Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Прилагательное как часть речи"»
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Класс: 5
Ход урока I Организационный момент Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут К.Л. , а с каждым из вас я познакомлюсь в течение урока. Посмотрите, какое сегодня утро? какая за окном погода? Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Итак, мы начинаем! II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин) СЛАЙД1
Для начала, я хочу рассказать вам один интересный факт! По количеству употребляемых слов эта часть речи (имя прилагательное) занимает третье место, после существительных и глаголов. И это не случайно. Что бы мы ни делали, где бы ни были, человеческий мозг стремиться не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную, цветную, образную сторону.
Как вы думаете, что же это за слова? (имена прилагательные)
Верно, это имена прилагательные.
- Перед каждым из вас лежит КАРТОЧКА 1, в ней даны два текста. Прочитайте их и подумайте, какой из этих текстов содержит больше информации?
1
Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за деревьями. Тогда ее уложили в постель с перинками, набитыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.
2
Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.
- Как называется произведение, из которого взят этот фрагмент? Какой текст несет в себе больше информации? За счет каких слов? (голубые, вишневыми ….) - А все эти слова на какие вопросы отвечают? (на вопросы «какой?,какая?….») - Какая часть речи отвечает на такие вопросы? (имя прилагательное) - Для чего в речи используются прилагательные? (чтобы описывать предметы более точно. С прилагательными описание становится более богатым, ярким, красочным, выразительным)
- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будет говорить? (Имя прилагательное)
- А для чего нам нужно хорошо знать эту часть речи? (Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой)
- Правильно, а еще мы будем учиться находить имя прилагательное среди других частей речи, учиться правильно применять эту часть речи.
III. Первичное усвоение новых знаний. ( 3 мин)
СЛАЙД 2 - Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока «Имя прилагательное как часть речи». - Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?)
-Давайте обратимся к параграфу 101 учебника и посмотрим, верно ли всё то, что вы сказали. (чтение правила на с.85) - Итак, что мы выяснили из прочитанного правила? Что такое прилагательное? На какие вопросы отвечает? Чем является в предложении?
IV. Первичная проверка понимания ( 8-10 мин) 1) выполним упражнение № 556 в учебнике на стр.83 ( работа у доски и в тетрадях) 2)ФИЗМИНУТКА :
СЛАЙД 4 Игра «Найди лишнего». (нужно встать из-за своих мест)
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных , но кроме них видим и слова других частей речи. На экране появятся слова, вы должны топнуть ногой, если слово не является прилагательным, а если это прилагательное, то хлопнуть в ладоши.
3) - Ребята, а вы любите сказки? (ответы обучающихся) СЛАЙД 6 Вы знаете, что есть на свете Книга Сказок, ей так много лет, что со временем все сказки в ней перепутались. Но у вас есть возможность помочь привести в порядок эту книгу. Хотите попробовать? (ответы обучающихся) - Тогда посмотрите на экран. На экране изображены персонажи русских сказок. К каждому из них приведено описание, но соответствуют ли эти описания героям сказок? Ваша задача – разобраться в этом. (слайд 7-12)
V. Первичное закрепление (22мин)
- Ребята, а кто в вашем классе самый смелый? Поднимите руку. (Выбираются четверо учащихся, которые затем работают у доски, остальные – в тетрадях. Далее идет взаимопроверка). - Вам задание:
Просклонять СС по падежам:
голубые глаза, верный друг, белая ромашка, звонкий голос
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании окончаний (задать вопрос от существ. к прил. )
- Давайте составим одно предложение с одним из этих словосочетаний.(придумывают предложения)
- Теперь посмотрим, что у вас получилось.(зачитывают предложения).
- А теперь давайте выполним синтаксический разбор любого получившегося предложения (один учащийся выходит к доске, записывает, разбирает своё предложение; остальные выписывают то же предложение и выполняют синт.разбор)
- Мы очень часто используем прилагательные в нашей речи, но велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Мастера слова заставляют наше воображение наполниться различными красками. Ребята, а кто-нибудь из вас сочиняет стихи, рассказы, сказки? - Хотите почувствовать себя в роли создателя литературного произведения? - Давайте разделимся на 4 команды, каждой команде раздаются тексты. Задание: в предложения вставить прилагательные, подходящие по смыслу. согласуя их с существительными в роде, числе и падеже. СЛАЙД 13
Карточка 2 . Котенок
Однажды … , … днём мы с моей бабушкой гуляли в … парке. Вдруг нам послышался … писк. Вскоре мы увидели у … ограды … котенка. Он был …, … и … , поэтому нам с бабушкой стало жаль его. Моя … бабушка предложила взять его домой. Мы напоили его … и … молоком, искупали в … воде и выделили ему … коврик. Котенок наполнил дом … мурлыканьем, а потом заснул … сном.
- Ребята, вы уже обратили внимание, что у каждой команды был один и тот же текст, а прилагательные вы подобрали различные. Как вы думаете, почему так произошло? ( потому что каждый может представить героев, события, факты по-своему, у каждого работает своя фантазия, поэтому возникает такая различная оценка происходящего. Рус. яз. очень богат. Прилагательное - многочисленная часть речи. Мы можем подобрать различные прилагательные для описания того или иного признака предмета, факта, явления ….
- Сейчас я раздам каждой команде файл. В каждом лежат различные картинки. Задача каждой команды собрать подходящие по смыслу картинки, которые подходят заданному прилагательному, а прилагательное у каждой команды будет своё. ДОБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, УМНЫЙ, АРОМАТНЫЙ ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют свои работы)
- Ребята, мы сегодня, работая по теме «Имя прилагательное как часть речи», выполняли различные задания: поработали у доски, побывали в музее Прилагательного, даже попробовали себя в роли писателя… Итак, что же мы узнали сегодня об этой части речи? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Чем может являться в предложении?
- А теперь обратите внимание, у каждого из вас на парте лежит табличка, в ней три графы, заполните ее, кратко написав ответ напротив каждой графы.
Рефлексия (2 мин) СЛАЙД 14
КАРТОЧКА 3
Что я знаю?
Что я узнал?
Что я хочу узнать?
Оценивание
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) СЛАЙД 15 Домашнее задание на выбор: 1) параграф 101, упражнение 560, 577
2) параграф 101. Составить текст- описание, используя прилагательные.