Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Определение времени глагола"»
Урок русского языка по теме
«Упражнения в распознавании времени глагола»
для 3 класса
Урок – путешествие
Цели урока:
- формировать у учащихся умения распознавать временные формы глаголов и правильно их употреблять;
- развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- воспитывать внимательность, самостоятельность и бережное отношение к родной природе;
Ход урока
I Организационный момент
II Объявление целей и задач
Сегодня на уроке мы повторим все о глаголе и поупражняемся в определении времени глаголов.
III Каллиграфическая строка
Какое сейчас время года? По каким признакам вы определили?
Весной все чаще можно увидеть, как оживает природа. Появляются насекомые, прилетают из теплых краев птицы, распускаются листочки на деревьях.
Вы все наверно видели как в парках, садах белят стволы деревьев. Как вы думаете, для чего это делают? (в коре деревьев поселяются жуки-короеды, они наносят стволам деревьев большой вред).
Но есть еще жук - буквоед. Он обитает в тетрадях у некоторых учеников. Угадайте, какие буквы обглодал жук - буквоед.
Какие вы знаете части речи?
Назовите прилагательные, которые вам встретились?
Как изменяются имена прилагательные? Определите у прилагательных род и число?
Что называется глаголом? Как изменяются глаголы? Назовите глаголы, которые вам встретились? Как изменяются глаголы?
Измените, данные глаголы и поставьте их в настоящем,
в будущем и прошедшем времени?
IV Словарная работа
Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок, хозяин леса.
Плачет он, говорит, что совсем перестали люди беречь природу: деревья рубят, гнезда разоряют, грибницы разрушают. Обидеть природу может всякий, защитить - не каждый. Просит Лесовичок пощадить природу, беречь лес, птиц и все остальное. И придя к нам сегодня на урок, он принес несколько заданий, с которыми я, надеюсь, вы справитесь. И тогда он поделится с нами своими секретами и даст кое-какие советы.
Вы ребята, часто бываете в лесу. Значит, вам, несложно будет отгадать слова. Которые вы видели в лесу ни один раз. А какие это слова вы узнаете, когда отгадаете загадки.
1.Лиственное дерево с белой корой (береза).
2.Зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными
ногами (заяц)
3.Стоит Егорка в красной ермолке
Кто ни пройдет, всяк поклон отдает (земляника)
4.Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина).
5.Как соску, лапу в пасть положит,
Иначе он заснуть не может (медведь).
6. Воду пьет - себя торопит,
И растет, и листья копит.
Набирает вес в кубышке,
В середине - кочерыжка (капуста)
7. Мальчик-крошка
В костяной одежке,
Шапочка зелена
До ушей надвинута (орех)
8. Что за дерево стоит:
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
9. Небольшой сочный плод кустарников, полукустарников и
Итак, с первым заданием вы хорошо справились. И наш друг Лесовичок хотел бы дать вам совет (показ картинки подорожника)
Но сначала скажите, какое это растение? Что интересного вы знаете о нем?
(Это подорожник - если порезались или натерли ногу, или у вас рана, сорвите лист подорожника, разомните его и приложите к ране)
V Закрепление пройденного материала
Ребята, Лесовичок, хотел бы вам дать один совет, а какой, вы знаете, когда выполните следующее задание. Вам нужно глаголы записать в прошедшем, настоящем и будущем времени?
Хрустеть-
Свистеть-
Гудеть-
Ребята, что бывает, когда укусит пчела?
При укусах пчел помогает млечный сок одуванчик;
И боль проходит, и опухали не останется.
У Лесовичка очень много лесных друзей. Как вы думаете кто это? И среди них есть лисичка-сестричка, которую Лесовичок пригласил к нам на урок. А она очень хитрая и приготовила вам свои хитрости. Я думаю, с ее хитростями мы справимся.
Первая хитрость. Вам нужно отгадать ребус.
И лиса для нас приготовила игру «Кто больше». Вам нужно подобрать как можно больше глаголов настоящего времени к слову волк
Вторая хитрость: вам нужно отгадать, что за предложение лиса составила, но буквы в словах все перепутались.
В меннесев лусе верте сбодвоно лягует.
(В весеннем лесу ветер свободно гуляет.)
Разобрать данное предложение. Указать части речи. У глагола определить грамматические признаки.
А на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
Лесовичок тоже очень любит играть и хотел, чтобы мы поиграли вместе с ним в игру « Наоборот». Вам нужно подобрать глаголы – антонимы.
Говорил-
Хвалил-
Работал-
Бежит-
Дала-
Светлеет-
Лесовичку понравилось, как вы играли с ним весело, дружно и хотел бы вам дать следующий совет.
Все вы бывали в лесу летом, кто там из насекомых нам часто мешает и надоедает?
Так, вот от комаров в лесу помогает пижма или дикая рябинка: надо натереть руки и лицо, запах цветка отпугивает надоедливых насекомых.
У Лесовичка есть любимый цветок, а какой вы узнаете из стихотворения.
Иду по тр…пинк…
у самой с…сны.
С…неет п…дснежник
фонарик в…сны.
Сигналит, что скоро
в з…леный наря…
оденется лес
и п…ля зашумят.
Задание: вставить буквы, найти глаголы и определить время.
VI Итог урока
Лесовичок, очень доволен тем, как вы работали сегодня. И те секреты и советы. Которые он вам приготовил, и надеется, что будут полезны и пригодятся в будущем. И приглашает вас в лес к себе в гости.