kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Удивительная часть речи""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся вспоминают,что они знают об имени существительном и знакомятся с новыми сведениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Удивительная часть речи""»

4


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная»

1.Предмет: русский язык

2.Класс: 5

3. Автор учебника: Е.А. Быстрова

4. Тема урока: «Имя существительное – часть речи удивительная»

5. Тип урока: лингвистическая лаборатория

6. Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о существительном как части речи.

7. Задачи

Обучающая: пополнить практический опыт в употреблении имён существительных в предложении, в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки, развивать логическое мышление.

Воспитательная: формировать умение сотрудничать, воспитывать внимание и уважение к слову.

8. Технологии, Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.

9. Планируемые образовательные результаты:

а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

б) умение определять цель предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты;

в) умение создавать устный и письменный текст;

г) умение проводить морфологический разбор существительного;

д) воспитание уважительного отношения к русскому языку.

10.Карту урока составила Филенкова С.В.



.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный


Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, красивых, жизнерадостных, полных творческих сил!

-Каким вы хотите видеть  наш урок? (познавательным, интересным.)

-А я хочу пожелать, чтобы сегодня каждый из вас на уроке сделал маленькое открытие.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования

2.

Актуализация знаний.. Мотивация учебной деятельности обучающихся.


. Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Четвертый лишний: 

1.шалаш, ночь, из-за туч, пейзаж 
2.  водоросли, росточек, возраст,  вырос 
Поставить ударения в словах: столяр, торты, жалюзи, каталог 
Разведите по значению и написанию слова
  разв…вается ребенок — разв…вается флаг 

(слайд№1)

Найди соответствие(слайд№2)


фонетика

морфемы

синтаксис

Звуки речи

морфемика

словарный состав

лексика

предложение


имя существительное



Планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

3.

Формулировка темы,проговаривание целей урока

Вы Выход на понятие «Морфология»

МоМорфология – раздел науки о языке, изучающий части речи.

  1. Выход на тему.

Н На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые. Земные… и суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной –

Мы – люди. Мы – дети планеты одной.

 

- Ребята, а какие слова для вас являются путеводными в жизни?

- Может быть, вы  догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

Т Тема урока «Имя существительное- часть речи удудивительная» (лингвистическая лаборатория)(слайд№3)

Подумайте, какую работу (деятельность) предполагает заявленная тема? 

- Каково лексическое значение слова «лаборатория»?

-А что значит прилагательное «лингвистический»?

Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные фразы на доске.(слайд №4)

1) повторить, что такое ……… как часть речи;

2) узнать, какие у ……….. имеются морфологические признаки;

3) учиться выделять ………… среди слов других ……. .


Цель урока: 1) повторить, что такое имя существительное как часть речи; узнать, какие у имени существительного имеются морфологические признаки; учиться выделять имена существительные среди слов других частей речи.





Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р).



Маршрутный лист урока (слайд№5)

1.Повторение сведений об имени существительном.

2.Лингвистические исследования

-историческое

-грамматическое

-синтаксическое


Выполняют задания с целью определения роли существительного в речи, вспоминают морфологические признаки сущ-ого, проверяют и оценивают .

Структуирование знаний, анализ, применение знаний в новой ситуации; обобщение ( П).

Контроль и самооценка процесса усвоения (Л)
















4



5..
















Физкультминутка



Обобщение и систематизация знаний

Ребята, вы знаете, что попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И. Даль. Над «Толковым словарем живого великорусского языка» он работал 47 лет. В его словаре более 200 тысяч слов. И 40% от этого количества слов составляют существительные – самые простые слова, названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки.

Сообщение об этимологии слова имя существительное.(уч-ся)











Выбрать только имя сущ. ( по хлопку):ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.


1.Повторение сведений об имени сущ.пар. 15 составить кластер об имени сущ. (слайд №6)






















Контроль усвоения, обсуждение ошибок, коррекция; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

6.

Применение знаний и умений на практике.


























Предлагает закрепить умение выполнять морфологический разбор, составив паспорт существительного(слайд№7)


А теперь каждый из вас попробует составить паспорт имени сущ., взяв его из предложений:

1.Тихо, и синева повисла между зелёными деревьями.2. Белизна снежного поля ослепляет. 3.Небо в феврале поражает голубизной.

Паспорт имени сущ-го:

Я_________________,- имя существительное, т.к. обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос________.

  1. Моя начальная форма_____________

  2. Мои морфологические признаки

Постоянные: ____________________( одуш., неодуш),

______________( собств, нариц.),_____________(рода),_____________(склонения).

Непостоянные: стою в форме____________(числа), _____________(падежа).

Работаю в соседнем государстве Синтаксис, сегодня я играю роль_______________.

Какой цели мы, достигли,выполнив это задание?


2. Исследование 2(историческое). Послушайте отрывок из сказки.(слайд№8)

- Скажите название сказки и её автора.

- Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитой пушкинской сказки. Ещё раз прочитаем отрывок.

Пошёл старик к синему морю;
(не спокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”

- Обратите внимание на существительные и определите их падеж.

-Скажите, ребята, у какого существительного трудно было определить падеж?

- А что значит “стал кликать золотую рыбку”? (Звать)

-У существительного «старче» сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа.

Сообщение обучающегося ( см. приложение)

Молодцы, вы хорошо поработали!


Сейчас я буду читать вам сказку о падежах, а 2 человека пойдут к доске. Один ученик будет записывать падежи, другой – ставить к ним вопросы.


Сказка о падежах


Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его ………….. . родился – и стал ……… . Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и назвали его …………. . Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал …………. . потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться ……… . Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и называли теперь ………. .


- В современном русском языке 6 падежей, но ученые насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а в венгерском – 22. Кондратьев в книге «Звуки и знаки» пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей.


Исследование 2( грамматическое).(слайд№9)

 – Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

- Почему существительные кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь, ферзь относятся к одушевлённым существительным, а слова народ, толпа, взвод, стая, молодёжь, детвора – к неодушевлённым?(слайд№10)




Исследование синтаксическое

Подчеркнуть существительные как члены предложения ( слайд №11))


Имя существительное может быть любым членом предложения

- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?



Что можете рассказать об имени существительном, опираясь на схему. (слайд №12)







Для выполнения работы используют знания об именах собственных, о синтаксической роли сущ-х в предложении.

1.Составляют предложения по фотографиям.

2. Определяют синтаксическую роль сущ-х.

3.Проверяют и фиксируют результат.














Заполняют паспорт, проверяют полученные результаты, оценивают свою работу.

Умение работать в группе, оценивать свои результаты и действия одноклассников (К).

































Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка, умение работать в паре.

Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, , умение выбирать и систематизировать материал

Личностные: воспитание любви к животным и ответственности

7.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Цель: коррекция знаний

Тест с самопроверкой (слайд№13)


(см. приложение)







Консультируют, оценивают и комментируют.

Коррекция; оценка качества и уровня усвоения ( Р). Умение оценивать действия оноклассников (К).

8.

Заключительный этап

- Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?

Чем вас удивило имя сущ.?




9



















10.






.

Рефлексия учебной деятельности.


Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.










Дифференцированное дом.задани

Рефлексия (приём «Самооценка ученика»)

(слайд№14)


















Слайд№ 15

1.Нарисовать портрет имени сущ. или

2.Сочинение-миниатюра «Чем меня удивило имя сущ.»




Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.














Записывают ДЗ в дневники.

Регулятивные: самооценка, рефлексия деятельности.

Коммуникативные: умение анализировать свои действия и выражать мысли.











Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.













Приложение




Паспорт имени существительного



Я_________________,- имя существительное, т.к. обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос________.

  1. Моя начальная форма_____________

  2. Мои морфологические признаки

Постоянные: ____________________( одуш., неодуш),

______________( собств, нариц.),_____________(рода),_____________(склонения).

Непостоянные: стою в форме____________(числа), _____________(падежа).

Работаю в соседнем государстве Синтаксис, сегодня я играю роль_______________.

Сообщение об этимологии слова имя существительное.

- А сейчас нам  ___________ расскажет, историю возникновения термина имя  существительное?   (выходит к доске)                               (

Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным (субстанциа), которое значило: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали, не без основания, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира. Слово оказалось удобным, и было заимствовано всеми теми языками, которые принадлежали народам, связанным с древнеримской культурой.

     Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово (субстантивум) на свой язык. У русских получилось существительное – родственное, как у римлян, словам, означающим «сущность» и существо

- Что означает существительное?

( сущность, существо)



Тест с самопроверкой

  1. Найдите неверное утверждение. 
    А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
    Б. Имена существительные изменяются по родам.
    В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

  2. Укажите имя существительное 
    А. смелость Б. смело   В. Смелый

  3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении  «Берёзы украшают леса»
    а) подлежащим;
    б) дополнением; в) обстоятельством.

  4. Определить род существительных: честность, правда, книги.

  5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Удивительная часть речи""

Автор: Филенкова Светлана Викторовна

Дата: 28.01.2017

Номер свидетельства: 384955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "конспект урока  на тему " Очень замечательное - имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ochien-zamiechatiel-noie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "116306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412411909"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "236350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444044521"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока на  тему «Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения» "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-spriazhieniie-ghlagholov-glagholy-1-i-2-spriazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124012"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414610011"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства