конспект урока русского языка во 2 классе "Имена собственные"
Конспект урока русского языка во 2 классе "Имена собственные"
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Имена собственные и нарицательные", соответствующий ФГОС. В конспекте используются элементы развивающего обучения. Темы нескольких уроков объединены вместе с целью экономии времени на изучение более сложных тем, например возможно увеличение количества часов на изучение правописания безударной гласной в корне слова. При работе на уроке используется интерактивная доска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка во 2 классе "Имена собственные" »
ФЕСТИВАЛЬ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Уровень: базовый
Тип урока: получение новых знаний
Форма: урок-исследование
Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные:добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствоватьформированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Основные понятия:
- имя существительное;
- имя собственное и имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных.
Планируемые результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
метапредметные результаты:
регулятивные:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для групповой работы.
Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»
г. Подольск
Открытый урок русского языка во 2 классе
по теме «Имена собственные и нарицательные.
Правописание собственных имен существительных»
в рамках городского фестиваля открытых уроков
Учитель начальных классов
Белоус Ирина Алексеевна
Подольск
19 февраля 2014 г.
Ход урока
Технология проведения
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Формирование УУД
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
ФОУД
I этап. Организационный
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
I этап. Организационный
Эмоциональный настрой.
- Посмотрите, что это? (вопросительный знак). Мудрецы говорят: « Если вы хотите ответить на вопрос, исследуйте его». Хотите побывать в роли исследователей русского языка? Кто такие исследователи? (те, кто исследуют что-то новое) Найдите в толковом словаре Ожегова.
(Исследователь – это человек, занимающийся научной работой).
Разминка рук перед письмом.
- На урок русского языка к нам пришли гости. Давайте знакомиться. Какое название у нашего класса? (Лучики)
- Разотрите ручки, возьмите теплый лучик солнца в свои ладошки, прижмите к доброму сердечку и подарите его окружающим вас людям. Пусть урок наполнится светом знаний, открытий и добрым отношением друг к другу.
Задание1 (У). Минутка чистописания.
- Лучики сели на строчки. Они покажут нам путь к открытию новых знаний. Какую букву можно собрать из этих элементов? (Л)
Лл
- Что можете сказать о первом звуке из слова «лучик»? (согл., тв.-парн., звонк.-непарн.)
- Запишите задание. Помните про посадку. Пишем аккуратно.СЛАЙД 1(Работа с ИД)
Личностные УУД: положительное отношение к учению
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя, используя справочные материалы
Настроить детей на работу.
Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу
Работать со словарем
Ф
II этап. Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания
II этап. Актуализация знаний
Внедрение в учебную деятельность.
- Прослушайте песенку на стихи Ю. Тувима Определите тему исследования. СЛАЙД 2
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тетка - Трулялетка,
И дочурка - Трулялюрка,
И сынишка - Трулялишка,
И собачка - Трулялячка.
Есть у них еще котенок,
По прозванью Труляленок,
И вдобавок попугай -
Развеселый Труляляй!
- Какой частью речи являются выделенные слова? (имена существительные)
- Почему они написаны с заглавной буквы? (это имена собственные)
- Как называются остальные слова? (нарицательные; предстоит выяснить)
Значит, тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных».
- Поставьте цель для себя.
Сегодня на уроке мы узнаем … какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным.
научимся … их различать.
попробуем … свои знания применить на практике.
- А какая у меня цель? (помочь вам)
На уроке составим копилку собственных имён существительных, которая пригодится нам для дальнейших уроков.
Задание 2 Словарная работа. СЛАЙД 3
- Прочитайте стихотворение.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
- Кто написал это стихотворение? (С. Михалков)
- Что такое застава? (Застава - место въезда в город)
- По-другому можно назвать УЛИЦА.
- Какое слово спряталось внутри? (лица)
Улица – это лицо города. Чем она чище, тем краше город.
Запишем словарное слово. Запомним его написание.
- Закончите предложение:
Наша школа находится на улице _____.
- С какой буквы пишутся названия улиц?
(С заглавной)
-Что такое каланча? (Наблюдательная вышка над зданием пожарной части)
- Почему написано с заглавной буквы? (Прозвище)
-Почему его так назвали? (Он высокий). Людям неприятно, если их обзывают обидными словами. Помните об этом.
- Какое словарное слово встретилось в следующей строчке? (фамилия). Запишите его в словарик и запомните.
- Как пишутся фамилии людей? (С заглавной буквы)
-Почему Степан написано с большой буквы, а ИМЯ с маленькой? (Степан – имя собственное, пишется с большой буквы, а слово имя – нарицательное.)
Проверка домашнего задания
Имя - это первый подарок, который вы получаете от родителей. Дома я просила вас написать о своем имени. Опрос учащихся. Оценивание.
Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия
Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия
Коммуникативные УУД: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно
Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.
Включить обучающихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Организовать работу с орфографическим словарем учебника; развивать речь.
Диалог с учителем.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Работать со словарем учебника.
Оценивать правильность выполнения заданий.
Ф
и
III этап. Самоопределение деятельности
Цель: мотивировать к изучению темы.
- Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.
III этап. Самоопределение деятельности
Очень давно, люди стали нарекать все окружающие их предметы и явления словами, т.е давали им названия.
Например, место, где человек жил назвали дом, где собирал грибы и ягоды – лес.
Но некоторые предметы, особенно важные для людей, имели свои собственные, только им принадлежащие имена.
- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.
Выберите из них название городу, реке, имя, кличку щенку. Остальные слова отнесите в последний столбик.
имя город река кличка
Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя
Личностные УУД:
понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий, планировать свои действия
Включить учащихся
в обсуждение проблемной ситуации.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Г
и
IVэтап. Открытие новых знаний.
Цель: научить
объяснять различие имен собственных и нарицательных.
IV этап. Открытие новых знаний.
- Учёные придумали специальные термины. Слова первых столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- Почему нарицательные назвали таким именем?
(они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени).
Работа с правилом
- Прочитаем правила в учебнике на странице 52 и с. 53.
- Какие существительные мы называем собственными?
- С какой буквы они пишутся?
- А какие существительные мы называем нарицательными?
-Можно ли утверждать, что имена нарицательные так же, как и собственные, пишут с заглавной буквы? Обоснуйте своё мнение.
Вывод: имена и реки, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда!
Физкультминутка
-Закройте глаза. Поводите глазными яблоками по кругу. К доске пойдет Вика. Откройте глаза.
-Можете ли выполнить мою просьбу? (нет, не знаем фамилии)
- Как называют людей с одинаковыми именами? (Людей, которые носят одинаковые имена, называют тёзками).
- А в нашем классе есть тёзки?
- Встаньте Маши, Вовы, Димы, Вики.
- Как же можно различить тезок? (По фамилиям)
- Как называют людей с одинаковой фамилией, но не родственников? (однофамильцы)
- Можно ли назвать однофамильцами Леру и Вику Глушко? (Нет, они сестры)
Как пишутся имена и фамилии людей? (С заглавной буквы)
Физкультминутка Ванька-встанька
Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Тольятти)
Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение
Личностные УУД:
уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Работать с информацией, представленной вучебнике.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Ф
и
V этап. Применение новых знаний.
Цель: научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных
ДИАГНОСТИКА качества освоения темы
V этап. Применение новых знаний.
Упражнение в написании заглавной буквы". - Что будем развивать, выполняя это задание? (мышление, память)
- А зачем нам развивать мышление и память? (чтобы лучше учиться, получать хорошие и отличные оценки; быстрее понимать то, что объясняет учитель; быстрее и лучше выполнять задания в классе и домашнюю работу во второй половине дня; на контрольной работе выполнять задания не только быстро, но и правильно; самостоятельно находить ошибки в выполненном задании; выполнять и решать сложные задания без помощи и подсказок учителя; получать хорошие четвертные и годовые оценки; находить несколько решений одного задания; выигрывать учебные конкурсы, олимпиады; занимать почётные первые места; приобрести хорошую профессию, быть успешным в жизни).
Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.
Задание 4СЛАЙД 4
- Помогите котенку разобраться в правилах. Напишите слова. Определите количество звуков и букв: Таня, Игорь, Юля.
- Какими именами, полными или сокращёнными, называют взрослых людей? А детей? Поэтому сокращённые имена ещё называют уменьшительными. Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу неполные. Назовите свои полные имена:
Даня – это … (Даниил)
Лера – это … (Валерия)
Злата -
- Как вы думаете, как звали в детстве Ивана-царевича? Марью-царевну?
СЛАЙД 5 Работа с интерактивным текстом в программе WorkSpace
- Запишите имена собственные сказочных героев.
- Найдите ошибку (Змей – это имя, Горыныч - отчество)
- Есть ли женская пара у мужского имени Федор? (Федора из произведения К. Чуковского)
- Где в жизни можно использовать эти знания? (подписываем тетрадь, пишем письмо, заполняем адресную книгу на телефоне, подписываем контрольные работы).
- Запишите свое имя и свою фамилию в тетрадь.
Я хочу вам рассказать
Об Иван Иваныче
Ох, и любит он поспать
На Диван Диваныче.
(С. Погореловский)
- Представим себе такую ситуацию: два человека являются тёзками и к тому же однофамильцами. Как ещё можно различить их? (По отчеству). Действительно, кроме имени и фамилии, есть ещё и отчество. Слово отчество означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т.е. к имени детей добавляется его имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерями они являются. Отчество всегда даётся по полному имени.
Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству.
- Назовите имена и отчества ваших родителей.
- Кот Матроскин, герой произведений Э. Успенского, утверждает, что Матроскин – это его фамилия. Вы согласны?
(Имена и фамилии бывают только у людей, а у животных – клички. Хотя в сказочных произведениях, где животные действуют как люди, у них могут быть имена, фамилии и даже отчества).
- В сказках кота называют Кот Котофеич. А как звали его отца? (Котофей)
- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
- Какие существительные мы называем собственными? С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся?
Задание 5
Прочитайте стихотворение. СЛАЙД 6
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
- Кто написал это стихотворение? (С. Маршак)
- Назовите синоним к слову «рассеянный». (невнимательный)
- К чему приведет невнимательность на уроке? (не запомним правило, не научимся грамотно писать)
- Рассеянный – это имя собственное или нарицательное?
Запомни: Имена нарицательные могут переходить в разряд имен собственных и наоборот. В данном случае имя нарицательное (рассеянный человек) стало именем собственным (Рассеянный с улицы Бассейной).
Так превратились и нарицательные имена существительные вера, надежда, любовь в имена собственные Вера, Надежда, Любовь.
История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:
Так, большая усовершенствованная гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян).
Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.
Задание 6 (У) СЛАЙД 7 Работа с интерактивным текстом в программе WorkSpace
- Помогите человеку рассеянному справиться с заданием. Распределите слова в две группы: собственные и нарицательные.
Задание 7 (У) Составь предложения (самостоятельно).
"Дорогие, ребята! Помогите разобраться, где писать большую букву, а где маленькую. Слова одинаковые, но пишутся по - разному. Почему?"
Под диктовку:
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Вася рыбаков был у рыбаков.
Улетел орёл за город орёл.
Задание 8
Работа в группах
Выбор темы
Комплектация групп
Напоминание правил работы в группе
Распределение обязанностей в группе:
-организатор;
- чтец;
- докладчик;
-часовой;
- редактор
1 группа Путешественники
- Найдите на глобусе и запишите имена собственные.
Напишите письмо девочкам и мальчикам из разных школ города, закончив предложения.
Дорогие ________. Мы живем в городе ____, учимся в школе № __. Наша школа находится на улице _______. В нашем классе есть (перечислите имена) _______. Ждем вас в гости и желаем добра.
4 группа Библиотекари
Разложите книги в алфавитном порядке и запишите фамилии авторов.
5 группа Планетарий
Рассмотрите карту звездного неба над Московской областью и выпишите названия созвездий.
ОТЧЕТЫ ГРУПП.
СОСТАВЛЕНИЕ КОПИЛКИ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
город имя река фамилия
деревня отчество планета кличка
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы
Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины;
понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
уметь планировать учебное сотрудничество в группе
Личностные УУД:
уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию
Организовать работу в группах;
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Ф
Г
VI этап. Рефлексия учебной деятельности
Цель: научить осознавать свои достижения
Итог урока
Задание 9 (У) Дополните предложения
СЛАЙД 8
Работа с интерактивным текстом в программе WorkSpace
Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия газет, журналов, книг, спектаклей – это ___ имена существительные.
Слова, которые называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества подобных – это _____ имена существительные.
Собственные имена существительные пишутся с _____ буквы.
- Какие цели мы ставили в начале урока?
Удалось ли нам их достичь?
- Как исправить то, что не получилось? (выучить правило, обратиться за помощью к учителю)
- Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я узнал …(какие имена называются собственными, а какие - нарицательными)
научился … (писать правильно имена собственные и нарицательные)
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание: выучить правила на с. 52. 53; упр. 90
– Если вам понравился урок, прикрепите к солнышку желтый лучик, а если нет, то – синий лучик.
Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение
Анализировать свои успехи и неудачи
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
ф
Литература
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 144с. – (Б-ка учителей начальной школы).
Скопина Е.А., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 (1–4) класс – М.:Вако, 2007. -128с. – (В помощь школьному учителю).
Русский язык. 2 класс: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М., Просвещение, 2013.
Напишите письмо девочкам и мальчикам из разных школ города, закончив предложения.
Дорогие ___________________________________.
Мы живем в городе ________________________, учимся в школе № ______. Наша школа находится на улице ________________________________________. В нашем классе учатся (перечислите имена своих одноклассников) ______________________________________________________________________________________________________________ . Ждем вас в гости и желаем добра.
Космонавты
Совершите космическое путешествие и выпишите названия созвездий и планет с карты звёздного неба над Московской областью.