Тема урока: «Части речи. Местоимение»
- дать понятие о местоимении как части речи, его грамматическое значение, его роли в предложении;
- развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ, синтез, сравнение), речь учащегося;
- развивать коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог);
Этапы урока | Ход урока | примечан |
Организационный момент | Создание коллаборативной среды. Добрый день , ребята! Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи на уроке и хорошего настроения. Сегодня я хочу , чтобы урок у нас был интересным, познавательным и увлекательным. - Послушайте притчу. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание , если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит? Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания. | Слайд1 Читает учитель |
Мотивационная деятельность | Урок у нас сегодня необычный. Кем мы сегодня будем на уроке?вы наверно уже догадались. ( на доске картинки- краски, кисточки) Каждый из вас будет художником. А вместе мы сможем изобразить красивую картину ввиде мозаики. Которая будет радовать наш взгляд. Давайте вспомним, слово художник из других языков Казахский – суретші Английский язык - painter Давайте вспомним, как художник выполняет свои работы! Ребята, мы тоже будем творчески выполнять все задания. А для того чтобы каждый из вас мог оценить свою работу на уроке у вас на партах лежат Листы – самооценки | Слайд 2 наше творчество Слайд3 Листы Самооценки |
Актуализация опорных знаний и умений учащихся | Итак, начнем … На чем рисуют художники? ( на мольберте)- доска для рисования Ваши тетради - будут сегодня мольбертом! Я тетрадь свою открою Под наклоном положу Я от вас друзья не скрою Ручку я вот так держу Запишем число (Диктует ученик) Сейчас поработаем со словами, которые должен знать каждый художник. Работа в тетради: Перед вами записаны слова. Прочитайте их. На какие две группы их можно разделить?по какому признаку? На какие орфограммы данные слова? пейзаж, картина, полотно, он( читаем орфографически) – предкпреждение ошибок в написании слов. чудесная, морской , удивительное вспомним, какие части речи называются существительным? Прилагательным? составьте словосочетания из данных слов ( морской пейзаж, удивительное полотно, чудесная картина) какое правило помогло составить вам данные словосочетания? ( имена прилагательные сочетаются с существительными в роде, числе и падеже Открываем часть картины. | Слайд 4 Прилагательные и существительные Лист-самооценки №1 Самопроверка |
Открытие темы урока. Постановка учебной задачи урока. Постановка целей урока детьми : | Какое слово у нас осталось? У нас осталось слово – он? Почему мы его никуда не отнесли? Когда Лейла шла в школу с ней произошел один случай. Я думаю вы должны про него узнать.. Проблемный диалог (проблемная ситуация) «Понимаете, такой случай. Я когда вышла в школу, от самого моего дома он за мной увязался. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливалась, он тоже останавливался. Когда я шла быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но в школу он не зашел. Должно быть, им вход сюда воспрещен. Я погладила его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышла, его уже не было. Очевидно, он убежал. Кто это был? После чтения текста выполняют задания «по шагам». -О ком или о чем рассказывал герой рассказа? -легко ли нам догадаться? с уверенностью ли мы ответим? - Почему? - Какими словами называет автор своего преследователя? Какая тема сегодня нашего урока? Мсеотимнеие- собери слово. Минутка чистописания Какие цели мы поставим на уроке - познакомится с новой частью речи - определить вопросы местоимений - их роль в предложении | Читает ученик Дети делают вывод самостоятельно |
Изучение нового материала Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия (или правила)
Применение понятия/правила на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия /правила)
| Мир местоимений широк и разнообразен. В своей речи мы постоянно пользуемся ими, поэтому не случайно, что местоимения занимают 3 место по частоте употребления после существительных и глаголов В русском языке много местоимений. Мы с вами в 3 классе будем работать только с личными местоимениями. Давайте поближе познакомимся с признаками местоимений. Ваша задача - определить особенности этой части речи ( на парте лежит данное стихотворение) – прочитайте. Подчеркните карандашом , какие особенности местоимений вы заметили.
Применяем это слово Вместо имени предмета Нам на все оно укажет Но ничьих имен не скажет Без него, как ни крутись В речи нам не обойтись.
Открываем часть мозаики.
- Итак, какие особенности местоимения вы выделили?
Вывод: Местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, не называет конкретный предмет, но указывает на него.
Сравнение с правилом в учебнике.стр 59. Что вы еще добавите? ( в предложении местоимение является подлежащим или второстепенным членом)
Мы с вами познакомились с признаками местоимений. Этот алгоритм будет помогать нам на протяжении всего урока.
А теперь мы должны узнать какие слова относятся к местоимения ?
Работа по таблице. Найди местоимения! Зачеркни другие слова, оставив только лишь местоимения
Вывод: по алгоритму
Проверка – слайд Запишите местоимения в тетрадь! Почему в таблице 2 раза записано местоимение – вы ( когда к нескольким людям обращаемся – вы, когда к взрослому человеку- Вы)
Вывод: работа по таблице
На самого себя человек указывает с помощью местоимения – я Несколько человек указывают на себя с помощью местоимения – мы
Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к своему другу – ты Если к нескольким одноклассникам-вы как вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре-он Женского пола – она Какое местоимение поможет указать на предмет среднего рода – оно Как указать на многих, о ком говорят - они | Лист-самооценки №2 Чтение правила в учебнике Лист-самооценки №3 взаимопроверка |
физминутка Закрепление полученных знаний Обобщение структурных и семантических признаков понятия или правила (цель: научить обобщать, делать выводы)
| Сталкивались ли вы с местоимениями в других языках? Сейчас я буду диктовать вам местоимения услышав их, вы хлопните в ладоши Как выдумаете где еще можно встретить местоимения? Мектеп, мен, книга, ты, dog,, уоu, Сен, мұғалім, балалар, вы, ол. , кітап, урок, бежать, смелый, дӘптер, сурет, сіз, painter Работа с деформированным текстом. Запиши предложения. Подчеркни местоимения. Мы с Таней учимся в одном классе. Я люблю рисовать. Она любит читать стихотворения. А что любишь ты? Взаимопроверка по слайду. Какие местоимения подчеркнули? Открываем часть мозаики. | Слайд Лист-самооценки №4 |
Работа с текстом Взаимопроверка физминутка |
Работа с текстом Прочитайте текст. Докажите, что это текст. Озаглавьте его. Чем он вам не нравится? Как художники, какую картину вы представили? Нарисуйте картину. ( просмотр видео-рисуем песком) Покажите картину другу. Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга подняла в воздухе легкие снежинки. Словно балеринки снежинки закружили хоровод.. Это волшебница - зима! Выпиши 3 и 4 предложение. ( 1 ученик работает у доски) Вывод: Зачем нам нужны местоимения? Итак, ребята, мы заменили повторяющиеся слова местоимениями. Так для чего же они нам нужны? (Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений. Они являются средством грамматической связи предложений. Местоимения «цементируют» текст. Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не создавать двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь. Без них мы не смогли бы связать одно предложение с другим. Электронная физминутка «Зимняя сказка» |
Текст лежит на парте Лист-самооценки №5 |
Работа в группе (цель: проверить сформированность знаний и умений по теме)
Лист 7 Итог урока Рефлексия | Как вы считаете, должны ли художники уметь работать коллективно? Сейчас мы будем работать в группе. Вспомним правила работы в группе. Задания 1- 4 группе ( в конверте подсказка –местоимения) 1.какое местоимение спрятано в алфавите? | 2.Какие местоимения нужны,чтобы руки стали чистыми | 3. какие местоимения встречаются на плохих дорогах | 4.сколько личных местоимений в слове -семья | 5. Первый слог – личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе – овощ | 6. женское имя, которые состоит из тридцати букв Я | Задание группам- 2-5 2 группа) Вы часто видите рекламы по телевизову! Вам сейчас нужно прорекламировать местоимение! 5 группа) расскажите о местоимении от своего лица! Задание группам: 3-6 Исправь ошибки в употреблении местоимений. Исправь ошибки в тексте! Кто быстрее выполнит задание! (общее) найдите местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый. Выступление групп. Оценивание их другими группами. Ребята, вы много сегодня узнали о местоимении. На парте у вас лежит таблица. Напротив каждого выражения запиши да или нет. Ребята, вы сегодня молодцы, и справились со всеми заданиями , у вас получилось нарисовать прекрасную картину. Опишите, что изображено на картине, используя местоимения. Вспомните, а с какими картинами мы знакомились на уроках литературного чтения? Когда писали сочинения. У вас на партах лежат снежинки. Нарисуйте ваше настроение на снежинке (звучит музыка-я, ты,он, она…)
Все понятно – Остались вопросы – Было сложно, непонятно- Домашнее задание – стр 59 упр 137 – загадки Урок окончен! | Задания для детей лежат под партой. Найдите свои задания. Лист-самооценки №6 Лист-самооценки №7 |
| | |