kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повторить сведения о личных местоимениях (значение, изменение, синтаксическая роль); исследовать смыслоразличительную функцию личных местоимений на примере отрывков из художественных произведений, изученных в 5 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения"»

Урок-исследование
по теме «Личные местоимения»
6 класс

Цель урока:

  • повторить сведения о личных местоимениях (значение, изменение, синтаксическая роль);

  • исследовать смыслоразличительную функцию личных местоимений на примере отрывков из художественных произведений, изученных в 5 классе;

  • развивать интеллектуальные, коммуникативные, исследовательские, творческие возможности учащихся;

  • воспитывать любовь к русской классической литературе, интерес к предмету через формы исследовательской деятельности.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация прежних знаний.
    1. Запись на доске и в тетрадях предложения: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак!» (Н. Хикмет)
    a. В этом предложении повторяем все орфограммы, пунктограммы, графически их обозначаем.
    b. Находим местоимения.
    2. Рассказать все, что мы знаем о местоимении (один ученик выходит к доске и рассказывает). Комментарии его ответа и дополнительные вопросы к нему даются остальным ученикам класса.
    3. Постановка цели и задач урока.



  1. Работа по теме. При подготовке к данному этапу урока учащимся заранее было дано задание: подготовить карточки с примерами на употребление личных местоимений в речи, основываясь на художественных произведениях, изученных в 5 классе.
    Работа в группах.
    1-я группа должна заранее подготовить примеры, в которых используется местоимение «я».
    Ученики класса записывают посередине строчки «Я».
    Проблемный вопрос для 1 группы: существуют ли условия, которые влияют на употребление автором личного местоимения «я» в стихотворных произведениях разных жанров.

    1 пример: Ребята взяли отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге» от слов: О, Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? до слов И песню громкую пою про удаль раннюю мою.
    Анализ данного отрывка позволяет сделать вывод, что поэт один раз сказал «Я», а действий было много: иду, катаюсь, брожу, скачусь, бегу, пою. Следовательно, частое употребление личного местоимения приводит к нарушению поэтической формы и образованию речевой ошибки (тавтологии).
    2 пример: Я голову с тебя сорву! Я этого, приятель, не забыл. (И. Крылов, «Волк и ягненок») Я ль на свете всех милее? (А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
    Ребята пришли к выводу, что местоимение «я» в данных поэтических строчках служит средством характеристики героев: (самовлюбленных, властных, эгоистичных).
    3 пример: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев).
    Анализ поэтических строчек, которые по структуре являются односоставными предложениями, позволяет сделать вывод, что употребление личного местоимения здесь не требуется.
    Примеры и выводы размещены на слайдах, координатор группы представляет результаты исследования.

Общие выводы: Из 10 представленных примеров ученики сделали следующие выводы:

  • Постоянное повторение местоимения «я» лишь засоряет нашу речь, делает ее скучной и однообразной;

  • Пропуск личного местоимения придает речи динамичность, ускоряет ее темп, акцентирует внимание на действии, состоянии, настроении;

  • В определенных случаях употребление местоимения служит одним из средств характеристики героя

2-я группа приводит примеры с местоимением «Мы».
Ученики записывают посередине строчки «Мы»
Проблемный вопрос для группы: меняется ли смысловая функция местоимения «мы» в зависимости от стиля употребления.

1 пример записываем: Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою (М.Ю. Лермонтов, «Бородино»).
Вывод: в данном произведении местоимение «мы» обозначает единство. Солдат говорит от имени всего народа. Само произведение относится к художественному стилю.
2 пример: Как мы себя чувствуем? (обращение доктора к пациенту, но и обращание к приятелю, знакомому).
Вывод: местоимение «мы» может употребляться как обращение к одному человеку, причем с оттенками иронии, шутливости, и это характерно для разговорного стиля.
Учащиеся могут вспомнить на уроке и привести примеры употребления местоимения «мы».
3 пример: Мы исследовали и пришли к выводу (авторское «мы»). Такая форма употребления характерна для научного стиля.
Вывод: местоимение «мы» заменяет в научной речи местоимение «я», что подчеркивает скромность и объективность автора. Местоимение «мы» приобретает отвлеченно-обобщенное значение.
Из 8 представленных примеров следует общий вывод: местоимение «мы» может иметь разное смысловое значение в зависимости от сферы употребления и стилевой принадлежности.

3 группа приводит примеры с местоимениями «Ты», «Вы»:
Ученики записывают посередине строчки «Ты», «Вы».
Ученикам 3-ей группы было предложено заранее ознакомится с теоретическим материалом учебника «Русский язык» Т.А. Ладыженской и выполнить упражнение 397, проанализировав данные примеры.
Проблемные вопрос: какие условия употребления существуют для местоимений «ты» и «вы».

1 пример: Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весною до зари?
Вы выходите на крыльцо… Вот вы сели: лошади разом тронулись. Вы едите (И. Тургенев).
2 пример: «Весна!» - читаешь в каждом взоре; и ты, как празднику, ей рад (А. Плещеев).
3 пример: Здравствуй, мама! Как ты себя чувствуешь?
Анализ примеров данного упражнения позволяет сделать следующие выводы:

  • местоимения «ты», «вы» могут обозначать конкретное лицо;

  • местоимения 2-го лица ед. и мн. Числа могут обозначать любое лицо;

  • местоимение «вы» используется как форма обращения в деловой этике.

  1. Обобщение. Повторение понятий «текст», «цепная и параллельная связь». Роль местоимений как средства предложений в тексте.

  2. Домашние задание. Создать текст их трех абзацев, где была бы показана роль местоимений как средства связи предложений, на тему «Весна! Как воздух чист».

  3. Рефлексия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения"

Автор: Жальмугамбетова Елена Евгеньевна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298411"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка Роль личных местоимений в речи"
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-lichnykh-miestoimienii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "290868"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455030258"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства