Конспект урока по теме "Склонение имен прилагательных женского рода"
Конспект урока по теме "Склонение имен прилагательных женского рода"
Описание методической разработки
Педагогическая цель: создание условий для понимания сущности склонения имён прилагательных женского рода
Задачи:
Образовательные: закрепить знание по теме прилагательное, повторить как проверяется безударное окончание прилагательных, научить склонять имена прилагательные женского рода по падежам
Развивающие: создать условия для умения сравнивать безударные окончания имён прилагательных женского рода в разных падежах, учить сопоставлять одинаковые окончания прилагательных женского рода в Р.Д.П.Т.п., делать выводы о том, какие окончания у прилагательных женского рода, как определить падеж прилагательных женского рода.
Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в паре, развитию познавательного интереса, умению адекватно себя оценивать.
Планируемые результаты:
Предметные: научились склонять имена прилагательные женского рода, выучили одинаковые окончания в Р.Д.П.Т.п., умеют определять падеж имён прилагательных по имени существительному с которым оно связано.
Личностные:закрепили умение работы в паре, развили познавательный интерес через разнообразные задания, научились правдиво оценивать результаты своей работы.
Метапредметные:
Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, сопоставили одинаковые окончания прилагательных женского рода в Р.Д.П.Т.п., сделали выводы о том, какие окончания у прилагательных женского рода, как определить падеж прилагательных женского рода.
Регулятивные: научились определять цель, для чего важно знать склонения имён прилагательных женского рода; умеют осуществлять контроль своей деятельности.
Коммуникативные:
Тип урока:
Основная технология: урок в рамках системно-деятельностного подхода
Формы организации работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Основные понятия: склонение имён прилагательных женского рода, безударные падежные окончания прилагательных, морфологические признаки имени прилагательного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-В изучении нового материала нам поможет слово,которое вы узнаете выполнив математические действия:
ЛЭКС – Л + КУРА – А + СИТО + Я – ТО = ЭКСКУРСИЯ(карточка)
- Запишите слово, обозначьте орфограмму.
- Что такое экскурсия?
- Посмотрим в толковом словаре.
-Устно придумайте предложение с этим словом.
- В какое время года мы были на экскурсии?
-Значит наша экскурсия была интересная? А ещё? (зимняя)-(карточки)
-Просклоняйте словосочетания. Девочки склоняют – интересная экскурсия, а мальчики- зимняя экскурсия. Выделите окончание в вопросе и в прилагательных
( 2человека работают у доски).
- Давайте проверим и оценим свою работу(№4)
- В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?
-Какие ещё могут быть окончания прилагательных женского рода в творительном падеже кроме окончаний –ой, -ей?
- Какие окончания прилагательных женского рода в винительном падеже?
Составим таблицу падежных окончаний прилагательных женского рода (работаем в паре)
Таблица падежных окончаний прилагательных женского рода
Падеж
Падежные окончания
И.
-ая,-яя
Р.Д.П.
-ой,ей
Т.
-ой,-ей, -ою, -ею
В.
-ую,-юю
- проверим, что у нас получилось? (слайд-проверка 5)
-Оцените свою работу.(№5)
- Мы установили, что прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на один и тот же вопрос какой? И имеют окончания -ой, -ей. Как в этом случае определить падеж имени прилагательного?
-Приведите примеры.
(слайд №6 с планом для вывода)
-Сделайте вывод по плану:
1) Какие падежные окончания имеют имена прилагательные женского рода?
2) Как определить падеж прилагательного женского рода?
VIФизкультминутка
- Я буду называть словосочетания, в состав которых входят имена прилагательные женского рода с разными окончаниями. Если в словосочетании будет прилагательное с окончанием –ая, то вы приседаете 1 раз, если с любым другим окончанием, то 2 раза. Сосчитайте сколько будет названо прилагательных с окончанием –ая?(8)
- А сейчас, я предлагаю совершить мини - экскурсию в зимний лес.
-Прочитайте текст (слайд№7)
В зимнем лесу.
Медленно встаёт холодное ЕМИЗНЕ ЦЕЛОНС. В заснеженном лесу ИСОТТ АНШИТИ.
Вдруг словно СЕВЕННЙИ ТЕВЕРОК подул. На СУЮНЕЛ ЛЯПОНУК опустилась стая клестов. Птички весело перекликались. Совсем не пугают клестов АИНШ ОРОЗЫМ.
-Назовите имена прилагательные с существительными, к которым они относятся.
- Запишите словосочетания, в котором имя прилагательное женского рода.(слайд№8)
-Оцените свою работу.(№6)
-Выполните морфологический разбор этого прилагательного.
-Оцените свою работу.(№7) ДОСКА
- Ребята, а кто прилетел на лесную поляну?
- Что вы о них знаете?
(Слайд №9,10 -пение клестов + ЛЕГЕНДА)
Справка о клестах:
В России обитают в хвойных лесах горной местности на юге страны, северо-западных районах. Птицу можно встретить в смешанных лесах с преобладанием елей. В кедровых лесах клест не живет. Врагов у клеста в природе практически нет. Объясняется это тем, что из-за постоянного употребления семян, птицы при жизни себя «бальзамируют» и становятся очень невкусными, а, точнее, горькими для хищников. Поэтому после естественной гибели они не разлагаются, мумифицируются, чему способствует их подготовленный организм с высоким содержанием смол. Летать клесты умеют хорошо, но сказать, что клест – перелетная птица, или клест — оседлая птица, нельзя. Скорее, клест — кочующий представитель пернатых. Кочевание птиц связано с урожаем.
VIII Подведение итогов
- Что нового узнали?
- В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания
- Назовите эти окончания.
IX Рефлексия(слайд №11) Оцените свою работу за урок
- На сегодняшнем уроке
Я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
XДомашнее задание. (по выбору)
Учебник стр.29 упр.59 или
Клёст-птица, запишите какая она и просклоняйте это прилагательное.