kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Н и НН в суффиксах имен прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка "Н и НН в суффиксах имен прилагательных" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Н и НН в суффиксах имен прилагательных"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №152 для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья» г.Перми.


Конспект урока русского языка в 6 классе по теме

«Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных».

Данная разработка - урок – открытие новых знаний по русскому языку в 6 классе. Он является вводным при изучении темы

«Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных».

Урок – открытие новых знаний построен с использованием приемов технологии критического мышления, с учетом индивидуально – дифференцированного подхода в обучении и ИКТ - технологий. Используемые в течение урока презентация, постановка и решение проблемной ситуации, групповая форма работы позволяют эмоционально прочувствовать и глубже понять тему.


Цель урока: знакомство с новым орфографическим правилом написания Н и НН в суффиксах прилагательных.


Задачи урока:

1.Образовательная: формирование навыка написания Н и НН в суффиксах прилагательных; обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний; обобщить изученный материал;


2.Развивающая: развитие исследовательских умений обучающихся; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения; развитие критического мышления; совершенствование коммуникативной компетенции;

3.Воспитательная: воспитание творческого самовыражения; умения работать в группе, воспитание любви и уважения к родному языку.

4.Коррекционная: формирование эмоционально – положительного настроя к обучению; умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности;


Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Методы урока:

  1. метод мотивации учебной деятельности

  2. создание проблемной ситуации

3) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (исследование)

4) метод формирования новых умений с учетом индивидуально – дифференцированного подхода (подбор упражнений)

5)методы обобщения и систематизации изученного (работа в группах, парах, индивидуально)

6) методы контроля результатов обучения

Формы организации учебной деятельности обучающихся:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная;

- партнерская.

Оборудование урока:

- компьютер;

- мультимедийный проектор, презентация;

- карточки-задания для работы индивидуально и в группах;

- правило на листах формата А4 для демонстрации на доске.



Ход урока.

1.Организационный момент.


(слайд 1 «Весенний пейзаж»)


Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые гости!

Я надеюсь, что у всех сегодня отличное настроение. Наступила долгожданная весна. И я вас приглашаю по апрельской тропинке в путь за новыми знаниями.


Открываем тетради, записываем число.


- А хотите необычно записать сегодняшнее число?

-Оказывается, наши предки славяне называли апрель – СНЕГОГОН


(Слайд 2 «Фото и слово»)


А мы можем записать сегодняшнее число «Тринадцатое снегогона»

(записывают число)

- Ребята, с каким словом это слово созвучно?

- Как вы думаете, почему так назвали месяц апрель наши предки?

(варианты ответов)




2.Подготовка к восприятию нового материала.


- Вот и мы с вами попадаем на природу. Перед нами пейзаж художника Исаака Левитана.

(Слайд 3 «Апрель» Левитан)


- Какое время года изобразил художник? А можете определить, какой месяц?

- Ребята, как вы думаете, как называется картина?

(варианты ответов)

- Картина Левитана называется «Апрель»

- Давайте попробуем описать картину.


Какое небо?

Какой день?

Какое солнце?

Какие березы?

Какие ели?

Это какая картина?


- Ребята, вы заметили, какие части речи использовали для описания картины?

(варианты ответов, прилагательные)

- Конечно, это прилагательные. Вспомним определение прилагательных.


(проговаривают определение)


(Отдельные учащиеся с нарушением речи прочитывают определение на карточках)


(Слайд 4 «Таблица «Имя прилагательное»)


- Мы сегодня продолжаем изучать имена прилагательные. И для вас первое задание. Вернее, задание - телеграмма.


(получают задание в конверте)


(Слайд 5 Текст задания, фото весны)


Ледя__ые глыбы тают на глазах,

В небе клин гуси__ый с юга летит к нам.

Со__ые капели набирают силу,

Новости апрельские сообщают миру.


- Прочитаем.

- Давайте в тексте этой телеграммы подчеркнем все прилагательные.

- Выпишем прилагательные себе в тетрадь.

(ледяные, гусиный, сонные, апрельские)

В какой части слова орфограмма?

- В суффиксах, правильно.

- Что вы вставили в этих суффиксах?

(Мнения детей расходятся)


Проблемная ситуация.


- Ребята, мы с вами сталкивались с этим правилом?

- Мы знаем, сколько «н» писать в суффиксах прилагательных?

- Где одна «н», а где две «нн»?

- Как мы можем сформулировать тему урока?

«Правописание одной и двух «н» в суффиксах прилагательных»

(Тему вывесить на доску)

- Ребята, сформулируем цель урока.

- Чему мы должны научиться.

(Формулируют цель урока)

Цель: Изучит правило и научиться его применять.

(Цель вывесить на доску)


3.Физкультминутка.


Я попрошу вас встать. Немного поиграем, наберемся сил для дальнейшей работы. Я называю прилагательное, а вы изображаете его жестами, мимикой, артикуляцией.


Веселый, широкий, узкий, низкий, резиновый, воздушный, высокий, грустный, танцевальный, активный.


4. Объяснение нового материала.

На доске таблица, которая заполняется по мере изучения правила.


Написание -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных.


-Н-

-НН-

-ИН- (куриный)


-АН- (кожаный)


-ЯН- (серебряный)


Исключение:ветреный (день, человек), но безветренный.

основа на -Н- + суффикс –Н-

(длина — длинный)


-ОНН- (традиционный)

-ЕНН- (жизненный)

Слова-исключения:оловянный, деревянный, стеклянный



Ребята, записываем тему урока:

«Правописание одной и двух «н» в суффиксах прилагательных»


- Ребята, от каких частей речи образуются прилагательные?

- От существительных.

- С помощью каких морфем?

- С помощью суффиксов.

- Давайте проследим, какие суффиксы встречаются нам.


Итак, первая группа прилагательных. Ваша задача выделить суффикс и записать существительное, от которого данное прилагательное образовалось.


(Выдается задание на карточках, учитель организует работу в парах.

Индивидуально с учителем работает ребенок с расстройствами аттического спектра, выполняя задание на компьютере )


Костяной – кость - ян

Кожаный – кожа - ан

Лебединый – лебедь – ин

Проверка задания.



(Слайд 5 «Суффиксы ИН, АН, ЯН»)


- С помощью каких суффиксов образованы эти прилагательные?

- Верно ИН, АН, ЯН! В этих суффиксах сколько «Н» ?

- Мы можем сформулировать правило и записать его в таблицу?


В суффиксах прилагательных ИН, АН, ЯН пишем одну «Н»

(Вывешиваем данный пункт правила на доску)



А у нас следующая группа слов.

(Выдается задание на карточках, учитель организует работу в парах.

Индивидуально с учителем работает ребенок с расстройствами аттического спектра, выполняя задание на компьютере .



Сонный - сон - н

Каменный - камень - н

Лунный – луна - н

Туманный - туман – н


- С помощью какого суффикса образованы эти прилагательные?

- В этих прилагательных мы выделили в суффиксе одну букву «Н». Это правильно.

- Но почему же тогда в этих словах при написании две «НН»?

Одна «н» в основе существительного, а вторая «н» это суффикс.

- Как мы можем сформулировать правило и записать его в таблицу?



Если прилагательное образовано с помощью суффикса «н» от существительного, основа которого заканчивается на «н», то в таком прилагательном две «НН»


Основа сущ. на «н» + суффикс «н» = НН

(Вывешиваем данный пункт правила на доску)



И последняя группа слов для исследования.

(Выдается задание на карточках, учитель организует работу в парах.

Индивидуально с учителем работает ребенок с расстройствами аттического спектра, выполняя задание на компьютере )



Соломенный – солома – енн

Экскурсионный – экскурсия – онн



- С помощью какого суффикса образованы эти прилагательные?

- Верно, ЕНН, ОНН. В этих суффиксах сколько «Н» ?

- Мы можем сформулировать правило и записать его в таблицу?

- В какой столбик?

(Вывешиваем данный пункт правила на доску)



Ребята, у нас полностью заполнена таблица, давайте проверим, всё ли мы заполнили, все ли пункты правила мы рассмотрели.

Нам предстоит работать с учебником.

Прочитайте правило, проанализируйте, все ли из данного правила мы записали, все ли верно?


Дописываем слова исключения.



5. Первичное закрепление нового материала.


А сейчас поработаем с данным правилом.

1 группа. Работа в парах. Задание на карточке. Вставить пропущенные буквы в суффиксах прилагательных.

каменный, карманный, болезненный, утренний,

куриный, гусиный, соловьиный, лошадиный, голубиный.

стеклянный, серебряный, ледяной, шерстяной, деревянный, оловянный.



2 группа. Работа в команде.

Разложить прилагательные по конвертам, с одной «Н» в суффиксе в красный конверт, слова с двумя в синий.

каменный, карманный, болезненный, утренний,

куриный, гусиный, соловьиный, лошадиный, голубиный.

стеклянный, серебряный, ледяной, шерстяной, деревянный, оловянный.

3 группа. Индивидуальная работа. Задание выполняется на компьютере.

каменный, карманный, болезненный, утренний,

куриный, гусиный, соловьиный, лошадиный, голубиный.

стеклянный,

(Ребенок, испытывающий трудности в обучении)

Проверяем задание, комментируем.



5.Самостоятельная работа и проверка по эталону.


Вариант задания № 1.

Образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- .


а) чугун, клюква, утро

б) лимон, телефон, длина;

в) журавль, мышь, дерево, серебро.

Вариант задания № 2.

Образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- .


а) чугун, утро

б) телефон, длина;

в) дерево, мышь.







  1. Подведение итогов, рефлексия. (1 мин.)

Дополните предложения, высказав своё отношение к сегодняшнему уроку:


Сегодня мы изучили ...

Для меня самым интересным показалось …

Самую большую трудность вызвало …

Сегодня я работал(а) на оценку…..


  1. Домашнее задание

Упражнение № __________.

Творческое задание.




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Н и НН в суффиксах имен прилагательных"

Автор: Гайнемдинова Екатерина Анваровна

Дата: 14.05.2017

Номер свидетельства: 415327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока русского языка в 6 классе Суффиксы -к- и -ск-"
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-suffiksy-k-i-sk"
    ["file_id"] => string(6) "259247"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448701781"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства