Конспект урока русского языка по теме: Понятие о бессоюзном сложном предложении
Конспект урока русского языка по теме: Понятие о бессоюзном сложном предложении
Конспект к уроку по учебнику Л. М. Рыбченковой. Тип урока: окрытие новых знаний. Используется системно-деятельностный подход, элементы мини-проектов, дифференцированное домашнее задание. Объединяет все предложения единая тема высказывания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: Понятие о бессоюзном сложном предложении»
11
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Горностаевская СОШ»
Ленинского района
Республики Крым
Разработка открытого урока
русского языка 9 классе
на тему: «Понятие о бессоюзном сложном предложении»
Учитель русского языка и литературы
Елова Надежда Анатольевна
07.03.2017 года
9 класс русский язык 07.03.17
Урок №47
Тема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложении
Цели:
Образовательные:
-актуализировать знания обучающихся о сложном союзном предложении;
-добиться понимания особенностей бессоюзного сложного предложения (по сравнению с ССП и СПП);
- сформировать понятие БСП как такового единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов;
- вырабатывать навыки анализа и синтеза языкового материала;
- формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;
-употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.
Развивающие:
-развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- развитие умения аргументировать, доказывать;
-развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; проводить самопроверку
Воспитательные:
-формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
-активизирование познавательной деятельности учащихся;
Тип урока: открытие новых знаний (изучение нового материала)
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, мини-проекты по группам (домашнее задание), карточки.
Конспект составлен для работы по учебнику: Русский язык. 9 класс: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Структура урока:
Оргмомент.
Актуализация полученных знаний.
Открытие новых знаний.
Формирование навыков.
Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание (дифференцированное).
Ход урока
Оргмомент.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро вам – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, отзывчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Давайте, ребята, посмотрим друг на друга, на наших гостей и улыбнемся. Ведь от улыбки станет всем светлей. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем на уроке.
А в дорогу в нашей работе предлагаю взять слова Л. Н. Толстого:
Эпиграф Лучше добрым на свете быть:
злого в мире и так довольно.
Записываем число, классная работа. Оставляем для темы, которую мы сформируем позже, строку.
Работу на уроке осуществляем по группам (заранее сформированы три группы)
Актуализация полученных знаний.
А) Понятийный самодиктант по теме «Синтаксис сложного предложения»
Как всегда, мы наш урок начинаем с орфографического практикума. Но сегодня я предлагаю сделать его тематическим не по орфограммам, а по изученному материалу в 9 классе. Необходимо записать слова или словосочетания, связанные с теорией сложного предложения, уже изученной в 9 классе.
К доске выходят по одному представителю от групп и записывают как можно больше слов и словосочетаний из теории сложного предложения.
Получают соответственно от 1 до 3 баллов.
Б) Каждая группа перед уроком получила предварительно домашнее задание: представить наглядно на листе ватмана мини-проект
1 группа – общее понятие о сложном предложении.
2 группа – о сложносочиненном предложении.
3 группа – о сложноподчиненном предложении.
По представителю от групп выходят и презентуют свои проекты (оценивание макс.5 баллов)
В) Давайте сейчас проверим, умеем ли мы определять ССП и СПП. Вы должны внимательно прослушать зачитанные предложения и расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения.
1.Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступай от своей мечты. (Д. Кугультинов)
2. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов)
3. Добро не лежит на дороге, и его случайно не подберешь.
4. Доброта постоянна и сама себя усиливает, так как рождает ответную доброту. (А. Швейцер)
5. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.
(А. Чехов)
6. Ты сделал добро – скрой, тебе сделали добро – расскажи. (Арабская пословица)
7. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (по А. Захарову)
8. Добрый человек оставляет добрую память, а злой человек будет быстро забыт.
9. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость, что человек должен делать только добро.
10. Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность
Вопрос. Какие предложения вы не обозначили, почему? Какие это предложения? О каком виде предложений сегодня пойдет речь на уроке?
ССП-2,3,8 СПП-1,4,5,7,9 БСП-6,10
3. Открытие новых знаний.
1) Сформулировать тему урока (вместе с учениками) «Понятие о бессоюзном предложении».
Сообщение учителя. На изучение данной темы отводится 10 уроков, два из которых –на контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.
2)Ученики должны сформулировать цели урока.
Мы должны узнать…,
Мы должны понять…Мы должны научиться…
3) А сейчас мы с вами проведем обучающую структуру Эй-Ар-Гайд. На столах у вас листочки с утверждениями. Внимательно прочитайте их и в графе ДО поставьте +, если вы согласны с этим утверждением, и – если не согласны.
ДО
УТВЕРЖДЕНИЯ
ПОСЛЕ
1.Простые предложения в составе БСП связываются при помощи интонации.
+
2.Частями БСП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.
+
3.Между предложениями, входящими в состав БСП, может ставиться только запятая или точка с запятой.
--
4.Постановка знаков препинания в БСП зависит от значения.
+
5.Смысловые отношения в БСП выражаются ярче, чем в ССП и СПП.
--
6. Интонация в БСП перечисления или противопоставления
--
-Вы заполнили таблицу, сейчас отложите их в сторонку, мы к ним вернемся к концу урока и посмотрим, поменялись ли ваши взгляды.
4) Работа в группах
А сейчас я предлагаю поработать с теоретическим материалом учебника - § 24 сс.106 – 109.
Но прежде нам необходимо ответить на проблемный вопрос под «смайликом» на с.106
Задания для групп:
1 группа. Представляет теоретические понятия о бессоюзном предложении на с.106-107 (можно в виде кластера, схемы на ватмане)
2 группа. Представляет сведения о БСП, данные на с.108-109
3 из рубрики – дополнительные сведения из рубрики «Это интересно» (с.106-107).
Время – 5-7 минут.
После этого каждая группа отчитывается о работе.
Формирование навыков.
Выполнив данное задание, вы должны доказать справедливость или опровергнуть высказывание известного ученого-лингвиста Л. Т. Григоряна о том, что «…в бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями
Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.
Я вас любил – меня вы не любили.
Ум, доброта, душевное тепло – все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру.
Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь.
Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
Я понял, что долго не смогу притворяться.
Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСП? (1, 3, 4, 8)
2) А что помогает понять смысл предложения? Конечно, интонация.
Давайте ознакомимся с мультимедийной презентацией.
Во время презентации составьте кластер.
-Какими являются предикативные части в составе БСП?
Физкультминутка.
Понять структуру предложения всегда помогает схема. Как мы будем обозначать простые предложения в БСП? Квадратными скобками. Почему? Работа с упражнением 157. Составить схемы предложений:
1 группа – 1-2
2 группа - 3-4
3 группа - 5-6
5. Итоги урока. Рефлексия
- Возвращаемся к утверждениям. Ещё раз прочитайте утверждения и отметьте. Поменялись ли ваши взгляды. Почему?
-Что узнали на уроке? Чему научились?
Какое предложение называется сложным? Какая интонация может быть в БСП?
И ещё. Если вы заметили, какова была тематика всех практически предложений, прозвучавших в течение урока? (о доброте) Какая основная мысль прослеживается в них?
А вот следующую информацию вы получите на следующих уроках
Какие смысловые отношения могут быть в БСП?
Какие знаки препинания ставятся в БСП?
А когда нужно ставить двоеточие, тире, точку с запятой?
Мы сегодня выполняли различные виды работ. Поднимите руки, кому все было понятно, кто выполнял задание без ошибок. А кто испытал затруднения? Можете поставить сами себе оценку, в зависимости от того, как вы работали на уроке.
Домашнее задание:
Изучить теорию §24.
Письменно на выбор:
а) сочинение «Моя мама, пред тобой я в вечном долгу…» с использованием разных видов сложных предложений;
б) упр.161. Найдите в предисловии романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» бессоюзные сложные предложения. Выпишите их и объясните постановку знаков препинания;
в) работа с распечатанным текстом;
г) упр. 159 и 160
Выставление отметок. Мотивация.
Ребята, я благодарю вас за работу и желаю вам успехов.
Заключительное стихотворение
Нет, не гибнет в жизни большой
Все, что на сердце твое откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
С. Иванов
Приложение
Работа с текстом
1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия. 2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловеческого, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3) Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4) Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5) Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В, И. Даля: «Добро не лихо, бродит в мире тихо». 7) Должен ли человек бороться со злом? 8) Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9) И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты
10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.
11) Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12) Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13) Помните: с доброты человек начинается!
Задание к тексту
найдите БСП;
2) среди предложений 1-4 найдите предложения с вводным словом
назовите грамматическую основу в 9 предложении;
сколько грамматических основ во 2 предложении?
В 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне;
Назовите предложения с обособленными обстоятельствами;