Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: "Самостоятельные и служебные части речи"»
Самостоятельные и служебные части речи
Цель урока: формирование предметной компетентности.
Задачи урока:1.совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
- коммуникативные(коммуникация как общение, как кооперация).
Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в группе, планировать работу, оценивать результат.
Цель урока (для учащихся): распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся о частях речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Проблемно-поисковые
Самостоятельная работа и работа под руководством учителя.
Словесные: эвристическая беседа
Практические: наблюдение, анализ
Оборудование:презентация в программе Microsoft Office PawerPoint.
Ход урока:
Организационный этап.(2 минуты)
1.Мотивационный диалог.
(Организационный компонент, создание благоприятной психологической атмосферы, готовности к работе)
-Добрый день!
-Ребята, как вы обратили внимание, что сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке присутствуют гости. И чтобы им было интересно и не скучно, вы должны хорошо поработать и, я думаю, вы им понравитесь.
-Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Я ее зашифровала в стихотворении, попробуйте догадаться, о чем идет речь.
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем … (части речи).
Дети дают ответ, тема появляется на экране. «Самостоятельные и служебные части речи». (Запись в тетрадь даты, наименование вида работы, темы)
-Ребята, а что всегда мы проговариваем после того, как записали тему урока?(цель урока).
- Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.
Цель урока: знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным; уметь определять части речи. ПРОЕКТОР
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
-Русский язык велик и могуч! Очень богатый на разнообразие слов. Я думаю, что каждый из вас хочет быть грамотным и интересным собеседником. Для этого нужно много читать, писать и учиться грамотно говорить. Давайте проведём с вами
С помощью каких слов можно восстановить стихотворение.
Запишите в тетрадь правильный вариант
Проверьте себя!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Работа с учебником.
Упр. 220 или 221
Разгадайте ребусы
Смор1а - смородина
100янка - стоянка
Элек3к - электрик
100л - стол
Ви3на - витрина
Па3от -патриот
100рона - сторона
По2л - подвал
Пи100лет - пистолет
40а - сорока
7я - семья
100п - стоп
Тест
1. Из данных слов выберите имена существительные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
2. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
3. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
4. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
5. Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать
IV. Закрепление изученного материала.
А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ.
Загадки про части речи
Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное).
Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ, Чтоб все знали про ...(Глагол).
Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание, Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже.
(Имя прилагательное).
Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное).
Признаки действий оно означает, Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться, Род не имеет, не хочет склоняться.
Как его имя, скорее ответьте!
(Наречие).
Применяем все мы это Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета Применяем тоже это,
И количество предметов Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет, Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется, Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись.
(Местоимение).
В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает И слова все связывает.
Это ? (Предлог).
Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз.
- Это ?(Союз).
Рефлексия.
Ребята, давайте попробуем проанализировать, насколько хорошо мы поработали на уроке.
Кто считает, что он справился со всеми задачами нашего урока?
Кто считает, что ему еще надо поработать дома, чтобы хорошо усвоить тему?
V Этап информирования учащихся о домашнем задании. ( 2 мин.)
«3»§29, упр.218;
«4»§29 ,орфогр.практ. на стр 116;
«5»§29 ,сост. сказку о частях речи.
VI. Этап подведения итогов урока.(3 мин.) Руководитель в группах выставляет на оценочном листе отметки всем, кто принимал участие в работе. Учитель оценивает работу учащихся, выставляет отметки, комментирует их, учитывает при этом оценки в оценочных листах.