kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по ФГОС в 5-м классе по теме: "Глагол как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект открытого урока русского языка по ФГОС в 5-м классе по теме: "Глагол как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Проведенный урок полностью соответствовал внедряемой технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Помимо четкого соответствия требуемой структуре используемой технологии (стадия вызова — стадия осмысления — стадия рефлексии), на уроке были использованы и  элементы, соответствующие   требованиям ФГОС  и подтверждающие творческий подход учителя к разработке и проведению урока. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по ФГОС в 5-м классе по теме: "Глагол как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" »

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему:

«Гласные в суффиксах имён существительных ­ек­, ­ик­».


Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;

Задачи урока:

  • организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

  • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

  • способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.


Оборудование. Компьютер, проектор, презентация урока, карточки со словами, чистые листочки.



Ход урока.


I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний по теме «Имя существительное» 2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/

Отметить верные утверждения:

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

  2. Имена существительные могут называть не только предмет, лицо, но и действие и признак.

  3. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  4. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО?

  5. Имена существительные изменяются по родам.

  6. Все имена существительные изменяются по падежам и числам

  7. Имена существительные имеют морфологические признаки рода, числа, падежа.

  8. Имена существительные не являются членами предложения.

  9. Имена существительные чаще всего бывают подлежащим или дополнением.

  10. Имена существительные образуются только приставочным способом.

Код для проверки: 2,3,4,7,9.

2.2. Анализ ошибок III. Введение в тему. /слайды 6-8/ - В каком слове нет суффикса –чик-? 1) вагончик; 2) ключик; 3) узорчик; 4) диванчик - Есть суффикс –чик-?
  1. Перчик; 2)Пальчик; 3)Огурчик; 4)Помидорчик
- Каким способом образованы данные слова?

Котище, слонище, домище.

- Какой суффикс помог образовать новые слова? На что он указывает? 

– Суффикс –ищ– указывает на то, что предмет очень большой.


IV. Постановка проблемы урока. /слайд 9/


1. На слайде 9 (доске) представлено предложение:

Через овражек перекинут мостик.!

– Найдите существительные с ласкательным значением. Выпишите эти слова. Выделите в них суффикс.


По клику мыши появляются слова овражек, мостик, в которых выделены суффиксы.

– Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.)

– Какой возникает вопрос?

Ученики формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой в учебнике.

Почему в суффиксах существительных ­ек­, ­ик­ пишутся разные буквы – е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ­ек­, ­ик­?


V. Наблюдение и решение проблемы. /слайды 10-11/

Знаем ли мы, как они пишутся? Как мы можем узнать об этом?

Д.  Можно прочитать правило в учебнике.

Д.  Можно самим вывести это правило.

У. –  Какой путь вы выбираете?

Д.  Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

 

1. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

 (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).


Карточка № 1

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.


Карточка № 2

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик               (нет) кармашка

садик                            (нет) пенёчка

кармашек             (нет) садика

пенёчек                (нет) билетика


Карточка № 3

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–


Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–,  а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.

2 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

2. Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». /слайд 12/

Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-.

Как разрешил проблему Виктор Перестукин?


3. Формулирование орфографического правила и сравнение его с правилом учебника на с.12. /слайд 11/


4. Разработайте алгоритм /слайд 13-14/ «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ­ек, ­ик у существительных» (коллективно) и сравните с образцом:

1) Измени слово по падежам (просклоняй).

2) Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе.

3) Если выпадает, пиши ­ек. Если сохраняется, пиши ­ик.



VI. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.


Группа 1 уровня выполняет упр. 348 под руководством учителя.


2 и 3 группы Самостоятельное выполнение с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Самопроверка /слайд 16/

Упр. 349 (осложнённое распределительное списывание) – развивается умение писать слова с изученной орфограммой, распределяя их по группам в зависимости от характера буквы в суффиксе.

VII. Итог урока. Рефлексия. /слайд 17/

– Назовите ключевые слова урока.

– Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.


– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

VIII. Домашнее задание.

1. Правило в рамке уметь передать в виде схемы.

2. Упр. 352.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никулина Ольга Алексеевна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199052


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства