kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Разбор имен существительных по составу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Разбор слова по составу»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию умения разбирать слова по составу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Разбор имен существительных по составу"»

Тема урока: «Разбор слова по составу»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию умения разбирать слова по составу.

Задачи урока:

  1. Уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа»; создать условия для формирования умения разбирать слово по составу с опопрой на алгоритм.

  2. Развивать память, внимание, мышление, связную речь, орфографическую зоркость; развивать умение ставить учебные задачи.

  3. Воспитывать потребность оценивать свою деятельность; воспитывать доброе отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, ноутбук, часы, алгоритм действий при разборе слова по составу, карточки с алгоритмом действий при разборе слова по составу, тесты, карточки с индивидуальными заданиями.


Ход урока.


  • - Орг. момент.

Здравствуйте, присаживаемся.

Открываем тетради записываем число, классная работа.

Для начала проведем чистописание.

В тетрадь записываем элементы букв, которые представлены на доске.

Ваша задача – обратить внимание над правильным соединением букв.

Пишем только одну строчку.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

А сейчас проведем словарную работу.

Под диктовку записываем следующие слова:

Огурцы, помидоры, лимон, апельсины, малину, батон, лесник.


Положили ручки.

Скажите, пожалуйста, какой частью речи являются слова, которые мы с вами записали.


Совершенно верно, все слова являются именем существительным.

- Что вы знаете об имени существительном?

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто, что и обозначает предмет.

- Что еще вы знаете об имени существительном?

(- бывают одушевленные и неодушевленные;

- имеют род: мужской, женский, средний

А также число: единственное и множественное.

Еще имена существительные склоняются по падежам)


- Вспомним, из каких частей состоят имена существительные.


1. А как называется часть слова, которая служит для связи слов в предложении …(окончание)

2. Общая часть однокоренных, родственных слов называется…..(корень)

3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется….(суффикс)

4. Часть слова без окончания называется……(основа)

5. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется….(приставка)


- А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Кто сможет сформулировать тему урока.


- Сегодня мы с вами научимся разбирать имена существительные по частям, т.е. по составу.

И тема нашего урока звучит следующим образом:

Разбор имен существительных по составу.


Пропуская одну строчку после словарной работы, запишем тему урока.

Внимание на доску.


Как правильно произвести разбор имени существительного по составу.


Разберем слово лесник по составу.


А порядок таков:

  1. Первое - пишем слово

лесник

  1. Изменяем слово по падежам и находим окончание.

  2. Им.п. (есть) лесник

  3. Род. п. (нет) лесника

  4. Дат. п. (иду) леснику

  5. Вин.п. (вижу) лесника

  6. Тв.п. (доволен) лесником

  7. П.п. (думаю) о леснике

Что заметили? (меняется окончание). Значит в слове лесник окончание нулевое.

В русском языке окончание обозначается квадратом.


3. Дальше находим основу. Отделяем основу от окончания и выделяем её следующим образом. Смотрим – специальной линией.


4. Затем выделяем части основы. Чтобы выделить корень. Находим однокоренные слова.


Лесник


Однокоренные слова какие?

лес

лесной

Что заметили в однокоренных словах? Одна часть слова остается неизменной. Одна как раз и является корнем и выделяем его в виде дуги.


5. Дальше  находим и обозначаем суффикс.

То что стоит после корня, является суффиксом и обозначается галочкой.


6. Нахожу и обозначаю приставку.

В слове лесник перед корнем нет части слова, значит приставка отсутствует .


Вывод. Таким образом.

  1. При разборе слова по составу необходимо:

-выделить окончание

-указать основу слова

-указать части основы. Основа слова состоит из корня суффикса и приставки.


- Чтобы закрепить знания, выполним следующее упражнение.

Открываем учебники на страницу 51., находим упр. 281. .

Читаем внимательно задание.

Попробуйте устно сгруппировать слова по какому-либо признаку.

Какие у вас получились группы слов:

1группа слов, обозначающая род деятельности.

2 группа слов – это слова, имеющие уменьшительно-ласкательные суффиксы.

- разберем слово рябинушка по составу.

1. Запишем слово в тетрадь.

2. разберем слово по составу. Находим окончание, для этого просклоняем имя существительное по падежам.

Какая часть слова меняется? Последняя часть- буква а меняется на разные окончания. Значит окончание А , отмечаем квадратом.

  1. Затем отделяем основу от окончания. Отделили.

  2. Находи корень. Подбираем однокоренные слова. Рябина, рябинка.

Корень – рябин, обозначаем дугой.

  1. Находим суффикс. В данном слове два суффикса- уш и к. обозначаем сверху галочкой.

  2. Приставки в данном слове нет.


-Дальше через запятую выбираем два любых слова и самостоятельно разбираем по составу.

-Проверяем. Даша, что у тебя получилось. Какое слово разобрала.

Выполняем следующее упражнение 282.

Читаем задание.

Делимся на 3 группы.

1 ряд- 1 группа, 2 ряд -2 группа, 3 ряд – 3 группа.

1 группа – в тетради записывает слова, которые по составу походят к 1 схеме, и т.д.

Выполняем.

1 группа какие у вас получились слова, 2 группа- 3 группы.



Открываем дневники и записываем домашнее задание. Упр 286, стр.

Вам необходимо записать слова по группам. .


Рефлексийно-оценочный этап.

-А теперь подведем итог нашего урока

-Какова же тема сегодняшнего урока? (Разбор слова по составу)

-Добились ли мы целей, которые ставили в начале урока?

-Нам получилось вспомнить части слова?

-А какие вы знаете части слова?

-А что мы научились выполнять на уроке? (разбор слова по составу)

- А что нам в этом помогало? (знание алгоритма)

ОЦЕНИВАНИЕ.

Домашнее задание.

-Ребята, я хочу предложить вам на выбор два задания для домашней работы

1. Придумать и записать 7-10 слов, где присутствую все части слова.

2. Упражнение и139.

Спасибо за урок! Желаю вам успехов!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Разбор имен существительных по составу"

Автор: Паденькова Наталия Олеговна

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 386967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока:Разбор имени существительного как части речи."
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-razbor-imieni-sushchiestvitiel-nogho-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "287237"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454439495"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока Морфологический разбор имени существительного"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokamorfologhichieskiirazborimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "297769"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456235857"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам. "
    ["seo_title"] => string(87) "obshchieie-poniatiie-o-sklonienii-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "162707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422381246"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительного" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-rod-imien-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "158053"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421682606"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства