kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по программе М.М.Разумовской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:«Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания».

Задачи данного урока:- сформировать понятие бессоюзного сложного предложения;

- обобщить, систематизировать и закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

- выработать алгоритм определения смысловых отношений между простыми предложениями в составе БСП;

- отрабатывать навыки орфографической и пунктуационной грамотности:

- развивать и формировать навыки комплексного анализа текста;

-развивать логическое мышление при определении правильной постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

- воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку, к русской речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 9 классе по программе М.М.Разумовской »

Паспорт проекта

I Название проекта: «Обобщение и повторение на уроках русского языка». «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания.»

II Автор проекта: Буткова Ольга Ивановна. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Назиевская СОШ».

III Учебная программа: Русский язык по программе М.М. Разумовской.

IV Тип проекта: Практикоориентированный краткосрочный. Обобщение и систематизация ЗУНов.

V Проект будет представлен:

1. Разработка урока.

2. Презентация.

3. Теоретическая выкладка.

VI Заказчик проекта: МБОУ «Назиевская СОШ».

VII Цель проекта:

  1. Определить особое место уроков обобщения в процессе обучения русскому языку.

  2. Определить роль обобщающих уроков при подготовке к итоговой или промежуточной аттестации по русскому языку.

VIII Задачи проекта:

  1. Образовательные:

- сформировать понятие бессоюзного сложного предложения;

- обобщить, систематизировать и закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

- выработать алгоритм определения смысловых отношений между простыми предложениями в составе БСП;

- отрабатывать навыки орфографической и пунктуационной грамотности.

2. Развивающие:

- развивать и формировать навыки комплексного анализа текста;

-развивать логическое мышление при определении правильной постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку, к русской речи.

VIII Вопросы проекта:

  1. Какой алгоритм должен быть выработан, чтобы находить и определять в тексте БСП?

  2. Как различать по значению бессоюзные сложные предложения ?

  3. При каких условиях ставятся знаки препинания в БСП и какие?

  4. Какую роль играют БСП в тексте?

IX Необходимое оборудование:

  1. Интерактивная доска.

  2. Презентация. Флипчарты к уроку.

  3. Таблица «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

  4. Диск «Мультимедийное приложение к учебнику М.М. Разумовской 9 класс»







































Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания. Упражнение235. Есть ли вопросы? Если есть, то попробуйте сформулировать их следующим образом: Прав ли я, считая, что «нетрудно сказать» в первом предложении – вводная конструкция? Составьте 10 вопросов.

  1. Фронтальный опрос.

  • Назовите основные группы сложных предложений?

  • Чем отличаются БСП от других сложных предложений?

  • Какие предложения называются бессоюзными?

  • Какие знаки препинания ставятся в БСП?

  • В каких случаях ставится запятая? Точка с запятой?

  • К каким союзным предложениям они близки?

  • В каких случаях ставится тире?

  • В каких случаях ставится двоеточие?

  • В каких ещё случаях, кроме сложного предложения, употребляются перечисленные знаки препинания?



  1. Работа с таблицей.

И} . ;

потому что а

а именно : так что -

что если… когда…

Пунктуация в

БСП



Запятая,

Точка с запятой



двоеточие



тире

Перечисление

фактов

Причина

Пояснение

Дополнение

Пропуск слов



Противопоставление

Время Условие

Вывод Следствие

Быстрая смена событий

  1. Упражнение 236 карандашом, совместная проверка, самооценивание.

  • Какую роль играют БСП в тексте? (придают динамичность, эмоциональность, выразительность)

  1. Тестовый самоконтроль.

1). В Этом бессоюзном сложном предложении следует поставить тире:

А) Солнце быстрое встаёт – будет день горячий.

Б) Я не жалею о поездке : я много узнал о стране.

В) Махнёт птица раз – станет светлым-светло.

Г) Земля кругла – на ней не скроешь тайны.

2). В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить двоеточие:

А) Я верю : мы увидимся.

Б) Ласточка день начинает – соловей кончает.

В) Очень советую : побывайте в заповеднике.

Г) Уже исчезла нагота полей : их покрыла трава.

3) Это предложение соответствует схеме : : .

А) Чуть трамвай притормозит – пассажир вперёд скользит.

Б) Я не жалею о былом : оно меня не усладило.

В) Царь недолго собирался : в тот же вечер обвенчался.

Г) Чуть трамвай прибавил ход – пассажир назад ползёт.

VII. Деловая игра «Корректор». Задание : исправьте, где нужно пунктуацию предложений.

1-й вариант.

1). Ударит сильный мороз – грунт под зданием постепенно разрушается.

2). Идёшь по тундре, наступишь на кочку, такой поднимается визг и писк.

3). У северных охотников есть такая примета. Если в тундре много пеструшек – будет весной большая охота.

4). Глинистая дорога разбухла : приходилось жаться к мокрым кустам.

2-й вариант.

1). Наташа не узнавала звёзд : созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания.

2). Сказал что-то я : он начал хохотать.

3). Я встал : накинул башлык, опоясал кинжал и вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик.

4). Заранее предупреждаю : удобств не будет.

VIII. Упражнения из мультимедийного приложения к учебнику «Русский язык» 9 класс М.М. Разумовской.

IX. Графический диктант.

Задание: определить на слух виды предложений, передать схемами их структуру.

 

Было тихо, только плеск волн доносился из-за высокого борта. Ничто не шевелилось: ни травка, ни лист. Лес, сурово молчавший, поредел; появились пихты и кедры. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто. Прекрасен лес в солнечный день: прохлада освежает, чудеса световые радуют глаз.


X. Выполнение задания к В3 (подготовка к ГИА):

1). Среди предложений 14-16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

2). Среди предложений 2-8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(1)В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. (2)Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (3)На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. (4)И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. (5)У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. (6)А на кончиках лапок всё-таки поблёскивали росинки смолы, виднелись пупырышки, завязи будущих лапок.(7)Однако завязи были так малы, сами ёлочки были такими хворыми, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

XI. Итоги урока. Комментирование оценок.

XII. Домашнее задание. 1варианту - строчки из стихотворений Пушкина с БСП; 2варианту - строки из стихотворений Рубцова с БСП.( по 5четверостиший).





Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

I вариант

1. Какое утверждение является неверным?

А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Нас охватило чувство страха … (причина).

Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

6. Каково роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. отделяет предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

5) Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

II вариант

1. Какое утверждение является неверным?

А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).

Б. Я взглянул на небо … (следствие).

В. Здесь нельзя проехать … (причина).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

5. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

6. Каково роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. выделяет вводное предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим и не видели бы огня.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Не спится няня здесь так душно.

2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.

3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

4) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по программе М.М.Разумовской

Автор: Буткова Ольга Ивановна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177720


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства