г. Зубцов
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универ- сальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. | Долгожданный дан звонок! Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Начинаем урок русского языка. Девиз урока: «ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ, ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ, ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ». А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова. «Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». | Подготовка класса к работе Читает хорошо читающий ученик. Настрой на учебную деятельность | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2.Минута чистописания | - Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? - Правильно. А еще правильно и красиво писать. А для этого проведем минутку каллиграфии. Ребята, я забыла у вас спросить ,а вы поздоровались друг с другом? Разминка для пальчиков. Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние , указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом. -. Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать - Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник: Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу, Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь! Запишем число, классная работа (один ученик комментирует число, другой классная работа) (Обратить внимание на правильность посадки). Какие звуки обозначает буква «Ж,ж»? Напишем заглавную и строчную букву. Сочетание Жи. Вспомним правило. | Правильно и красиво говорить, … Подготовка пальчиков к письму. (Пальчиковая гимнастика) Ж Твердый, звонкий ( письмо букв) | Сформирование правильного письма букв, работа над каллиграфией. |
3.Словарная работа.
| Два ученика у доски, с обратной стороны. Отгадайте загадки, напишите отгадки. 1.Как сажа черна, Как сметана бела, Люблю всем в лесу Рассказать где была. 2.Птичка--невеличка Хочет сделать шажок Получается прыжок. 3. Трели, песни разлились Среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пенье Голосистый …. 4. Носит серенький жилет, Но у крыльев - черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!" 5. Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь. Солнце, море или пляж Что же это?... Два ученика выходят к доске проверять. Поменяемся тетрадями и проверим друг друга. У кого нет ошибок – красный кружок, у кого 2 ошибки – синий, у кого 3 и более – зелёный. -Найдите среди этих слов лишние и объясните почему? -Вот прилетели некоторые из этих птичек и сказали, что им зимой трудно. Почему? |
сорока воробей соловей ворона карандаш Слайд с проверкой. Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона карандаш сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш. Карандаш, потому что все остальные птицы. Зимой мало корма и холодно. Мы должны помощь им перезимовать: кормить, делать кормушки. | |
4.Постановка учебной задачи. Формирование цели урока и постановка учебных задач | - Очень расстроился карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну и видит Книжки – малышки. (домашнее задание: дети приготовили книжки-малышки заранее) Дети выходят с книжками малышками и загадывают каждый про свой ключ загадку. (гаечный, скрипичный, ключ для замка, ключ ручья). - Давайте произнесём первую отгадку, вторую, третью и четвёртую. Что вы заметили. (Что отгадка звучит одинаково). А что ещё вы можете сказать о слове ключ? (Что значение разное) Делаем вывод: Существуют слова , которые имеют несколько значений. Очень рад был карандаш, что нашёл столько много друзей - ключей. Кто догадался, как звучит тема сегодняшнего урока? (Однозначные и многозначные слова!) (на доске открываю напечатанную тему урока) А как вы думаете, где мы можем посмотреть значение слов? (В толковом словаре) Но не просто значение , а лексическое значение? На дом я задавала вам выписать в свои словарики – что такое лексика. Давайте прочитаем | | . |
5.Работа по учебнику. Решение учебных задач Муз.физминутка.(слайд) Работа по РТ | Подготовим наши глазки к чтению. Физкультминутка для глаз.(Используется тренажёр для глаз). Откройте учебник на стр. 27 Надите рубрику «ДАВАЙ ПОДУМАЕМ». Пальчик поставили, все следят: Один ученик читает вслух -Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? (Ответы детей). Что дочка понимала под словом теплота? - А мама?.. -Что для этого надо знать? -Где можно найти лексическое значение этого слова? - Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова теплота. - Прочтите лексическое значение слова одеяло. - Что вы можете сказать об этих словах? Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е? - Как вы думаете, как называются слова с одним значением? - ….а с двумя и более? -А вы много дарите тепло своим мама? Прочитаем правило. Пальчиком следим, один ученик читает, потом про себя каждый читает, потом хором. Вывод: Какие слова называют многозначными? Однозначными? Музыкальная физкультминутка.
Работа в группах. Задание Объясните значение слова. Найдите слово в толковом словаре. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа. Составьте предложения, употребив различные значения слова. Какие слова называются многозначными? Докажите правильность своего ответа. Подготовьте отчёт о работе по плану. Слова для групп Группа № 1 «КОРЗИНА» Группа №2 «КОРЕНЬ» Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК» Группа № 4 «КОСА» Группа № 5 «КЛЮЧ» Группа № 6 «КИСТЬ» План отчёта группы Мы работали со словом (назвать слово). Это слово имеет____значений. Перечислить. Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________. Мы составили следующие предложения_______________________________. Вывод: Многозначными называются слова ________________.
Работа в парах Следующее задание выполняете в парах. Составьте самостоятельно устно толкование данных слов.(Пейзаж – 1 ряд, каша- 2 ряд, глава- 3 ряд. (Проверка ) Учитель: А теперь сверьте свое толкование и толкование в учебнике. Дифференцированное задание: На экране высвечиваю задание:
Красный – выписывает из толкового словарика по 3 слова: однозначные и многозначные.. Синий –только однозначные
Зелёный- составляют предложение с одним из многозначных слов Откройте рабочие тетради на стр. 8., найдите упражнение 2 | лексическое значение слово в толковых словарях 1.То же, что тепло. 2.Ласковость, приветливость. У слова теплота два значения, а у слова одеяло одно значение. однозначные, многозначные
теплота-ласковость, приветливость прочитали в рубрике Тайны языка
| . Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. |
7.Повторное закрепление | -Теперь давайте вернёмся к нашему эпиграфу. Найдите в нём многозначные слова. | ключ, язык
| Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
9.Итог урока | Чтобы знания были впрок, Давайте кратко повторим урок! - Что нового узнали на уроке? -Что было интересно? -Что было трудно? -Что больше всего понравилось в уроке? - Какие слова мы называем однозначными? - Какие слова мы называем многозначными? - Где мы можем узнать значение слова? | Слова, которые имеют одно значение -однозначные. Слова, которые имеют два и более значений -многозначные В толковых словарях. | Самооценка учащихся |
Домашнее задание | Упр. 4 Стр. 29 | | |
10.Самоанализ урока. Рефлексия настроения. | - Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось? А как работали на уроке узнаем, разукрасив круг цветным карандашом. Если справились с заданием – зелёным, если сомневались – жёлтым, если не справились – красным. По- вашему мнению, как вы работали на уроке? Спасибо вам за урок! | | |
1.Валгина Н.С. Современный русский язык. М. Логос, 2002-528с.
2.Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах М. Просвещение, 2002.- 587 с.
3.Львов М.Р.Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1997.
Слово. Образовательный портал. http://www.portal-slovo.ru/