kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему« Глагол как часть речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

1) обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи;

2) способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти;

3) воспитывать интерес к русскому 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему« Глагол как часть речи»»

Учитель русского языка и литературы БОУСОШ №38 ст. Нововеличковской Динского района Краснодарского края Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна


Урок русского языка

Класс 5

Тема урока: « Глагол как часть речи»

Цели и задачи урока:

1) обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи;

2) способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти;

3) воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии;

4) способствовать эстетическому воспитанию детей.

1) Оргмомент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинаем урок.

Проверьте, вы готовы к уроку? Садитесь.

Ребята, посмотрите на доску. У нас в гостях Солнышко. А какое настроение у нашего гостя?…Вот и мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и присутствующим у нас на уроке гостям.

Итак, ребята, настроимся на работу. Обратите внимание на свою осанку. Выпрямите спинки, сядьте ровно.

Давайте откроем тетради и запишем дату

  1. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

2)Поможет вам в этом загадка (Слайд2,3)

Удивительная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Вяжет, пишет иль поёт.

Может плакать и смеяться,

Или забивает гол,

Начинаем удивляться –

Растолкует всё - … (глагол)

-Правильно, мы сегодня будем говорить о глаголе. Давайте запишем в тетрадях тему урока «Глагол как часть речи». На уроке русского языка мы узнаем, что говорили учёные из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад.

(Слайд 5)

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”. Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”.

( Слайд 6)

Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

   Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.

2) А теперь давайте проведем интересную зарядку-разминку для мозгов “Кто что делает?”

(Слайд 9)

Врач - ….., ученик - …, баянист - …, художник - …, продавец - …, ветер - …, гром - …, молния - .., дождь - …, огонь - …, солнце -…

 - Молодцы! Вы прекрасно справились! А слова какой части речи вы тут подбирали? Правильно, глаголы.

- А что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-Назовите времена глаголов.

-Как  изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По лицам и числам).

-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?(По числам, в ед. ч.- по родам.)

-Объясните правописание не с глаголами.

- Объясните правописание –тся и –ться.

3) Давайте откроем учебник на стр. 242 и познакомимся с правилом

А теперь немножко отдохнём.

 Физкультминутка.

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими старайтесь,

Вы рифмовку прочитали …..

А глаголы вы узнали?

3).Закрепление материала

     1)«Игра с жетонами».

- Посмотрите, ребята, у нас на доске развешены жетоны, каждый выберите 1 понравившийся жетон (на жетоне с другой стороны написан глагол).

- Запишите в тетрадь, определите время,  число, лицо, (если можно).

Бегу- Пишу-

Читал- Катался-

Пойду- Исправлю-



      2)Работа с пословицами.

Посмотрите на доску. Как вы думаете, что написано на доске? (Пословицы).

Составьте пословицы из левой и правой части. Подчеркните глаголы как члены предложения.

Труд кормит, а поговорим ладком

Смелый находит, тот много знает

Сядем рядком лень портит

Терпенье и труд робкий теряет

Кто много видел и слышал, всё перетрут

Добрая слава лежит, а плохая бежит

Найдите в них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. (задание выполняется на доске)

       3) Определите часть речи слов-близнецов. Надпишите часть речи.

(Слайд 10)

Иди домой, но сначала коридор домой. (сущ.-глагол)

В углу раздался детский плач.

И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!» (сущ.-глагол)

Учитель: Как пишется не с глаголами?

(Не с глаголами пишется раздельно, если глагол может употребляться без не. Не с глаголами пишется слитно, если глагол не употребляется без не.)

Не выучил , не делай,

Не знаешь , не спеши.

С глаголами раздельно

«Не» всегда пиши.

4) Выборочный диктант. Толковый словарь на стр .304

Ненавидеть, негодовать(возмущаться), не бывает, не любит, неистовствовать( проявлять ярость), недомогать, не было, недоумевать( сомневаться, удивляться), не бросит.

5) Учитель: Расскажите о правописании –тся и –ться глаголов. (Если глагол на –тся и –ться отвечает на вопросы настоящего или будущего времени, то перед –ся мягкий знак не пишется. Если глагол отвечает на вопросы неопределѐнной формы, то мягкий знак пишется.)

Это правило сформулировано в стихотворении Т.К. Донченко:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если Ь в вопросе,

То в глаголы его вносим.

Используйте это правило при написании следующих пословиц: Подчеркните глаголы.

1) Кто умеет трудит..ся, тот труда не боит.ся.   2) Дело мастера боит..ся.

3) По труду и честь воздаѐт..ся.  4) Надо трудит..ся, не надо ленит.ся.

5) Человек по делу узнаѐт..ся.    6) От работы руки не отниму..ся.

- На какую тему все пословицы? ((На тему труда.) Вот и Глагол наш-неутомимый труженик, всѐ время совершает какие-то действия. Что делает глагол? Объясните написание –тся и –ться.

6)КРОССВОРДЫ  - смотрите документ

5.Итог урока.

    Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего урока.

Давайте посмотрим на Солнышко, оно улыбается. А какое настроение у вас? У меня тоже хорошее настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы сегодня очень хорошо работали и порадовали своими знаниями. Спасибо, вам.

Каждому на память о нашем уроке я вручаю лучик, чтобы он согревал вас.

На обратной стороне лучика написано домашнее задание. Перепишите его в дневник.

6. Д/З: п.107-109, упр.619

7. Комментарий оценок.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему« Глагол как часть речи»

Автор: Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока Глагол как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "180768"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425232087"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Глагол как часть речи» с презентацией"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_5_klassie_po_tiemie_glaghol_kak_chast_riech"
    ["file_id"] => string(6) "413935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494341231"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-na-tiemu-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "218598"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433847811"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока по русскому языку на тему " Глагол как часть речи" в ТРКМ "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-glaghol-kak-chast-riechi-v-trkm"
    ["file_id"] => string(6) "242403"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445450531"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Конспект урока русского языка по ФГОС в 5-м классе по теме: "Глагол как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(172) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi-po-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "199052"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428507186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства