Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 5 класс Шмелев ФГОС по теме: "ОМОНИМЫ"»
Открытый урок русского языка
Тема: Омонимы
Цели урока: 1) продолжить изучение темы «Омонимы»,
систематизировать и обобщить изученный материал,
расширить знания учащихся новыми сведениями об
омонимах; закрепить изученный материал на практике;
2) продолжить работу над развитием речи учащихся;
развивать и культивировать внимание к слову как
социально значимому явлению; развивать творческие
способности учащихся; сформировать навыки самостоя -
тельной работы;
3) воспитать ценностное отношение к слову, уважение к
изучаемому языку, вызвать интерес к урокам русского
языка.
Ход урока:
1. Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем
- Эпиграфом нашего урока будут слова К.Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом»
- Как вы понимаете слова К.Паустовского?
2. Проверка изученного материала .
Чтобы знания были впрок
Следует повторить прошлый урок.
1.Работа в парах по теоретическому материалу по теме «Лексика».
- В толковых словарях разъясняется ----------------------------------------------------
-Слова, имеющие несколько лексических значений , называются ----------------- Однозначными называются слова, имеющие ---------------------------------------
- Слово может иметь ---------------------------------------------------------- значения
- Перенос названия происходит, если у предметов есть ---------------------------
Встретились две подруги : Оля и Надя. Надя и говорит :
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку!- добавила Надя.
-И я люблю!-сказала Оля.
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная, особенно с молоком!
- Как это вкусная ? Как это с молоком?
- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!
- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!
Почему подруги долго не понимали друг друга ?
-На этот вопрос мы ответим на уроке, а также познакомимся с тем, как называются такие слова-близнецы
2) Работа со стихотворением
Прочитайте стихотворение В. Лифшица
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ? Какие ещё есть значения у этого слова?
- Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова?
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимами – от греческих слов омос, что значит «одинаковый», и онима – имя.
3) Пути образования омонимов
-Откуда берутся слова-омонимы в нашем языке? (сообщение подготовленного ученика)
* Заимствованное из других языков слово совпадает полностью с исконно русским. (Скат – пологий спуск; скат (skat) – хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.)
* Образование от одной основы слов с суффиксами-омонимами: -ник – человек по профессии; -ник – предмет: проводник – железнодорожный служащий, сопровождающий вагон; проводник – вещество, хорошо пропускающее через себя или передающее электрический ток, звук, теплоту.
* Рождение омонимов из двух значений одного слова: косяк – брус дверной или оконной рамы; косяк – стая рыб, птиц.
4) Как найти омонимы в словаре
Сказка о том, где живут слова
В большом доме – Толковом словаре – под одной крышей собралось много слов. У каждого своя квартира – словарная статья. И размещает слова Составитель словаря.
Однажды произошел такой случай. Постучалось как-то в Словарь какое-то слово.
- Кто вы? – спрашивает Составитель.
Я имя существительное НАРЯД, я обозначаю одежду, костюм. Поместите меня в словарь!
С удовольствием, - ответил Составитель и отвел этому слову отдельную квартиру – словарную статью.
Только закончил хлопоты, слышит опять: «Тук-тук!»
Кто вы?
Я имя существительное НАРЯД.
- Как?! – удивился Составитель. – Ведь я только что отвел слово НАРЯД на его законное место.
Извините, - возразило слово НАРЯД, - мы встречаемся с вами впервые. Вот моя характеристика: я имя существительное, обозначаю документ, распоряжение на выполнение какой-нибудь работы («наряд на погрузку»)
Все ясно, - ответил Составитель. – Вышло недоразумение. Вы действительно иное слово НАРЯД, однофамилец первого. Вас нужно поместить в другую словарную статью.
Так и порешили.
ВОПРОС: Как найти омонимы в словаре? Давайте посмотрим, какая есть для этого помета в словарной статье.
4. Закрепление
1) Игра «Согласен – не согласен»
- омонимы –это слова разных частей речи
- омонимы – это слова различные по звучанию и написанию
- омонимы – это слова разные по лексическому значению
- в словаре значение слов-омонимов находится в одной словарной статье
2) Игра «Перевертыши»
-Замените в словосочетаниях зависимые слова так, чтобы главные слова стали омонимами.
Гибкий лук –
Водопроводный кран –
Вкусные лисички –
Хлебный ток –
Ржавый ключ –
Песчаная коса –
3) Шуточные вопросы
Какую строчку не сможет прочитать не один учёный?
Какой бор никогда не имеет листвы?
Всякий ли барабан – музыкальный инструмент?
Всякий ли цилиндр – шляпа?
У каких башмаков не бывает каблуков?
- На каком явлении основаны данные загадки?
4) Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.
В темноте сидеть было неприятно.
Мама начала седеть.
Апельсин – плод цитрусового дерева.
По реке проплывал плот.
В языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения, смысла слова. Омофоны – омос – одинаковый, фонс – звук.