Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Омонимы"»
Тема: Омонимы Цель: формировать умения распознавать омонимы, работать со словарём омонимов. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте слова первой группы с синонимами. — Каким словарём вы пользовались? — Прочитайте слова второй группы с антонимами. — Каким словарём вы пользовались? III. Актуализация знаний (Работа в парах.) — Подберите к данным словам синонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём синонимов. Ветер, повар, интересный. — Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём антонимов. Печаль, ссора, героизм. (Проверка.) — Какие слова называются синонимами? — Какие слова называются антонимами? IV. Самоопределение к деятельности (Работа в группах.) — Найдите в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова слова игла и кадр. Прочитайте их лексические значения. — Назовите лексические значения слова игла. Как называются такие слова? (Многозначные.) — Назовите лексические значения слова кадр. Чем отличается оформление статей, поясняющих значения слова кадр? — Кто знает, как называются такие слова? (Ответы детей.) — Такие слова называются омонимами. Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 75 (с. 45). — Прочитайте. Рассмотрите рисунки. — Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.) — Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.) — Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.) — Какое значение имеет слово коса в третьем предложении? (Сельскохозяйственное орудие — изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Какие слова называются омонимами? — Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами? — Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.) VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 76 (с. 45). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 77 (с. 46). — Прочитайте пары предложений. Найдите в них выделенные слова. Что можно о них сказать? (Это омонимы.) — Докажите, что это омонимы. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении. — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.) 2. Работа со словом из словаря — Назовите первый день недели. (Понедельник.) — Найдите слово понедельник в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы. — Составьте предложение со словом понедельник, запишите. — Запомните написание этого слова. — Объясните значение выражения доживём до понедельника. (Подождём, посмотрим, что будет.) VIII. Рефлексия (Работа в парах.) — Найдите омонимы в предложениях. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих предложениях. Он был лучшим командиром взвода. (Взвод — подразделение роты, батареи.) Курок пистолета был на взводе. (Взвод - приспособление в ударном механизме оружия.) — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что такое омонимы? Домашнее задание Упр. 78 (с. 46). Тема: Слово и словосочетание Цели: формировать умение различать слово и словосочетание; развивать устную речь. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте предложения. — Назовите антонимы, которые вам встретились в пословицах. (В шутку — всерьёз, вместе — врозь, мир — ссора, весна — осень.) — Назовите синонимы, которые вам встретились в пословицах. (Лодырь - бездельник, дорога — путь.) — Назовите в пословицах омонимы. Объясните их значения. (В первом предложении мир — земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Во втором предложении мир — согласие, отсутствие вражды ссоры, войны.) III. Актуализация знаний (Работа в группах.) — Составьте предложения с антонимами, синонимами и омонимами. (Проверка.) — Какие слова называются синонимами? — Какие слова называются антонимами? — Какие слова называются омонимами? — Какими словарями вы пользовались? IV. Самоопределение к деятельности (Работа в парах.) — Прочитайте записи. Осень, золотая осень, игра, настольная игра, варенье, варенье из малины. — Разделите их на две группы. (1) Осень, игра, варенье; 2) золотая осень, настольная игра, варенье из малины.) — По какому признаку вы разделили записи на группы? (Слова и словосочетания.) — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 79 (с. 47). — Прочитайте. Рассмотрите рисунки. — Выполните задание. — Прочитайте названия предметов. Что вы выбрали для названия? Обоснуйте свой выбор. — Что вы уже знаете о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.) — Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание. — Что такое словосочетание? — Что может называть словосочетание? Упр. 80 (с. 47). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают по цепочке словосочетания, объясняют написание слов с орфограммами и называют части речи.) VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 81 (с. 48). — Прочитайте. — Составьте словосочетания и запишите их. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания.) — Когда нужно употреблять слово надеть, а когда — одеть! Весёлая грамматика Одеть или надеть. Два этих слова Мы часто путаем Так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. Выходит так, что дед одет, А шуба, стало быть, надета. Одеть, надеть. Давай глядеть: Кого одеть и что надеть? Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето, Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет! В. Волина Надеть (что-нибудь) форму, пальто, туфли, шапку, платье, костюм... Одеть (кого-нибудь) ребёнка, девочку, больного, куклу, бабушку, дедушку... 2. Работа со словом из словаря — Отгадайте загадку. Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост — И поднимется до звёзд. (Ракета.) — Найдите слово ракета в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом ракета, запишите. — Запомните написание этого слова. VIII. Рефлексия (Работа в парах.) - Составьте по два словосочетания, которые называют предмет, действие, признак. - Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока - Что такое словосочетание? - С каким словом из словаря вы сегодня познакомились? Домашнее задание Упр. 82 (с. 48).