kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока русского языка, описание презентации для урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.      Организационный момент.

2.      Словарная работа.

1) Списать с доски слова с пропущенными буквами.

Мороженое, паспорт, кабинет, бригада, температура, патриот, литература.

2) Самопроверка.

3) Самооценка.

3. Постановка темы и цели урока.

1) Прочитать стихотворение на доске.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

2) Ответить на вопросы.

Какое действие выполняет ракета?

Какое действие выполняют люди?

Какое действие выполняют сады?

Какое действие выполняет хлеб?

Какая часть речи выполняет эти действия?

3) Запись темы.

4) Постановка цели.

Вспомним вопрос глагола, какие действия могут обозначать глаголы, каким членом предложения являются, поучимся употреблять глаголы в речи.

Просмотр презентации по теме урока

О чем это ?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам.Глагол

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие

предмета.

Например: Осень наступила.

Слайд 1 - Слайд 28

3.      Объяснение нового.

1) Выписать глаголы из предложений.(компьютерная презентация)

а) Глаголы, обозначающие звучание.

1. Скоро весенние капели застучат под окном.

2. Зазвенит первый ручей.

Задай вопросы к глаголам.

4. Работа с глаголами – антонимами.

Работа по учебнику. Упр. 236 (устно).

5. Синтаксическая роль глагола.

1) Запись под диктовку.

Наступил снежный февраль. Холодные вьюги замели дороги. Лес утонул в дремучих сугробах.

2) Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.

3) Итог: с. 188 прочитать правило.

Физкультминутка.

6. Упражнение на развитие речи.

1) Слово о 23 февраля.

2) Вставить пропущенные слова, подходящие по смыслу, пользуясь словами для справок.

Ночью вражеский разведчик попытался. на нашу землю. Собака Джек… врага. Она … на нарушителя границы. Пограничники … вражеского разведчика.

(Слова для справок)

7.Итог урока.

8. Домашнее задание: с. 188, 184 № 237

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока русского языка, описание презентации для урока"»



УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА "ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ" 7 КЛАСС

Урок русского языка

Класс:7

Учитель: Ислентьева Тамара Александровна


Тема урока: Глагол как часть речи.

Цели:

1) повторение и углубление знаний о глаголе;

2) формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения;

3) развивать связную речь, внимательность, точность выполнения задания;

4) воспитывать любовь к художественному слову, усидчивость, сдержанность.


Оборудование: записи на доске, компьютерная презентация, карточка, учебник, тетрадь, тетрадь для правил.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Словарная работа.

1) Списать с доски слова с пропущенными буквами.

Мороженое, паспорт, кабинет, бригада, температура, патриот, литература.

2) Самопроверка.

3) Самооценка.

3. Постановка темы и цели урока.

1) Прочитать стихотворение на доске.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

2) Ответить на вопросы.

Какое действие выполняет ракета?

Какое действие выполняют люди?

Какое действие выполняют сады?

Какое действие выполняет хлеб?

Какая часть речи выполняет эти действия?

3) Запись темы.

4) Постановка цели.

Вспомним вопрос глагола, какие действия могут обозначать глаголы, каким членом предложения являются, поучимся употреблять глаголы в речи.

Просмотр презентации по теме урока

О чем это ?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам...Глагол

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие

предмета.

Например: Осень наступила.

Слайд 1
Сургут-2013 Мультимедийная презентация урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как часть речи» Составила Ислентьева Тамара Александровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19

Слайд 2
Цели: Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки. Содержательные - формировать умения отличать причастия от прилагательного и определять глагол, от которого образовано причастие , познакомить обучающихся с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию, и его типичными суффиксами, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию.

Слайд 3
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, знакомство с правилом); практический (самостоятельная работа, работа с карточками-заданиями); метод дифференцированной проверки знаний; наглядный (иллюстрации, карточки); частично-поисковый. Формы урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа, взаимопроверка, самопроверка, самостоятельная работа, дифференцированная работа. Оборудование: интерактивная доска; мультимедийные слайды; раздаточный материал; учебник «Русский язык». 7 класс. М.Т.Баранов , Т.А.Ладыженская , Л.А.Тростенцова и другие. М., Просвещение, 2011.

Слайд 4
Этапы урока: № п / п Этап урока Время, мин. 1 Организационный момент 2 мин 2 Актуализация знаний 5 мин 3 Изучение нового материала 13 мин 4 Формирование новых знаний 7 мин 5 Применение новых знаний и умений 9 мин 6 Систематизация знаний 4 мин 7 Задание на дом 2 мин 8 Подведение итогов и рефлексия 3 мин

Слайд 5
I .Организационный момент: подготовить обучающихся к работе на уроке, приветствие, проверка отсутствующих, запись даты. Ход урока .

Слайд 6
II .Актуализация знаний: создать ситуацию успеха и положительного эмоционального настроя, актуализировать опорные знания учащихся, подготовить мышление учащихся к построению нового способа действий . Учитель : Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. На этом уроке мы постараемся открыть новые секреты русского языка. Сегодня вы узнаете удивительную историю о бесприютных суффиксах, которые обрели свое место. Мы познакомимся с новой для вас частью речи, рассмотрим, как она образуется. Для этого мы вспомним морфологические признаки прилагательного.

Слайд 7
Заполним кластеры: прилагательное глагол Вопрос: какой? какая? какое? какие? Форма: полная и краткая Род, число, падеж Вид Время

Слайд 8
Учитель: - Знание об этих частях речи пригодятся нам для определения той части речи, о которой мы будем с вами говорить. Как вы думаете, с какой целью мы вспоминали эти признаки ? Ученик: -Та часть речи, о которой пойдет речь, имеет признаки глагола и прилагательного . Учитель: -В связи с этим определите, какая цель стоит перед вами на уроке ? Ученик: - Узнать новую часть речи, ее морфологические признаки . Ученик: - Определить отличительные признаки этой части речи.

Слайд 9
III . Изучение нового материала (познакомить с новым материалом). Учитель: Для достижения поставленных нами целей я предлагаю вам отправиться в лингвистическое путешествие. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Морфология жил-был король. Однажды собрал он на бал своих подданных. Во дворец прибыли Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма почему-то откладывалось. Оказалось, что к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились незнакомые гости. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс – енн – был ему знаком. делающий любящий читавший везший озаряемые гонимый прочитанный увиденная бритый

Слайд 10
- Ребята , а вам знаком этот суффикс ? К акой части речи из тех , что прибыли во дворец , он принадлежит ? Ученик : Суффикс – енн - принадлежит прилагательному . Учитель : Стали просить гости у короля Морфологии определить их к какой - нибудь части речи . Глаголы - добряки сразу же вызвались помочь . Они подбежали к незнакомцам и сказали : «Мы подарим вам самое дорогое , что у нас есть – основу , и вы будете частицей нашего сердца» . И добрый волшебник Прилагательное тоже захотел помочь несчастным и подарил им окончания . И вот какие слова получились . Прочитаем и запишем их в тетрадь . Делать делающий Любить любящий Читать читавший Везти везший Озарять озаряемые Гнать гонимый Прочитать прочитанный Увидеть увиденная Брить бритый

Слайд 11
Учитель: - Получилась самостоятельная часть речи. И назвали её причастием. Итак, запишем тему нашего урока «Причастие как часть речи». На доске прочитайте , что сказал о причастиях В.И.Даль , автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка ». Ученик: - « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного ». Учитель: - В.И . Даль обратил внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательное. Запишите это высказывание.

Слайд 12
Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного. В.И. Даль.

Слайд 13
Учитель: - Так как причастие напоминает прилагательное, давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном? По каким признакам мы отличаем имя прилагательное от других частей речи? Обратимся к составленным кластерам. Подходят ли эти признаки причастию? Продолжим работу по учебнику. Найдите общие признаки прилагательного и причастия. Читаем параграф 9 вслух и работаем в парах.

Слайд 14
Работа в парах Имя прилагательное маленький мальчик 1 . Вопрос : какой 2. Признак предмета 3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р. 4. Изменяется по родам, падежам, числам ( маленькая девочка, маленького мальчика, маленькие мальчики) 5. Окончания – ий , - ая , -ого, - ие . Причастие читающий мальчик 1. Вопрос: какой 2. Признак предмета по действию 3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р. 4. Изменяется по родам, падежам, числам (читающая девочка, читающего мальчика, читающие мальчики ) 5. Окончания – ий , – ая , –ого, – ие . Вывод(делает ученик): Причастие имеет признаки прилагательного.

Слайд 15
Работа в парах Глагол любит 1. Действие предмета 2. Время (наст.) 3. Вид (несов.) 4. Возвратность ( невозв .) 5. Зависимые слова (любит кого?) Причастие любящий 1. Признак предмета по действию 2. Время (наст.) 3. Вид (несов.) 4. Возвратность ( невозв .) 5. Зависимые слова ( любящий кого?) Вывод (делает ученик): Причастие похоже и на глагол, только у него 2 времени: настоящее и прошедшее.

Слайд 16
Причастие совмещает признаки

Слайд 17
Учитель : Опираясь на данную схему и материал параграфа, дайте определение причастию . Ученик: ПРИЧАСТИЕ: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Изменяются по временам, числам и падежам.

Слайд 18
Узнаём причастие Суффиксы - ущ - (- ющ -) - ащ - (- ящ -) - вш -, - ш - - ом - (-ем-), -им- - нн -, - енн -, -т- От глагола (можно сказать «тот, который…») Летящий – тот, который летит Учитель: - Ребята, я вам открою секреты причастия. Чтобы легче было узнать причастия среди других частей речи, запомните суффиксы.

Слайд 19
IV . Формирование новых умений. Учитель: Проверим, кто обладает хорошей памятью. В течение 1 минуты вам нужно запомнить суффиксы, а затем записать их в тетрадь. (Взаимопроверка задания). 1) лаявшая собака 2) волнистые волосы 3) крикливый ребёнок 4) дремлющий ребёнок 5) старший брат 6) растаявший снег 7) построенный дом 8) дремучий лес 9) плывущие облака 10) пожелтевший лист Найдите словосочетания с причастиями.

Слайд 20
Учитель: -Второй секрет: причастие можно заменить сочетанием «тот, который + глагол», от которого причастие образовано. Например: летящий – тот, который летит. Проверим ваши знания! 1. Это причастия? Кричащий Тот , который кричит Бегущий Тот , который бежит Спасенный Тот , которого спасли Принесший Тот , который принес Забытый Тот , которого забыли Ведомый Тот , которого ведут Уставший Тот , который устал

Слайд 21
Учитель: Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечает А.С.Пушкин . Он с сожалением пишет: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим «карета, скачущая по мосту», «слуга, метущий комнату». Мы говорим, которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». Пушкин широко использовал причастия в своих произведениях, показывая, что они делают речь более яркой и выразительной. И мы в этом еще не раз убедимся, читая его стихотворения, повести и рассказы .

Слайд 22
Причастие обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим «карета, скачущая по мосту», «слуга, метущий комнату». Мы говорим, которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. А.С.Пушкин.

Слайд 23
Итак, все секреты причастия вы знаете. V . Применение новых знаний и умений. Задание1. Учитель: Найдите причастия в предложениях, которые мы запишем на доске и в тетрадях. Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня. Учитель: Как найти причастие ? Ученик: Ищу существительное и от него задаю вопрос какие?: громкие и раздавшиеся . Учитель: Как узнать, какое из них причастие ? Ученик: Заменить глаголом, посмотреть на суффиксы: причастие раздавшиеся.

Слайд 24
Задание 2 Дифференцированная работа. Определите признаки глагола и прилагательного у причастия, заполнив таблицу(раздаточный материал с таблицей). 1-я группа заполняет таблицу словами: пронизанных (туч), озаривший, гаснувший (луч). 2-я группа выполняет работу под руководством учителя: летящий, спешащий (лист).

Слайд 25
Прич . + сущ От какого глагола образо-вано Признаки глагола Признаки прилагательного вид время воз-врат-ность число род падеж пронизанных туч прони-зать сов. прош . не - возвр . мн. – Род. озаривший луч озарить сов. прош . не - возвр . ед. муж. Им. гаснувший луч гаснуть несов. прош . не - возвр . ед. муж. Им. летящий лист лететь несов. наст. не - возвр . ед. муж. Им. спешащий лист спе-шить несов. наст. не - возвр . ед. муж. Им.

Слайд 26
VI . Систематизация знаний. Учитель: С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке? Что мы о ней узнали? Давайте выразим это в форме синквейна. Синквейн 1 . Причастие 2 . Полное , краткое. 3 . Изменяется , обозначает, отвечает. 4 . Имеет признаки глагола и прилагательного. 5. Форма (Проверка работ учащихся).

Слайд 27
VII. Задание на дом. 9(прочитать), из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» выписать 10-12 причастий. §

Слайд 28
Учитель: Посмотрите в свои тетради и определите , все ли из списка короля Морфологии у вас получается. - Умею пользоваться «секретами». - Нахожу в причастии признаки глагола и прилагательного. - Умею отличить от других частей речи. Если все 3 пункта вы сможете утвердить - покажите своими карточками, с каким настроением уходим с урока? Красный – отличное настроение, всё получилось, ошибок практически нет. Жёлтый – хорошее настроение, не всё удалось, как хотелось. Зелёный – есть над чем поработать, повторить, выучить. А следующий урок, ребята, мы начнем с эпиграфа, которым мы закончим сегодня урок: Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю Глагол по значению напоминаю. VIII. Подведение итогов и рефлексия


  1. Объяснение нового.

1) Выписать глаголы из предложений.(компьютерная презентация)

а) Глаголы, обозначающие звучание.

1. Скоро весенние капели застучат под окном.

2. Зазвенит первый ручей.

Задай вопросы к глаголам.

б) Глаголы, обозначающие цвет.

1. Пожелтели березовые леса.

2. Только зеленели по-летнему ели и сосны.

Задай вопросы к глаголам.

в) Глаголы речи.

-Что это за деревня?- спросил я.

- Чистый Двор, - ответила бабушка.

Задай вопросы к глаголам.

г) Глаголы, обозначающие движение.

1. Он идет далеко.

2. Мимо едет грузовик.

Задай вопросы к глаголам.

д) Глаголы, обозначающие чувства.

1. Маруся обрадуется кукле.

2. Мальчик сильно будет грустить.

Задай вопросы к глаголам.

е) Глаголы, обозначающие трудовые процессы.

1. Рисовать красивый пейзаж.

2. Пришить пуговицу к платью.

Задай вопросы к глаголам.

2)Прочитай вопросы, которые задавали к глаголам.

Что сделают? Что сделает?

Что сделали? Что делали?

Что сделал? Что сделала?

Что делает? Что будет делать?

Что делать? Что сделать?

3)Итог: с. 184 прочитать правило.

4. Работа с глаголами – антонимами.

Работа по учебнику. Упр. 236 (устно).

5. Синтаксическая роль глагола.

1) Запись под диктовку.

Наступил снежный февраль. Холодные вьюги замели дороги. Лес утонул в дремучих сугробах.

2) Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.

3) Итог: с. 188 прочитать правило.

Физкультминутка.

6. Упражнение на развитие речи.

1) Слово о 23 февраля.

2) Вставить пропущенные слова, подходящие по смыслу, пользуясь словами для справок.

Ночью вражеский разведчик попытался ... на нашу землю. Собака Джек… врага. Она … на нарушителя границы. Пограничники … вражеского разведчика.

(Слова для справок)

Пробираться, проникнуть, пройти.

Заметила, увидела, обнаружила.

Кинулась, бросилась, ринулась, устремилась.

Задержали, схватили.

3) Списать. Самостоятельно подчеркнуть главные члены и указать части речи в 2-х последних предложениях.

7.Итог урока.

8. Домашнее задание: с. 188, 184 № 237


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Конспект урока русского языка, описание презентации для урока"

Автор: Ислентьева Тамара Александровна

Дата: 28.09.2016

Номер свидетельства: 346444

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по немецкому языку, презентация для урока "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-niemietskomu-iazyku-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "225203"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439480855"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiekst-rassuzhdieniie-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "238763"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444650168"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока русского языка в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121193"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413903435"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка (УМК "Планета знаний") по теме "Текст. Типы текстов"."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-umk-planieta-znanii-po-tiemie-tiekst-tipy-tiekstov"
    ["file_id"] => string(6) "337541"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468559125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства