Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Перенос слов".»
Учитель: Жабина Е.С.
Открытый урок русского языка в 3 классе
Тема: "Перенос слов"
Цель: повторить правило переноса слов.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:делить слова на части для переноса; применять правила переноса на письме;
учебно-языковые умения: делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом;
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные умения:определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;
познавательные умения: ориентироваться в учебнике, в тетради; находить ответы на вопросы в учебнике, используя свой жизненный опыт; делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно переносить слова с одной строки на другую; выбирать варианты переноса слов.
Оборудование: дерево достижений, листья разных цветов, карточки с дифференцированными заданиями, презентация, памятки "Правила переноса".
Ход урока:
Слайд 1.
1.Организационный этап.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
2. Психологический настрой на урок. Дерево достижений.
- За окном осенняя пора. Осень - красивое время года. Листочки на деревьях меняют свой цвет и лес одевается в яркие наряды. Все чаще идёт дождик и начинает холодать, а в самом конце осени может пойти настоящий зимний снег.
- Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого есть возможность взять один из листочков (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться, делиться своими знаниями и умениями.
Жёлтый — проявят активность на уроке.
Оранжевый — будут настойчивы.
- Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений, знаний и ожиданий.
3. Минутка чистописания.
Слайд 2. Д д
Слайд 3. Правописание Д
Слайд 4. Правописание д
4. Словарная работа.
диктант (значение слова в словарике с.17, запись слова в тетради)
Работа в словарике №1-3 (с. 17).
5.Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.
Слайд 4. Прочитайте диалог Ани и Вани:
Аня: Здравствуй, Ваня!
Ваня: Привет, Аня!
Аня: Ты написал текст про осень?
Ваня: Написал. Только у меня такая проблема: когда слово не умещалось на строке, я подклеивал страницу.
Аня: А я просто делила слова пополам: зан-оза, сор-ока!
- Кто из детей прав?
- А как вы поступаете, когда пишите, например, диктант ? Вы дописали до конца строки и вот беда – слово не помещается на строчке. Что вы будете делать? (Переносим часть слова на другую строку).
- Для того чтобы верно переносить слово с одной строки на другую, что нужно знать? (правила переноса)
- Как вы думаете, какую из девяти орфограмм сегодня будем повторять? (правила переноса слов) (на с.39 учебника орфограмма под № 9)
- Назовите тему нашего урока (Дети формулируют тему урока "Перенос слова")
Слайд 6. Тема урока "Перенос слов"
- Ребята, чему мы будем учиться на уроке? (На уроке мы вспомним, как правильно переносить слова с одной строки на другую, научимся делить слова для переноса).
6. Работа по теме урока.
1) Перенос слова по слогам; когда одна буква не переносится и односложные слова.
Слайд 7.Запишите и разделите слова на слоги (дети работают у доски):
Укол, ребята, опять, чемодан, осина.
- Как определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Ребята, а теперь запишите и разделите те же слова для переноса. (дети работают у доски).
- Как вы думаете, переносить слово с одной строки на другую нужно по правилам, или так, как захочется?
- Ребята, расскажите правило, как можно переносить слова с одной строки на другую? (по слогам)
Укол, ре-бя-та, опять, че-мо-дан, оси-на.
- Что вы замечаете? (деление слов на слоги и перенос слов по слогам со строки на строку не всегда совпадают).
Слайд 8.Прочитайте стихотворение Александра Шибаева «Как я перенёс слова»:
Мы изучаем перенос, Вот как слова я перенёс: Едва я перенёс е - два И получил за это «два». Укол я перенёс у - кол И получил за это «кол». Опять я перенёс о - пять Теперь, наверно, Будет «пять?!»
- Получит ли пятёрку ученик? Слайд 9
- Чтобы делить слова для переноса без ошибок, надо запомнить определенные правила:
переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам (ед-ва)
Слайд 10 ("В слове Аня ...)
- О чём следует помнить? ( одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку).
- Можно ли перенести с одной строки на другую слово кот? (Нет, в этом слове один слог.)
1. Прочитай слово. 2. Раздели его на слоги. 3. Перенеси одним из возможных вариантов.
10. Закрепление изученного материала. Работа по карточкам.
- Сегодня на уроке мы учились делить слова для переноса. Выяснили, что деление слов на слоги и перенос слов по слогам со строки на строку не всегда совпадает. Чтобы делить слова для переноса без ошибок, надо помнить определенные правила.
- Я предлагаю вам выполнить работу, предложенную мною в карточках. Внимательно прочитайте задание, выполните его. Через несколько минут проверим, что у вас получилось.
I вариант
Задание: выпишите слова, которые нельзя переносить: