Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме " Текст - описание "»
Класс 5 Дата 29.09
Тема: Текст- описание.
Цели: закрепить знания об описании как типе речи; развивать навыки описания предметов, анализа текста,; развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Ход урока.
Организационный момент.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Актуализация знаний.
Тестовое задание. В каком слове букв больше, чем звуков?
Октябрь, пиала, йод, съел (1)
Работа по теме урока.
Беседа.
Прочитаем упражнение 135.
Выполним задание к упражнению.
Объяснение нового материала.
Для каждого человека его родной (первый) язык начинается с речи, которую он слышит. Из неё он извлекает звуки, слова, словосочетания, предложения. С помощью слов, извлеченных из памяти , мы можем общаться друг с другом. Наши предложения, связываясь друг с другом, и создают текст, смысловое единство. Наша речь должна обязательно включить в себя: логичность доступность,….. (показ на доске).
Отношение к тексту в речи зависит от его участников. В русском языке выделяют виды текста: - монолог - диалог. Задание на доске. Расставьте нужные знаки препинания. Диалог. Села пчелка на цветок, опустила хоботок. Подлетает к ней комар: - Что ты ищешь там? - Нектар. - А тебе не надоело? Не наскучило искать? - Нет! Тому, кто занят делом, просто некогда скучать.
Слово учителя: - Текст – монолог имеет три типа: описание, повествование, рассуждение. Описание-…….. может быть
А) пейзажное описание Б) портретное описание В) описание животного
В описании передаются детали предметов и явлений, признаки. Такой текст, как правило, имеет вступление, изображение предмета или еще чего-либо при помощи прилагательных (эпитетов).
Отгадайте загадку:
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
-Как вы догадались, что это берёзка?
- Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету. Сегодня пробуем отдать свою душевную теплоту березке. Березка издавна считалась символом русской природы. Сколько добрых слов сказали о ней русские поэты. Сергей Есенин наделял ее человеческими качествами: он ее сравнивал то с русской девушкой в зеленом сарафанчике, с платочками в карманчике, то ему вдруг казалось, что березки говорят с ним. Он так и писал: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком.» - Старые люди говорят, что береза для четырех дел годна: Первое дело — мир освещать. Второе дело — крик утешать. Третье дело — больных исцелять. Четвертое дело — чистоту соблюдать. - Как вы это понимаете? (Мир освещать — березовая лучина освещала деревенские избы.
Крик утешать — березовым дегтем смазывали телеги, чтобы они не скрипели.
Больных исцелять — отварами х настоями из березовых почек, листьев, из коры березы из человека хворь выгоняли.
Чистоту соблюдать — березовым веником в бане парятся, березовой метлой из избы сор метут)
На доске появляется план: 1. Предмет описания. 2. Характерные признаки. 3. Оценка — вывод.
Какие слова помогают точнее описать признаки предмета описания?
Составьте текст – описание берёзы. Зачитывают свои сочинения по желанию.