3. | Формулировка темы,проговаривание целей урока | Вы Выход на понятие «Морфология» МоМорфология – раздел науки о языке, изучающий части речи. Выход на тему. Н На всех языках есть такие слова: Мать. Родина. Счастье. Река. Синева. Кто б ни был, любому понятны они. Слова – путеводные наши огни. Живые. Земные… и суть их проста: Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота. Но есть и такие слова в словарях, Они вызывают тревогу и страх. Слова, что исчезнуть должны навсегда: Война. Разоренье. Жестокость. Вражда. Останутся с нами другие слова. В них гордая сила людского родства: Мир. Дружба. И радость высокой волной – Мы – люди. Мы – дети планеты одной. - Ребята, а какие слова для вас являются путеводными в жизни? - Может быть, вы догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? Т Тема урока «Имя существительное- часть речи удудивительная» (лингвистическая лаборатория)(слайд№3) Подумайте, какую работу (деятельность) предполагает заявленная тема? - Каково лексическое значение слова «лаборатория»? -А что значит прилагательное «лингвистический»? Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные фразы на доске.(слайд №4) 1) повторить, что такое ……… как часть речи; 2) узнать, какие у ……….. имеются морфологические признаки; 3) учиться выделять ………… среди слов других ……. . Цель урока: 1) повторить, что такое имя существительное как часть речи; узнать, какие у имени существительного имеются морфологические признаки; учиться выделять имена существительные среди слов других частей речи.
| | Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других ( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р). |
4 5.. | Физкультминутка Обобщение и систематизация знаний | Ребята, вы знаете, что попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И. Даль. Над «Толковым словарем живого великорусского языка» он работал 47 лет. В его словаре более 200 тысяч слов. И 40% от этого количества слов составляют существительные – самые простые слова, названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки. Сообщение об этимологии слова имя существительное.(уч-ся)
Выбрать только имя сущ. ( по хлопку):ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря. 1.Повторение сведений об имени сущ.пар. 15 составить кластер об имени сущ. (слайд №6) | | Контроль усвоения, обсуждение ошибок, коррекция; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). |
6. | Применение знаний и умений на практике. | Предлагает закрепить умение выполнять морфологический разбор, составив паспорт существительного(слайд№7) А теперь каждый из вас попробует составить паспорт имени сущ., взяв его из предложений: 1.Тихо, и синева повисла между зелёными деревьями.2. Белизна снежного поля ослепляет. 3.Небо в феврале поражает голубизной. Паспорт имени сущ-го: Я_________________,- имя существительное, т.к. обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос________. Моя начальная форма_____________ Мои морфологические признаки Постоянные: ____________________( одуш., неодуш), ______________( собств, нариц.),_____________(рода),_____________(склонения). Непостоянные: стою в форме____________(числа), _____________(падежа). Работаю в соседнем государстве Синтаксис, сегодня я играю роль_______________. Какой цели мы, достигли,выполнив это задание? 2. Исследование 2(историческое). Послушайте отрывок из сказки.(слайд№8) - Скажите название сказки и её автора. - Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитой пушкинской сказки. Ещё раз прочитаем отрывок. Пошёл старик к синему морю; (не спокойно синее море) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” - Обратите внимание на существительные и определите их падеж. -Скажите, ребята, у какого существительного трудно было определить падеж? - А что значит “стал кликать золотую рыбку”? (Звать) -У существительного «старче» сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа. Сообщение обучающегося ( см. приложение) Молодцы, вы хорошо поработали! Сейчас я буду читать вам сказку о падежах, а 2 человека пойдут к доске. Один ученик будет записывать падежи, другой – ставить к ним вопросы. Сказка о падежах Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его ………….. . родился – и стал ……… . Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и назвали его …………. . Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал …………. . потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться ……… . Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и называли теперь ………. . - В современном русском языке 6 падежей, но ученые насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а в венгерском – 22. Кондратьев в книге «Звуки и знаки» пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей. Исследование 2( грамматическое).(слайд№9) – Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? - Почему существительные кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь, ферзь относятся к одушевлённым существительным, а слова народ, толпа, взвод, стая, молодёжь, детвора – к неодушевлённым?(слайд№10) Исследование синтаксическое Подчеркнуть существительные как члены предложения ( слайд №11)) Имя существительное может быть любым членом предложения - Какой цели мы достигли, выполнив это задание? Что можете рассказать об имени существительном, опираясь на схему. (слайд №12) | Для выполнения работы используют знания об именах собственных, о синтаксической роли сущ-х в предложении. 1.Составляют предложения по фотографиям. 2. Определяют синтаксическую роль сущ-х. 3.Проверяют и фиксируют результат. Заполняют паспорт, проверяют полученные результаты, оценивают свою работу. | Умение работать в группе, оценивать свои результаты и действия одноклассников (К). Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка, умение работать в паре. Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, , умение выбирать и систематизировать материал Личностные: воспитание любви к животным и ответственности |