Конспект урока русского языка "И образ мира, в Слове явленный."
Конспект урока русского языка "И образ мира, в Слове явленный."
«И образ мира, в Слове явленный…»
(Б. Пастернак)
(Повторение правописания гласных в корне слова.)
Цель урока: повторить, обобщить изученное по орфографии; развивать орфографическую зоркость; обратить внимание учащихся на то, что слово - двусторонняя значимая единица языка; кроме внешней формы (звукового выражения и грамматической структуры) у слова есть смысл, т.е. внутренее значение; помочь учащемуся осознать, что через слово и посредством слова человек обретает связь с окружающим миром, со Вселенной, с самим собой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "И образ мира, в Слове явленный."»
«И образ мира, в Слове явленный…»
(Б. Пастернак)
(Повторение правописания гласных в корне слова.)
(Слайд 1)
Ход урока
Цель урока: повторить, обобщить изученное по орфографии; развивать орфографическую зоркость; обратить внимание учащихся на то, что слово - двусторонняя значимая единица языка; кроме внешней формы (звукового выражения и грамматической структуры) у слова есть смысл, т.е. внутреннее значение,
помочь учащемуся осознать, что через слово и посредством слова человек обретает связь с окружающим миром, со Вселенной, с самим собой.
Слово отр..жает мысль:
непонятна мысль – непонятно и слово…
В.Г. Белинский
(Слайд 2)
I. Слово учителя о целях, задачах урока.
- Как вы понимаете эпиграф урока?
- Спишите слова Белинского, объясните постановку знаков препинания.
-Объясните, какую букву вставили. На какое правило пропущена орфограмма?
(Правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова)
Формулирование темы, целей занятия.
Перед вами слова с пропущенными буквами. Сгруппируйте их в соответствии с правилами. Определите тему урока.
--Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить ? Какова тема сегодняшнего урока?
(Обучающиеся выполняют задание, формулируют тему урока.)
Учитель. Итак, сегодня мы повторим одно из самых трудных правил: правописание гласных в корне слова
Помните слова героя книги Л.Б.Гераскиной «В стране невыученных уроков»?
«Мне задали правила по безударным гласным. Надо было их повторить. Я этого делать, конечно, не стал. Бесполезно повторять то, чего все равно не знаешь...»
Надеюсь, что наше повторение будет полезно всем.
Итак, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, является одной из трудных тем в русской орфографии. Казалось бы, что сложного: найди однокоренное слово с ударением на том звуке в написании которого ты сомневаешься. Но иногда мы так уверены, что пишем правильно, что не прибегаем к упомянутой простой операции. К тому же мы не всегда можем найти нужное проверочное слово.
Попытаемся это сделать.
Запись: осозн…вать, насл…ждение(услада), упл…тить деньги(плата), прод..вец (продать), посв…тить жизнь искусству (святость), изд..вна жить здесь (давний)призн..вать (признать)
- Но не все так просто, иногда, прежде чем подобрать проверочное слово, нужно определить значение корня.
Словарная работа. (4 слайд)
Покажите зависимость правописание корня от его значения. Вставьте пропущенные буквы, составьте словосочетания, определяя правильно лексическое значение слова
обижать (девочку) – обида примирять (противников) – мир
старожил (местный) – старый умалять5 (достоинства) - маленький
- Одинаково или по-разному звучат записанные вами слова?
- Сделаем вывод, обратившись к транскрипции слов. «примерить и примирить»
- Как называются эти слова? (Омонимы)
- Обратимся к значению слова умалять5 (По страничкам Словаря)
(5 слайд)
Умалить – 1.Устарев. То же, что уменьшить.
2. Снизить, преуменьшить роль, значение чего-либо.
Учитель: Очень важно понимать, что знание данного правила способствует семантическому различению слов: пом..рить- пом..рить ( от контекста и от правильно подобранного слова зависит написание гласной буквы в корне
Помирить друзей от мир, померить - мерить платье.
За одинаково звучащими словами стоят не только мысль, но и цель, мотив высказывания, эмоции. Через слово и посредством слова человек обретает связь с миром, со всем, что нас окружает.
Необходимо писать слова грамотно, они не любят, когда их путают, как ненужные предметы: у каждого слова свое лицо.
- Всегда ли вы уверены в написании непроверяемой безударной гласной в корне слова? (Нет)
- Как же быть в этом случае? (Обратиться к «Орфографическому словарю»)
Запишем предложение
На крутом спуске горы вырос необычный цветок, его лепестки горели в лучах закатного солнца.
