки правильно написать слова из первой колонки?

О: Да, можно.

У: Почему вы так думаете?

О: Я думаю так, потому что в словах из второй колонки согласный звук, который не произносится, слышится отчётливо.

У: Замечательно. Попробуйте сформулировать вывод, ответив на вопросы: какой согласный называется непроизносимым согласным, в какой части слова он находится, что нужно сделать, чтобы проверить правильное написание слов с непроизносимым согласным звуком.

О: Непроизносимый согласный – согласный, который не произносится в слове, он находится в корне слова. Чтобы проверить правильное написание слов с непроизносимым согласным, нужно подобрать такое слово, в котором непроизносимый согласный звук будет слышен отчётливо.

Запоминание

У: Замечательно. Проверим, правильно ли вы сформулировали вывод.

Откройте учебник на странице 118 и прочитайте правило в рамочке.

О: *читают правило*

У: Это правило вам нужно будет запомнить, а также запомнить то, как называется буква, которая обозначает непроизносимый согласный. Вы узнали, что нужно делать, чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный. Но есть план-алгоритм, по которому обозначить эту букву будет проще. Посмотрите на доску, прочитайте этот план-алгоритм про себя. Прочитайте алгоритм вслух цепочкой, начинаем с тебя.

О: *читают алгоритм*

У: Хорошо. Воспользуемся этим алгоритмом, выполнив задание.

Применение знаний на практике

У: Посмотрите на доску. Нужно будет проверить, есть ли в этих словах непроизносимый согласный в корне. Сначала выполним разбор первого слова вместе со мной. Какой первый шаг в плане-алгоритме?

О: Сначала нужно прочитать слово.

У: Первое слово - известный. Какой второй шаг?

О: Потом нужно выделить место предполагаемой непроизносимой согласной.

У: Выделю это место тремя точками. Следующий шаг?

О: Нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после непроизносимого согласного будет гласная буква.

У: Известный – известие. Что нужно сделать дальше?

О: Если согласный слышится отчётливо, нужно вставить его и подчеркнуть

У: Вставлю согласный и подчеркну его другим цветом. Вот так. Теперь, ИО, выйди к доске и напиши следующее слово, а остальные будут работать на местах. Объясняй свои действия, используя алгоритм.

О: Сначала нужно прочитать слово. Слово гигантский.

У: Запиши слово, не забудь про второй шаг.

О: Предполагаемый непроизносимый согласный между буквами «н» и «с», выделю тремя точками. Изменю слово, чтобы после непроизносимого согласного стояла гласная. Гиганты. Так как согласный слышится отчётливо, вставлю непроизносимый согласный в слове и подчеркну его другим цветом.

У: Молодец, садись. ИО, выходи к доске.

О: Сначала нужно прочитать слово – радостный. Запишу его на доске. Предполагаемый непроизносимый согласный стоит между буквами «с» и «н». Выделю его место тремя точками. Изменю слово так, чтобы после непроизносимого согласного шла гласная – радости (если не может изменить с гласной, подсказываю «много чего? Радости»). Непроизносимый согласный слышится отчётливо, вставляю его и подчёркиваю другим цветом.

У: Молодец, садись. Ребята, не забывайте работать в своих тетрадях. ИО, выходи к доске. Будь внимательным, когда начнёшь выполнять разбор слова.

О: Сначала читаю слово – чувство. Записываю слово, выделяю предполагаемое место непроизносимого согласного в корне тремя точками. Изменю слово, чтобы после непроизносимого согласного была гласная. Чувствую, чувствовать, чувства… Не получается.

У: Правильно, к некоторым словам нельзя подобрать проверочное слово, поэтому такие слова нужно запомнить. Слова, которые нужно запомнить, написаны в орфографическом словаре. Посмотри на 150 или 151 страницах, есть ли слово «чувство».

О: Да, в словаре есть это слово.

У: Значит, нужно его запомнить.

О: Вставлю букву и подчеркну её.

У: Молодец, садись. Теперь вам нужно будет самостоятельно выполнить упражнение 226 на странице 118. Пока вы будете выполнять задание из учебника, ИО выполнит другое задание. Прочитайте задание и задание под точкой. Что нужно сделать?

О: Нужно подобрать к каждому слову однокоренное с непроизносимым согласным звуком в корне слова и записать пары слов, выделить в слове корень и подчеркнуть букву, которая обозначает непроизносимый согласный.

У: Хорошо, у вас есть образцы выполнения задания, начинайте выполнять. Когда закончите, отложите ручку и посмотрите на меня. Хорошо. Обменяйтесь со своим соседом и выполните взаимопроверку, правильные ответы на доске. Оцените свою работу, поставьте баллы в своих оценочных листах напротив слов «Задание 2»

Без ошибок

3 б.

1 ошибка

2 б.

2 ошибки

1 б.

3 ошибки

0 б.

ИО, прочитай задание, которое тебе нужно было выполнить.

О: Мне нужно было составить предложение со словами (звёздный, небо, наполнять, сердце, восхищение).

У: Сейчас ты прочитаешь составленное предложение, а ребятам нужно будет назвать слова, в которых есть непроизносимый согласный звук в корне слова.

О: Звёздное небо наполняет сердце восхищением.

У: Какие слова вы можете назвать, ребята?

О: Слова звёздный и сердце.

У: Молодцы. ИО, ты отлично справилась со своим заданием, можешь поставить в своём оценочном листе 3 балла напротив слов «Задание 2»

IV. Действие контроля и самоконтроля

У: Ребята, теперь запишите слова под мою диктовку и подчеркните в них орфограмму. Известность, капустный, местный, грустный, звёздное, солнце, сердце, чувство. Проверьте, правильные ли орфограммы вы подчеркнули. Поставьте баллы в своих оценочных листах напротив слов «Задание 3».



без ошибок

5 б.

1-2 ошибки

4 б.

3 ошибки

3 б.

больше 3ёх ошибок

0 б.







V. Действие оценки и самооценки

Общее количество баллов

Отметка

13-12

«5»

11-7

«4»

7-3

«3»











У: Вернёмся к самому первому заданию. Если вы думаете, что слово «счастливый» написано правильно в первом предложении, то на счёт три хлопните в ладоши. Если вы думаете, что во втором, то на счёт три топните ногой. Один, два, три! Какие молодцы. Теперь оцените свою деятельность, подсчитав количество баллов. Вы знаете, какую отметку получите за сегодняшний урок. Вспомните. Как звучала тема урока?

О: Тема урока – правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.

У: Посмотрите на чемоданчик. Какие учебные задачи вы ставили в начале урока?

О: Сегодня на уроке мы узнали, что такое непроизносимый согласный звук в корне слова (о новой орфограмме) и учились проверять непроизносимый согласный в корне (проверять правильное написание орфограммы)

У: Молодцы. Посмотрите, у вас появился второй чемоданчик. Закончите предложение и его напишите на листочках.

О: «Теперь мы можем выполнять задания, в которых нужно выделять орфограмму и подбирать проверочное слово».

У: Дома вы можете раскрасить этого человечка с чемоданчиком, чтобы он был у вас весёлый, яркий и выглядел счастливым от того багажа знаний, который у него теперь есть. А для вас у меня есть один подарок, который вы получите в конце урока – это стихотворения, которые помогут вам проверять слова, в которых есть непроизносимый согласный звук.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Долгова Галина Леонидовна

Дата: 22.07.2025

Номер свидетельства: 672849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-nieproiznosimykh-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "129119"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415637682"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка "Упражнение в применении приобретенных знаний" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uprazhnieniie-v-primienienii-priobrietiennykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "206421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430162723"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "конспект урока русского языка на тему: "Учимся применять орфографические правила" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-uchimsia-primieniat-orfoghrafichieskiie-pravila"
    ["file_id"] => string(6) "144685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418758230"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства