"Подлежащее". 8-й класс
Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием проблемного метода обучения.
Цели урока:
1) расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения, его признаках, способах выражения;
2) формирование умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала и нового (понятие о подлежащем);
3) создание условия для повышения интереса к языку, для развития навыков общения и совместной деятельности;
4) развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия, способности к самоанализу, рефлексии.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.
Программные средства: Microsoft Power Point.
План урока.
1. Мотивация познавательной деятельности
2.Актуализация знаний.
3Изучение нового материала.
4 Итог урока, рефлексия.
5. Задавание домашнего задания.
Содержание урока.
1.Чтение текста Л.Н.Толстого «Два товарища» учителем
Вопросы к учащимся:
-О чем говорится в басне Л.Н.Толстого?
- Тема?
-Идея?
-А не говорится ли в этой басне о каком-либо правиле взаимодействия? (герои действовали каждый сам за себя, не в команде)
-Сегодня на уроке мы будем учиться взаимодействовать, работать в команде, принимать точку зрения товарища или убеждать его в своей правоте.
2. Вопросы к учащимся:
-Из чего состоит этот текст?
-На чем держится каждое предложение?
-Да, грамматическая основа предложения как рыба-кит в сказке Ершова, на которой все держится. А что такое грамматическая основа предложения?
- Что такое подлежащее?
-Сказуемое?
-А зачем её искать?
- А трудно найти ГО? Как это сделать?
- Почему 2 вопроса?
3.а)Организация индивидуальной работы:
-Перед вами группы предложений, синей ручкой или карандашом подчеркните ГО в предложениях.
б)Организация работы в группах
-Теперь положите синие ручки и возьмите зеленые, повернитесь друг к другу, образовав малую группу, обсудите ваши работы, дополните их и исправьте свои ошибки зеленой ручкой, если вы согласны с товарищами.
в) Проверка результатов работы.
-Сколько раз вы воспользовались зеленым стержнем?
-Молодцы! Это значит, что вы учились взаимодействовать с товарищами, принимать их точку зрения.
г) Исправление ошибок по образцу на слайде (если времени мало) или во фронтальной беседе (если времени достаточно)
-А кто справился с этой работой без ошибок?
-Вы можете быть спокойны: вы никогда не заблудитесь в теме «Подлежащее», выставьте себе «5» под первым столбиком таблицы.
д) Организация индивидуальной работы:
-Посмотрите, какое множество обличий у подлежащего. Во втором столбике таблицы попробуйте сначала самостоятельно ответить на вопрос:
«Чем выражено подлежащее?» синей ручкой.
е) Организация работы в группах
- Теперь положите синие ручки и возьмите зеленые, повернитесь друг к другу, образовав малую группу, обсудите ваши работы, дополните их и исправьте свои ошибки зеленой ручкой, если вы согласны с товарищами.
ж) Проверка результатов работы по слайду красной пастой (если времени мало) или во фронтальной беседе (если времени достаточно)
-Сколько раз вы воспользовались зеленым стержнем?
-Молодцы! Это значит, что вы учились взаимодействовать с товарищами, принимать их точку зрения.
- А есть среди вас такие, кто исправил верный ответ на неверный?
-Что не получилось у вас при взаимодействии с товарищами? (Надо учиться быть убедительными, доказывать свою точку зрения)
-У кого нет ошибок? Поставьте себе «5» и под второй колонкой тоже.
4. Система вопросов:
-Какие подлежащие легко узнаются при встрече?
-А какие откликаются с трудом?
-А какое обличие подлежащего удивило вас больше всего?
- А чему ещё вы сегодня учились?
-Может, кто-то хочет высказаться о том, какие чувства возникали у него в процессе работы?
5. Спасибо вам за урок, но за уроком идет д/з
Посмотрите на ваши таблицы: у нас остался пустым третий столбик таблицы «Свои» примеры». Поэтому, дома вы будете выписывать из басни Л.Н.Толстого и из других художественных произведений «свои» примеры на каждый пункт таблицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальная карта учащегося___________________________
1.Басня Л.Н.Толстого «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему, стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что он мертвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: «Ну что, -говорит, - медведь тебе на ухо шептал?».
- А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают!
2. Подлежащее___________________________________________
Примеры Чем выражено подлежащее? «Свои» примеры
1.Челябинск – наш дом
2. Живу я в глубине России.
Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит.
3.Семеро одного не ждут.
4. 3688 километров – длина Волги.
5.Присутствующие удивлены.
Далече грянуло ура.
6.Курить – здоровью вредить.
7.Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.
Энциклопедии «Я познаю мир» - мои любимые книги.
8. На поле вышли от мала до велика.
3.Д/З. Выписать из басни Л.Н.Толстого «свои» примеры на каждый пункт таблицы, а если каких-то примеров не найдется, то можно взять их из других художественных произведений.