Этапы урока | Методы, методические приёмы,формы. | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала урока. | 1.Приветствие 2.Организация рабочего места 3.Подготовка к учебной деятельности. | Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. – Начинаем урок русского языка. Проверьте свое рабочее место. Откройте тетради. Запишите число, «классная работа». -Ребята, для того чтобы мы объективно оценили вашу работу на уроке, я предложила вам ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (на парте у каждого ученика). Он будет заполняться по ходу урока по моему указанию. | Приветствует учащихся, организует начало работы | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок. |
Актуализация знаний. | 1.Минутка чистописания | - Посмотрите на доску. По какому признаку сгруппированы пары букв? (заглавная и строчная, парные звонкие и глухие). дт зс гк….. -Продолжите дальше самостоятельно (бп вф жш) (Следите за посадкой) | Организует повторение изученного ранее материала, подчеркивает его актуальность для работы на уроке. | Систематизируют знания о звонких и глухих согласных звуках, воспринимают с опорой на наглядности понятие «парные звуки» |
2. Работа с Лентой букв | -На прошлом уроке вы узнали, как отличить звонкие согласные звуки от глухих. Какие из них произносятся с участием голоса и шума? (звонкие). А какие – только с участием шума? (глухие). -Обратимся к Ленте букв (показывает указкой буквы) -Назовите звонкие согласные звуки. -Назовите глухие согласные звуки -Какие согласные образуют пары по звонкости/глухости? Звонкие | Б | В | Г | Д | Ж | З | Глухие | П | Ф | К | Т | Ш | С | | Создает речевую ситуацию, организует работу по Ленте букв | Повторяют усвоенные ранее знания, объясняют, читают Ленту букв по заданию учителя, формулируют выводы. |
3.Словарная работа (письмо отгадки) | Сл2. -Напишите с красной строки «Словарь»: -Словарные слова выросли на нашем огороде. Я думаю, вы их легко угадаете и правильно напишите. Послушайте загадки и напишите отгадки: 1) Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки. (ПОМИДОР)
2) Летом – в огороде, Свежие, зеленые. А зимою – в бочке, Крепкие, соленые. (ОГУРЕЦ) 3) Раскололся тесный домик на две половинки. И посыпались в ладошки бусинки-дробинки. (ГОРОХ)
4) Растет она – в земле, Известна – в целом мире. Частенько на столе Красуется в мундире. (КАРТОФЕЛЬ) 5) Он зеленый и большой Я полью его водой Как огромный карапуз Скоро вырастет ……... (АРБУЗ) 6) Огородная краля В оранжевом платье Притаилась в погребке, Лишь коса на бугорке. (МОРКОВЬ) Морковь– новое словарное слово. (Карточка на доске) -Произнесите слово по слогам (мор-ковь),Какой слог ударный? -Какую орфограмму нужно запомнить? (Учитель пишет слово на доске с пометами) -_А теперь внимательно посмотрите на последние два слова и скажите, что их объединяет? (АРБУЗ, МОРКОВЬ -имена существительные, на конце парный согласный по звонкости-глухости) -Как проверить правильно ли мы написали эти слова? (Чтобы проверить парную согласную, нужно изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук или непарный звонкий Н) -Устно подберите проверочные слова: арбуз-арбузы, морковь-морковный. | Читает загадки, объясняет порядок выполнения и оформления работы в тетради, следит за посадкой, напоминает правила письма. | Слушают, отгадывают загадки, записывают отгадки в соответствии с правилами письма (безотрывно, безнажимно, с наклоном), определяют тематическую группу слов, выделяют общность орфограммы, формулируют правило правописания. |
4.Исправление и запись деформированного предложения | Сл.2 -Найдите ошибку. Запишите предложение правильно. Что для этого нужно сделать? (для этого глухие согласные нужно заменить звонкими) Шил-пыл у папужкизереньгийкослик. Жил-был у бабушки серенький козлик. -Подчеркните парные звонкие и глухие согласные в словах. | Формулирует задание, контролирует его выполнение. | Определяют учебную задачу и способ ее выполнения, исправляют деформированное предложение, записывают с проговариванием. |
-
Целепола гание | Определение темы и задач урока | -Ребята, кто догадался, какова тема нашего урока? -Обозначим тему нашего урока так: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова». -Как вы думаете, какова наша задача на уроке? Что мы должны узнать, чему научиться? ( Мы научимся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать примеры слов с парными согласными в словах). | Уточняет тему и задачи урока | Формулируют тему и задачи урока, планируют свою деятельность |
IV. Изучение нового материала | 1.Игра («Буквы убежали») | Парные согласные самые опасные: Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Сл.3. -А сейчас постарайтесь угадать, какие буквы убежали? -Прочитайте (хором) и объясните значение пословиц (Работают с каждой пословицей отдельно) 1) Береги но…. в большой моро…... 2) Сне….глубо… –го…. хорош… 3) Зимой шу…ка не шу….ка. 4) В зимний холо…. всякий моло…... -Обратите внимание еще раз на слова с пропусками и скажите, какие звуки пропущены? (Звонкие и глухие парные согласные) -Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначать парный по звонкости-глухости звук? (Нет) -А какие слова будут проверочными (устно)? (нос-носы, мороз-морозец. холод-холода, снег-снега, глубок-глубокий, шубка-шуба, шутка-шутить, молод-молодость) -Сформулируй правило: Написание парных звонких и глухих согласных нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук. | Активизирует внимание, мотивирует учащихся на работу, создает речевую ситуацию, контролирует выполнение. | Читают, восполняют пропущенные орфограммы, отвечают на вопросы, объясняют алгоритм действий, формулируют правило. |
2.Комментированное выполнение упр. под руководством учителя | Сл.4 -Посмотрите внимательно на группы слов. Докажите, что слова в каждой группе –родственные (однокоренные) (Один ученик – одна группа слов) 1)хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы; 2) городок, загородный, город, городки; 3) резать, резчик, резьба, резной; 4) прорубь, рубка, рубить; 5) мороз, Морозко, морозит. - А теперь четко произнесите звук, который обозначает каждая выделенная буква. -Когда звучание парного по звонкости-глухости звука в слове не совпадает с его написанием? (На конце слова, перед другим парным согласным звуком) -Выпишите слова, написание которых требует проверки. Подчеркните в записанных словах орфограмму, выделите корень. (выполняем с комментированием): Хлеб, хлебцы; город, городки; резчик, резьба;прорубь, рубка; мороз, Морозко. -Каким же образом нужно проверять парный по звонкости-глухости? Попробуй самостоятельно сформулируйте правило: Написание парных звонких и глухих согласных нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук. Включить чистый слайд | Определяет учебную задачу и порядок ее решения, организует анализ языкового материала | Анализируют группы слов, ищут доказательства, осуществляют выборочное письмо, определяют орфограмму и ее место в словах, устно подбирают проверочные слова, формулируют вывод. |
3.Знакомство с правилом (с.20) | -Мы записали однокоренные слова. А в этом случае нужно запомнить еще одно правило. -Прочитайте правило на стр. 20-й (один ученик читает громко вслух) -Повторим это правило хором. | Организует проверку восприятия и понимания правила. | Читают правило индивидуально и хором, отвечают на вопросы. |
Физминутка | Назвали все предметы по порядку, Теперь вас приглашаю на зарядку: Мелкие шажки- раз, два, три. Легкие прыжки – раз, два, три. Вот и вся зарядка – раз, два, три. Мягкая посадка – раз, два, три. -Тихонечко садитесь. Продолжаем работу. | Организует выполнение упр. На снятие физической усталости. | Выполняют игровые упр. вместе с учителем |
VI. Закрепление изученного | 1.Работа по карточкам (в парах) | -А сейчас выполним задание на карточках (будете работать в парах) Задание: Прочитайте и скажите, по какому признаку объединены пары слов на вашей карточке? Вставьте пропущенную орфограмму, ориентируясь на пару слова. Выделите корень в словах. (Дети выполняют задание на карточках, затем следует проверка) -Проверим, как вы справились с заданием(Отвечающие получают оценку) Карточка 1. Слова образуют пару по принципу «один-много»: пловец-пло…цы молодец-моло…цы кружок-кру…ки коготь-ко…ти рожок-ро…ки гудок-гу…ки флажок-фла…ки поплавок-попла…ки брусок-бру…ки Карточка 2. Слова образуют пару по принципу «большие-маленькие»: глаза-гла…ки трава-тра…ка рыба-ры…ка зубы-зу…ки голова-голо…ка репа-ре…ка корова-коро…ка ягода-яго…ка слезы-сле…ки Карточка 3. Слова образуют пару по принципу «предмет-действие»: сливать-сли…ки загадывать-зага…ка накидывать-наки…ка рубить-ру…ка посадить-поса…ка укладывать-укла…ка промывать-промы…ка находить-нахо…ка молотить-моло…ба | Объясняет порядок выполнения задания, организует работу в парах. | Читают, воспринимают задание в карточке, распределяют по общему признаку пары слов, выделяют орфограмму, подбирают проверочные слова, работают в парах (обсуждают варианты ответа). |
2. Составление предложений с указанными сдовами («Веселые рифмы») (устно) | Сл.6 -А теперь поработаем устно: составьте предложения со словами каждой строчки. Соотнесите написание и произношение этих слов (слова на доске): Мышка, кошка, глазки, лапки. (Кошка открыла глазки и схватила мышку лапками) Шубка, шапка и сапожки. (Зимой мне нужны шубка, шапка и сапожки) Березка и сережки. (Весной у березки появятся сережки) | Формулирует учебную задачу, контролирует и оценивает выполнение | Воспринимают учебную задачу, читают, составляют предложение. |
3.Работа с электр. приложением (упр. по теме урока) | Выполним упражнения у доски. (Один ученик у доски на оценку, в случае ошибки или затруднения вызывается помощник) | Организует закрепление изученного материала, оценивает работу | Самостоятельно выполняют упражнения, комментируют орфограммы |
VII. Итог урока | 1.Обобщающая беседа | -С какой орфограммой познакомились на уроке? -Все ли было понятно? Все получалось? -Какое новое правило узнали? Сформулируйте его: (В одинаковой части (в корне) одного и того же слова и в однокоренных словах парный по звонкости-глухости согласный звук обозначается одной и той же буквой). - | Побуждает учащихся к выводам о проделанной работе. | Определяют главные акценты урока, оценивают результаты собственной учебной деятельности. |
| 2.Рефлексия | -А теперь оценим вашу работу: У кого -8-10 плюсиков – «5» У кого 6-7 – «4» -Ребята, спасибо вам за урок. Я желаю вам успехов. | | |
| 3.Домашнее задание | Упр. 32, стр. 20: Написать пословицы. К словам с выделенной орфограммой подобрать проверочное слово (записать рядом в скобках). | Объясняет порядок выполнения и оформления дом.работы | Воспринимают задачу, определяют алгоритм выполнения задания. |