Учитель. Перед вами предложение, в котором в словах «гора»
и «горели» одинаковый корень –гор-. Можно ли в этих словах безударную гласную корня проверить одним и тем же правилом? (создание проблемной ситуации)
Деятельность уч-ся: В этих словах корен –гор- является омонимичным. Написание гласной в слове гора определяется правилом «Безударная проверяемая гласная в корне слова. Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в слове «гора»?
В слове»горели» корень – гор- является корнем с чередованием гласных От чего зависит написание гласной в это корне? ( от ударения)
- Какие еще корни с чередованием зависят от ударения? ( ЗОР-ЗАР, КЛОН- КЛАН , ТВОР- ТВАР)
-Вспомним корни с чередующимися гласными. От каких условий зависит написание гласной в корне?
(7 слайд)
Таблица заполняется в тетради
от суффикса
-а-
от места
ударения
от согласного
кос - кас
бер – бир
тер - тир
жег - жиг
блест – блист
стел –стил
пер- пир
гор – гар
твор – твар
клон – клан
раст/ращ - рос
скоч - скак
а(я) - има
а(я) - ина
зор - зар
Учитель. Запишем значения тех корней, которых нет в программе, но знать вы их должны. (8 слайд)
Запись в тетрадь
Написание чередующейся гласной в корне зависит от значения
мак – мок
мак – «погружать, опускать в жидкость»;
мок – «пропускать жидкость»
равн – ровн
равн – «равный, одинаковый, такой же, совершенно сходный (по величине, качеству, достоинству)»;
ровн – «ровный, гладкий, прямой, не имеющий впадин, изгибов, возвышений»
Учитель. Вспомним слова-исключения, познакомимся с новыми словами, запомним их. (9 слайд)
отрасль
росток
ростовщик
поровну
равнина
равнение
равняться
ровесник
уровень
на вырост
Ростов
Ростислав
Учитель. Итак, в результате нашей беседы мы вспомнили правила написания безударной гласной в корне слова и сумели их сгруппировать.
Закрепление материала.
Задание. Прочитайте текст. Спишите его, вставляя пропущенные буквы
Утром в н…зинах расст…лался туман. Но вот из-за г…ризонта по…вляется солнце и разбрасывает свои лучи по в…рхушкам д…лекого леса. На расст…янии кил…метра от леса зам…чаешь изв…листую р…чонку. На берегу р…стут густые зар…сли м…лины. Заб…раешься в нее и с насл…ждением наедаешься п…хучих ягод Другой берег р…ки покрыт к…мышом.Легкий в…терок сл…гка к…лышет его. Л…жтшься на спину, смотришь в небо и зам…раешь от в…сторга.
Определите стиль текста. Тип текста. (Художественный, повествование с элементами описания)
Автор не только изображает картины природы, которые его окружают, но и передает свои чувства , ощущения в этот момент.
С какими видами орфограмм вы работали?
Орфограммы:
1. Безударная проверяемая гласная в корне слова: низинах (низ), появляется (явка), верхушкам (верх), далекого (даль), расстоянии (стоя), замечаешь (заметка), извилистую (виться), речонка (речка), с наслаждением (сладость), наедаешься (есть), пахучих (пахнет), ветерок (ветер), слегка (легче).
2. Безударная непроверяемая гласная в корне слова: из-за горизонта, километр, малина, камышом, колышет, от восторга.
Упражнение . Групповая работа. Каждой группе учащихся предлагается список фразеологических оборотов.
Задание. Прочитайте фразеологизмы, дайте им толкование. Замените фразеологизмы синонимичными конструкциями. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. С любым фразеологическим оборотом составьте два предложения таким образом, чтобы в одном это был фразеологический оборот, а в другом свободное словосочетание.
Задание для группы.
Выполненное группой задание.
Группа 1.
Г...рит в руках.
Ср...внять с землей.
Вл...жить душу.
Глаза сл...паются.
Бр...сать слова на ветер.
Группа 1.
Горит в руках — выполняет быстро, ловко, хорошо.
Сровнять с землей — уничтожить.
Вложить душу — отдаваться чему-либо полностью, делать с любовью, увлечением.
2. Безударная непроверяемая гласная в корне слова: колеса.
3. Чередование гласных в корнях слов: стереть
Предложения.
Чтобы легко выпить таблетку, ее надо стереть в порошок.
Бандиты могут стереть в порошок любого, кто перейдет им дорогу.
Если останется время, вспомнить написание букв о-е после шипящих в корне слова. От чего зависит написание этих гласных в корне слова.
V. Работа с поэтическим текстом (на столах тексты стихов Н.Гумилева)
- Прочитайте фрагменты из стихотворений Н.С. Гумилева – поэта Серебряного века. Что их объединяет? (10 слайд)
1. В муках и пытках рождается слово,
Робкое, тихо проходит по жизни,
Странник, – оно – из ковша золотого
Пьющий остатки на варварской тризне
(«Правый путь», 1908)
2. Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что это слово – это бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
(«Слово», 1919)
3. Стань ныне вещью,
богом бывши,
И слово веще возгласи,
Чтоб шар земной,
тебя родивший,
Вдруг вздрогнул на своей оси.
(«Естество», 1919)
Учитель. Тема слова в творчестве Гумилева – одна из основных
Для самого поэта характерна кропотливая работа над словом.
- Какие слова непонятны? (11 слайд)
Тризна- 1. У древних славян обрядовые действия и пиршества в память умершего.
2. Церковный обряд похорон и поминания умершего.
Вещий –(высок) Предвидящий будущее, пророческий. Вещун (устар) То же, что предсказатель.
- Подумайте, каким чувством поэта проникнут каждый отрывок. Как бы вы определили состояние, настроение лирического «Я» в каждом фрагменте стихотворений? Что вам помогло это сделать?( Высоким чувством, восхищением поэта словом, гордостью. Не случайно поэт поэт использует устаревшие слова, библейские слова)
- Какие слова, словосочетания точно и образно передают мировоззрение Н.Гумилева? (подчеркнутые слова)
- С каким текстом мировой культуры ассоциируется второй фрагмент стихотворения? (С началом из Евангелия от Иоанна – святым благовествованием: «В начале было Слово, и Слово было у бога, и Слово было бог»).
- Как это выражается на лексическом уровне? О каких «мертвых словах» пишет поэт? ( В речи многих из нас звучат бранные, вульгарные слова)
- Выпишите из текстов слова, которые являются ключевыми в данных отрывках, и определите отношение поэта к Слову.(Слово – бог, т.е. духовное, божественное , мудрое , то что человек утратил, превратив слово в нечто материальное (строки из стихотворения)
Ребята, сна уроках русского языка мы всегда имеем дело со словом. И сегодня мы говорили об отдельных словах, предложениях, записали текст. Это все слова.
- А что для вас значит Слово? Какое оно-слово? Подберите эпитеты и фразеологизмы к Слову,пословицы
(12 слайд)
Слово –крылатое, поучительное, живое, золотое, доброе, крепкое
(Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)
Замолвить слово, бросать слова на ветер, слово за слово, взять свои слова обратно, быть хозяином своего слова, поминать добрым словом, верить на слово, не лезть за словом в карман…
- Попробуйте сформулировать свое определение Слова и запишите его.
Обратимся к высказыванию о слове Владимира Галактионовича Короленко.
VI. Лингвистический анализ высказывания В.Г. Короленко.
Слово не есть мертвое и внешнее зеркало; оно есть оружие живого, движущегося, совершенствующегося духа. Оно есть орудие совершенствования…
Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, - другим людям. И до такой степени органически связано с самой сущностью слова, что замкнутое, непереданное, неразделенное, - оно глохнет и умаляется.
- Как вы понимаете высказывание В.Г. Короленко? Согласны ли вы с писателем? Если да, то в чем? Аргументируйте свою точку зрения.
- Индивидуальное задание. Раскройте происхождение слов воплощение и вдохновение по «Этимологическому словарю». Выделите в словах воплощение и вдохновение корень. Подберите к ним однокоренные слова.
- Что же такое Слово? Какое определение вы дали?
- Сравните с толкованием Слова в словарях.
Запись в тетради
Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои; дар говорить; сочетание звуков, составляющее одно целое, которое само по себе осознаает предмет; истина, премудрость и сила. ( В.И.Даль)
Слово – единица языка, служащая для называния отдельного предмета, явления, качества, состояния, действия; способность говорить, разговор (С.И.Ожегов)
Слово –смысловая единица языка, отражающая тот или иной «кусочек» действительности ( В.В.Виноградов)
Слово есть воссоздание внутри себя (К.С.Аксенов)
Какое значение вам ближе? Какое значение отражает тему урока?
(13 слайд)
VII. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение на одну из предложенных тем: (14 слайд)
«Человек через слово всемогущ» (Г. Державин)
«И образ мира, в Слове явленный…» (Б. Пастернак)
«У каждого из слов душа своя» (Кугультинов)
или создайте словесный портрет слова талант или жизнь (можно добавить серию рисунков)
- При написании сочинения помните слова древнегреческого философа Платона: «Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у неё должно быть тело с головой и ногами, причём туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому» и слова Державина
Человек чрез Слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей
природе ключ;
Во Слове всех существ содержится картина,
Сообществ Слово всех и действиев пружина.
(Г. Р. Державин. Отрывок из «Послания к великой княгине Екатерине Павловне о покровительстве отечественного слова»)