Актуализация знаний о типах текста В чем особенности текста – описания? Назовите структурные части описания. Предтекстовый этап Форма – индивидуальная Метод – «Глоссарий» Задание: - познакомьтесь с заголовком текста и с рядом слов, предложенных к нему; - определите, какие слова могут встретиться в тексте. Название текста «Улыбка мамы» Слова: ребенок, доброта, любовь, нежная, ласкала, целовала, улыбалась, горе, радость, счастье ФО (комментарий учителя) Текстовый этап Форма – индивидуальная, парная Метод «Чтение в парах - обобщение в парах» Задание: –прочитайте свою часть текста; -обобщите одним предложением основную мысль своей части текста; -подготовьтесь к выразительному чтению; -объединитесь в пары; -выступите в роли докладчика (прочитайте текст и озвучьте свое предложение); -ответьте на вопросы респондента (собеседника); - поменяйтесь ролями. 3. -прочитайте весь текст; -выделите структурные компоненты; -объясните, почему автор использует такую структуру текста; -определите основную мысль текста. Форма - коллективная Одна из пар представляет результат работы: назвать структурные части текста, объяснить построение текста и назвать основную мысль текста. ФО (метод взаимооценивания «Сэндвич») Беседа по вопросам: -Как вы думаете, представлено ли в этом тексте только описание? -Признаки какого типа текста представлены здесь? Аргументируйте свой ответ. - Назовите признаки рассуждения в этом тексте. Зачем автор использует аргумент в тексте? Скажите, в какой части описания можно использовать аргумент. «Улыбка матери» Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня… Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе… Послетекстовый этап Форма – групповая Гомогенные группы Дифференцированные задания Задания для учащихся с сильными учебными возможностями: составьте план своего выступления на тему «Мама», исходя из структурных особенностей текста – описания с элементами рассуждения. Задания для учащихся со слабыми учебными возможностями: соотнесите структурные части плана текста – описания с их значением и подумайте, в какой части данного плана вы будете использовать аргументы? Сверьтесь с верным вариантом. Зачин | Авторское отношение к предмету описания | Основная часть | Обозначение предмета описания. Общее впечатление. | Вывод | Перечисление признаков предмета от более существенных к менее существенным признакам | ФО (комментарий учащихся)
Форма – индивидуальная Дифференцированные задания Задание для учащихся со слабыми учебными возможностями: опишите свою маму, опираясь на структуру текста – описания.
Задание для учащихся с сильными учебными возможностями: опишите свою маму, опираясь на структуру текста – описания, используя аргументы.
Критерии | Дескрипторы | строит монолог описательного характера с элементами рассуждения с опорой на план; | -соблюдает структуру плана текста – описания; -логически и последовательно выстраивает свою речь; -рассказывает о маме, опираясь на план описания; -использует 1- 4 аргумента в своём выступлении; | соблюдает орфоэпические нормы. | -правильно произносит слова; -правильно расставляет логическое ударение. | ФО (взаимооценивание по дескрипторам) |