kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему:"Непроизносимые согласные в корне слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка на тему:"Непроизносимые согласные в корне слова" разработан  без опоры на определенный учебник русского языка. Цель урока: изучить с учащимися орфограмму "непроизносимые согласные в корне слова"; развивать навыки правописания слов с этой орфограммой, творческие способности учащихся; воспитывать культуру речевого поведения. Презентация, ранее расположенная на данном сайте, полностью соответсвует конспекту урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему:"Непроизносимые согласные в корне слова". »

Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Цель: изучить с учащимися орфограмму «непроизносимые согласные в корне»;

- развивать навыки правописания слов с этой орфограммой;

- развивать творческие способности учащихся;

- совершенствовать умения и навыки в разных сферах общения;

- воспитывать культуру речевого поведения.

Оборудование: презентация, карточки.

Ход урока:

І. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос. Восстановите предложения.

- В квадратных скобках каждый звук записывается так, как он … (слышится).

- В транскрипции никогда не пишутся буквы … (е, ё, ю, я, ъ, ь).

- Почему в транскрипции никогда не пишуться Ь и Ъ ? (Звука не обозначают).

- Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука [йэ], [йо], [йу], [йа] в начале слова, после гласного, после …. (после разделительных Ъ и Ь)

- Буквы е, ё, ю, я после согласного обозначают его мягкость и звуки [э], …, …., …, …..

2. Сделать фонетический разбор слова «дверь».

Дверь [дв'эр'] – 1 слог

д - [д] – согл., звон.парн., тверд.парн.;

в - [в'] – согл., звон.парн., мягк.парн.;

е - [э] – глас., удар.;

р - [р'] – согл., сонор., мягк., непарн.;

ь - [-] – -

5 букв, 4 звука

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

  1. Чтение отрывка из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Упр. 224).

- Какое правило нужно применить, чтобы проверить написание слова «солнце»?


В высокое окно заглянул солнечный луч.

В зале сразу же посветлело.

- Ах! Солнце! Чудесно! Прелестно! –

Радостно выкрикивал Восклицательный знак.

На черной доске появилось слово «со..нце».

- Какая буква пропущена в слове «со..нце»? -

спросил Вопросительный знак.




ІІІ. Изучение нового материала.

  1. Подготовка к восприятию.

Образуйте от данных существительных имена прилагательные по образцу: весть – известный.

Прелесть –

Честь –

Радость –

- Все ли согласные в именах прилагательных произносятся отчетливо?

- Как называются такие согласные? (Непроизносимые).

- Что нужно сделать, чтобы узнать обозначается на письме непроизносимый согласный в корне слова или нет? (Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо: звездный – звезда).

2. Чтение правила в учебнике (с. 85).

3. Упражнение.

Спишите слова. Подберите к ним проверочные слова по образцу. Подчеркните буквосочетания сн, стн.

- Вставьте, где нужно, непроизносимую согласную в корне слова.

  1. Яростно – ярость, влас..но, грус..но, совес..но, жалос..но, доблес..ный.

  2. Опасный – опасен, прекрас..ный, ужас..но, чудес..но, вкус..но.

4. Запомни!

В русском языке есть слова, правописание которых нельзя проверить. Их написание нужно запомнить.

Лестница Шествовать

Чувство Сверстник

Праздник Ровесник

- Составьте с ними словосочетания и запишите.

ІV. Закрепление.

  1. Объяснительный диктант. (У доски).

Здра..ствуйте – уча..ствуйте, школа ше..ствует над детсадом – по улице ше..ствует колонна спортсменов.

- Объясните, почему в каждый паре слова пишутся по разному.

2. Творческий диктант.

- Выделенные слова замените, пользуясь материалом для справок, словами – синонимами с непроизносимыми согласными.

1. Дождливая погода.

2. Печальная песня.

3. Смелый воин.

4. Очень хорошее лето.

5. Конкурс, проходящий в области.

6. Рейс, полный опасности.

7. Очень большая плотина.

8. Небо, усеянное звездами.

9. Сёла, расположенные в окрестности.

Для справок:

  1. Ненастная

  2. Грустная

  3. Доблестный

  4. Чудесное, прекрасное, прелестное

  5. Областной

  6. Опасный

  7. Гигантская

  8. Звёздное

  9. Окрестные.

3.Лингвистическая задача.

- Выберите букву или сочетание букв и запишите слова.

Здра (в/ф) ствуй; пое (зд/ст) ка; сер (д/т) це; чу (в/ф) ствовать; па (зд/ст) бище; горе (зд/ст) ный.

4. Диктант по памяти.

Когда я сосульку ел,

Было очень вкусно.

А потом я заболел –

Стало очень грустно.

- Подчеркните безударные гласные и непроизносимые согласные в корне.

5. Четвертый лишний.

Спишите слова, вставляя нужную букву. Какое слово является лишним?

1. Прелес..ный, прес..ый, поз..ий, крес..ный.

2. Чу..ство, раз…ый, опас..ый, ровес…ик.

3. Праз..ик, пос..ый, чес..ый, крас..ый.

4. Чудес..ый, влас..ый, сквоз..ой, трус…ивый.

V. Развитие речи.

1. Чтение отрывка из рассказа В. Драгунского «Главные реки».

- Предположите, как будут развиваться события дальше.

2. Выписать слова, которые называют предметы и явления из школьной жизни.

3. Пересказ текста, отвечая на вопросы.

- Почему Денис боялся опоздать в школу?

- Как Денису удалось попасть в класс раньше учительницы?

- Что Денис сделал, когда учительница вошла в класс?

- Почему Денис громче всех поздоровался с учительницей?

- Что Раиса Ивановна сделала в первую очередь?

VІ. Рефлексия.

Обоснуйте правильность утверждения.

  1. В словах со..нце, сер.це, счас..ливый есть непроизносимая согласная.

  2. В словах ужас..ный, гряз..ый, ше..ствовать нет непроизносимой согласной в корне

VІІ. Домашнее задание.

  1. Выучить теоретический материал с.85.

  2. Выполнить упр. 237.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему:"Непроизносимые согласные в корне слова".

Автор: Фролова Валентина Ивановна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182760


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства