kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка 5 класс Шмелев ФГОС по теме: "ОМОНИМЫ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Омонимы

Цели  урока: 1) продолжить  изучение темы «Омонимы»,

                                систематизировать и обобщить  изученный материал,

                                расширить знания  учащихся  новыми  сведениями об                                         

                                омонимах; закрепить  изученный  материал на практике;

                              2) продолжить  работу  над  развитием речи учащихся;                                                                                   

                               развивать  и  культивировать внимание к  слову  как        

                               социально  значимому  явлению; развивать  творческие

                                способности  учащихся; сформировать навыки самостоя -

                              тельной  работы;

                                3) воспитать ценностное отношение к слову, уважение к

                                изучаемому  языку, вызвать интерес к урокам  русского

                                 языка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 5 класс Шмелев ФГОС по теме: "ОМОНИМЫ"»

Открытый урок русского языка

Тема: Омонимы

Цели урока: 1) продолжить изучение темы «Омонимы»,

систематизировать и обобщить изученный материал,

расширить знания учащихся новыми сведениями об

омонимах; закрепить изученный материал на практике;

2) продолжить работу над развитием речи учащихся;

развивать и культивировать внимание к слову как

социально значимому явлению; развивать творческие

способности учащихся; сформировать навыки самостоя -

тельной работы;

3) воспитать ценностное отношение к слову, уважение к

изучаемому языку, вызвать интерес к урокам русского

языка.

Ход урока:

1. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем

- Эпиграфом нашего урока будут слова К.Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом»

- Как вы понимаете слова К.Паустовского?



2. Проверка изученного материала .


Чтобы знания были впрок

Следует повторить прошлый урок.


1.Работа в парах по теоретическому материалу по теме «Лексика».

Продолжи фразы :

- Лексика – это-------------------------------------------------------------------------------

- В толковых словарях разъясняется ----------------------------------------------------

-Слова, имеющие несколько лексических значений , называются ----------------- Однозначными называются слова, имеющие ---------------------------------------

- Слово может иметь ---------------------------------------------------------- значения

- Перенос названия происходит, если у предметов есть ---------------------------

-Синонимы это- ------------------------------------------------------------------------------





3. Знакомство с новым материалом

1.Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка .


Встретились две подруги : Оля и Надя. Надя и говорит :

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю!-сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная ? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!


Почему подруги долго не понимали друг друга ?


-На этот вопрос мы ответим на уроке, а также познакомимся с тем, как называются такие слова-близнецы



2) Работа со стихотворением

Прочитайте стихотворение В. Лифшица

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?


- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ? Какие ещё есть значения у этого слова?


- Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова?


- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимами – от греческих слов омос, что значит «одинаковый», и онима – имя.



3) Пути образования омонимов

-Откуда берутся слова-омонимы в нашем языке? (сообщение подготовленного ученика)

* Заимствованное из других языков слово совпадает полностью с исконно русским. (Скат – пологий спуск; скат (skat) – хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.)

* Образование от одной основы слов с суффиксами-омонимами: -ник – человек по профессии; -ник – предмет: проводник – железнодорожный служащий, сопровождающий вагон; проводник – вещество, хорошо пропускающее через себя или передающее электрический ток, звук, теплоту.

* Рождение омонимов из двух значений одного слова: косяк – брус дверной или оконной рамы; косяк – стая рыб, птиц.



4) Как найти омонимы в словаре

Сказка о том, где живут слова

В большом доме – Толковом словаре – под одной крышей собралось много слов. У каждого своя квартира – словарная статья. И размещает слова Составитель словаря.

Однажды произошел такой случай. Постучалось как-то в Словарь какое-то слово.

- Кто вы? – спрашивает Составитель.

  • Я имя существительное НАРЯД, я обозначаю одежду, костюм. Поместите меня в словарь!

  • С удовольствием, - ответил Составитель и отвел этому слову отдельную квартиру – словарную статью.

Только закончил хлопоты, слышит опять: «Тук-тук!»

  • Кто вы?

Я имя существительное НАРЯД.

- Как?! – удивился Составитель. – Ведь я только что отвел слово НАРЯД на его законное место.

  • Извините, - возразило слово НАРЯД, - мы встречаемся с вами впервые. Вот моя характеристика: я имя существительное, обозначаю документ, распоряжение на выполнение какой-нибудь работы («наряд на погрузку»)

  • Все ясно, - ответил Составитель. – Вышло недоразумение. Вы действительно иное слово НАРЯД, однофамилец первого. Вас нужно поместить в другую словарную статью.

  • Так и порешили.

ВОПРОС: Как найти омонимы в словаре? Давайте посмотрим, какая есть для этого помета в словарной статье.

4. Закрепление

1) Игра «Согласен – не согласен»

- омонимы –это слова разных частей речи

- омонимы – это слова различные по звучанию и написанию

- омонимы – это слова разные по лексическому значению

- в словаре значение слов-омонимов находится в одной словарной статье


2) Игра «Перевертыши»

-Замените в словосочетаниях зависимые слова так, чтобы главные слова стали омонимами.

Гибкий лук –

Водопроводный кран –

Вкусные лисички –

Хлебный ток –

Ржавый ключ –

Песчаная коса –

3) Шуточные вопросы

  • Какую строчку не сможет прочитать не один учёный?

  • Какой бор никогда не имеет листвы?

  • Всякий ли барабан – музыкальный инструмент?

  • Всякий ли цилиндр – шляпа?

  • У каких башмаков не бывает каблуков?


- На каком явлении основаны данные загадки?


4) Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

  • В темноте сидеть было неприятно.

  • Мама начала седеть.

  • Апельсин – плод цитрусового дерева.

  • По реке проплывал плот.

В языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения, смысла слова. Омофоны – омос – одинаковый, фонс – звук.



5. Подведём итоги:

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Я. Козловский

- О каких словах идет речь?

- Продолжите предложения:

  • Омонимы – это…

  • Омофоны – это…

- Напишите синквейн на тему омонимы


6. Д.З. нарисовать иллюстрацию, демонстрирующую явление омонимии,






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка 5 класс Шмелев ФГОС по теме: "ОМОНИМЫ"

Автор: Карташова Анна Александровна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289553


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства