I. Организация начала урока. | Учитель: А пока проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать, Думать и запоминать? | Ребята проверяют свою готовность к уроку.
|
II. Ведение в тему. Постановка цели урока. | - Предлагаю вам, ребята, поиграть. Для каждого ряда я приготовила слова, но одно из них лишнее. Обсудите в парах, какое, и почему? 1 слайд
1 ряд: свет, зима, снежок 2 ряд: скользкий, дом, лёд 3 ряд: декабрь, мороз, урок - Какое слово лишнее? Почему?
- Что общего у этих слов? - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? 2 слайд - Какие цели вы поставите на уроке перед собой?
- Сегодня вы не просто повторите всё, что мы изучили на последних уроках, но и оцените сами свои знания и свою работу на уроке при помощи смайликов.
|
Дети в парах обсуждают в парах. 1 ряд – свет; остальные слова имеют проверяемую безударную гласную в корне. 2 ряд – дом; в остальных словах парный согласный в корне. 3 ряд- урок; остальные слова мы называем словарными. - Орфограмма в корне.
- Учиться находить орфограммы в корне, закреплять способы их проверки.
отлично хорошо буду стараться |
III. Чистописание. | Дуб зеленый над холмом, А под дубом стоит дом. В доме буковки живут, Нас к себе они зовут. - Сейчас мы не просто повторим, как правильно писать буквы, но и вспомним всё, что мы о них уже знаем? На доске: аиеяо - Прочитайте буквы. - Что вы можете рассказать об этих буквах? - На какие 2 группы можно разбить эти буквы? - Запишите буквы в таком порядке, как вы рассказали, соблюдая правила соединения букв. - Как ещё можно расположить и записать эти буквы? - Запишите буквы в этом порядке. Допишите буквы до конца строки. - Как вы думаете, а почему мы повторяем написание именно этих букв? - А что вы можете рассказать про эти буквы? Б к в д ж с з ш ф т г п - Вот и запишите их парами. - Проверьте, верно ли вы составили пары. - Почему мы повторили написание и этих букв? Итог: - Оцените свою работу, правильно ли вы написали буквы, всегда ли могли ответить на поставленный вопрос. Поставьте смайлик нужного цвета на полях. - Встаньте те ребята, кто доволен своей работой. | - Читают дети, поднявшие руки (можно хором) - Эти буквы обозначают гласные звуки. 1 группа: гласные, которые обозначают один звук (а, и, о) 2 группа: гласные, которые могут обозначать 2 звука (е,я) (а и о е я) В алфавитном порядке. (а е и о я) - В безударном положении мы можем ошибиться при их написании. - Это буквы, которые обозначают парные согласные. Дети записывают буквы парами. Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями. Один ученик читает пары вслух. Они встречаются в словах с изученными орфограммами. отлично хорошо буду стараться |
IV. Актуализация знаний. | - Посмотрите, кто пришёл сегодня к нам в гости. 3 слайд - Кто же это, ребята? - Она пришла не просто так. Зимушка хочет пригласить вас в зимнее путешествие. Но для начала ей необходимо проверить, знаете ли вы правила путешествия. Итак, начнём… - Что такое корень?
- А какие слова мы называем однокоренными? Задание по рядам: - Прочитайте слова на слайде. - Выпишите однокоренные слова с корнями: 1ряд 2 ряд 3 ряд -дуб-, -берез-, -сосн-. Дубок, береза, дубы, сосна, березняк, дубки, березонька, сосновый, дубовый, березовый, сосенка, березка, сосняк, дудочка, соска, бережочек. 4 слайд - Какие слова вы не записали? Почему? Какой корень выделили? 5 слайд 1 ряд – Какое слово в вашем ряду требует проверки? Какая это орфограмма? Какие слова будут являться проверочными? 2 ряд - Какое слово в вашем ряду требует проверки? Какая это орфограмма? Какие слова будут являться проверочными? 3 ряд – Какие слова в вашем ряду требуют проверки? Какая это орфограмма? Какие слова будут являться проверочными? Так как же проверить безударную гласную в корне слова или парную согласную? Итог: - Оцените свою работу: правильно ли вы выписали однокоренные слова, верно ли нашли слово, требующее проверки, правильно ли вспомнили правило? Поставьте смайлик нужного цвета на полях. - Встаньте те ребята, кто доволен своей работой. -Значит, какие правила нам помогут путешествовать с Зимушкой? | - Это Зимушка. - Это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. - Слова, которые имеют одинаковую корень и близкие по значению. Ребята выполняют работу и встают. Проверка по 5 слайду (не однокоренные слова: дудочка, соска, бережочек) Дубок, дубы, дубки, дубочек -Требует проверки слово дубки. Это орфограмма -правописание парных согласных в корне слова. Проверочные слова- дубы, дубок. Берёза, березняк, берёзовый, берёзка ( Дети отвечают) Сосна, сосновый, сосенка, сосняк Дети отвечают правило. Самооценка
отлично хорошо буду стараться Правила правописания гласных и согласных в корне слова. |
V. Работа по теме урока. | - Итак, мы отправляемся в зимнее путешествие. Сегодня на уроке направо мы пойдём – к словарным словам придём. Прямо мы пойдём – к парным согласным зайдём. Налево пойдём – с безударными гласными урок проведём. 1) - Пойдём сначала прямо и поиграем с Зимушкой. (Повторение парных согласных) 6 слайд Поиграем и проверим, хорошо ли вы знаете и можете ли различать на слух звонкие и глухие согласные. Я буду называть слова. Если слово начинается звонким парным согласным – вы хлопаете в ладоши, если глухим – сжимаете кулачки. (Зайка, сайка, Веня, Феня, дрова, трава, жить, шить, тень, пень, зверь, пенки, деньки) - Оцените свои результаты. 2) - А теперь отправляемся направо и повторим словарные слова. 7 слайд - Среди слов, которые вы видите, назовите слова с непроверяемой безударной гласной. 8 слайд - Какие гласные необходимо запомнить в этих словах? -А если не помните? - Запишите эти слова, разделяя их для переноса. - Теперь обменяйтесь тетрадями и оцените работу вашего соседа. 3) - А теперь отправимся налево и повторим ещё одно правило. 9 слайд - Какие слова мы с вами не выписали? - Покажите сигналами, какие гласные в этих словах требуют проверки? - Запишите эти слова вместе с проверочными словами. - Оцените эту часть работы. | Ребята ставят смайлики на полях. - Мороз, декабрь, январь, февраль, коньки, иней, пальто. (дети показывают сигналами) - Необходимо пользоваться орфографическим словарём. Один ученик работает у доски за шторкой (его работу проверяет учитель) Ребята ставят смайлики на полях. Река, вода Проверка: ученик читает запись, доказывая написание гласной буквы. Ребята ставят смайлики на полях. |
| 4) - Зима приготовила для вас более сложные задания, чтобы сделать наше путешествие более интересным. 11 слайд - Прочитайте слова. На сколько групп вы их разделили бы? По какому принципу? - Запишите слова в два столбика в зависимости от орфограммы. 12 слайд - Покажите сигналами, какие буквы вы вставили? - Знание каких правил помогло вам не ошибиться при выполнении этого задания? Поставьте смайлик нужного цвета на полях. - Встаньте те ребята, кто доволен своей работой. 5) Развитие речи 13 слайд - А сейчас, ребята, вы закройте глаза и представьте себя в лесу. Послушаем звуки леса. - А теперь откройте глаза и посмотрите, где мы находимся? - Составьте предложения об увиденном и услышанном. - Зимушка предлагает вам записать такие предложения. 14 слайд - Какие трудности вы видите в этих предложениях?
- Какое слово больше подходит к данному предложению? Почему?
- Запишите эти предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.
- Чтобы продолжить наш маленький рассказ, вам надо выполнить следующее задание. 15 слайд - Составьте предложения из слов. Запишите и его, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните основу предложения. Взаимопроверка. Итог. Поставьте смайлик нужного цвета на полях. - Встаньте те ребята, кто доволен своей работой. 6). Работа в парах. -Как вы думаете, ребята, кому зимой особенно нужна ваша помощь? 16 слайд У вас на партах лежат карточки с текстом. -Вы должны найти все ошибки. 17 слайд Учиники надели шабки и шубки. Они идут в лес. Дети нисут корм для птиц. Рибята насыпали в кармушку семена. Земой птицам зяпко. Им нужна забота. Проверка. - Докажите. - Зимушка удивилась, почему вы так хорошо справились с работой? Итог: оцените свою работу в паре сигналом. | Ответы детей: - две группы; - проверяемые безударные гласные и парные согласные. Средства обратной связи. Дети повторяют правила. Самооценка отлично хорошо буду стараться Ребята слушают и немного отдыхают. Мы находимся на лесной тропинке. Дети придумывают предложения. В предложениях пропущены буквы и во втором предложении надо подобрать подходящее по смыслу слово. Слово скрипел, потому что снег на морозе под ногами скрипит. Проверка: дети сигналами показывают вставленные буквы. Ученик читает предложение, называет вставленную букву и основу предложения. Дети оценивают соседа по парте. Самооценка отлично хорошо буду стараться Дети рассказывают о помощи птицам. 7 ошибок Работали в парах, дружно. Хорошо повторили правила. Ребята показывают светофорчиком оценку и ставят смайлик себе на поля. |
V. Итог урока. Рефлексия. | - Наше зимнее путешествие подходит к концу. - Давайте прочитаем, какой рассказ про Зимушку у нас с вами получился. - Какие правила помогла вам запомнить Зимушка? А зачем вам нужны эти правила? - Зима довольна вашей работой, но она хочет предложить вам самим оценить себя по смайликам в конце каждой работы. - Все отличные смайлики. - Есть один зелёный смайлик. - Все зелёные смайлики. - Кто не доволен своей работой. 18 слайд | Дети читают рассказ по тетради. Выслушать ответы детей. Дети считают смайлики и встают |