3. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.
Оборудование урока. Раздаточный материал:
учебник, печатная тетрадь
карточки с заданием для парной работы на II этапе;
карточки с заданиями групповой работы на V этапе;
карточки с изображением солнышка, облачка, тучки у каждого ученика;
компьютер, видеопроектор, программа Microsoft Power Point (Презентация).
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности. (3–4мин.)
Задачи:
1) создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого ребенка;
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на первом этапе.
Учитель.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок!
К нам, без опоздания, приходи старание,
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда – УЧИТЬСЯ! (Презентация, слайд № 2).
(На столах у детей карточки: солнышко, тучка, облако).
Учитель.
Ребята, какое у вас настроение? Если у вас настроение веселое, то возьмите себе карточку с солнышком, если чуть – чуть грустное– то облачко, а если совсем печальное – тучку. Кто хочет поделиться своим настроением или высказать пожелания другим? У меня тоже хорошее настроение. Желаю всем с хорошим настроением работать весь урок.
Каллиграфическая минутка.
ал фа вит
Анализ соединений.
Учитель.
Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех.
- Попробуйте определить тему урока. Кто догадался? (Презентация, слайд № 2).
Дети.
Алфавит.
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности. (5 мин.)
III. Организация учебного процесса на втором этапе (общеклассная, работа в парах).
Учитель.
Каково значение слова алфавит? Где вы об этом узнали? ? (В толковом словаре).
А как произошли эти два слова? (учебник стр.61)
- Кто может рассказать весь алфавит? Кто попробует с буквы К? кто с буквы Ц? молодцы! А зачем человеку нужен алфавит?
Дети.
Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале –фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного.
Учитель.
Значит, теперь вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Молодцы! Выполните, пожалуйста, задание.
(Работа в парах).
(Карточки у детей на столах, презентация, слайд№ 4)
Учитель.
Покажите цифрами алфавитный порядок слов (пенал, альбом, портфель, карандаш).
(Задание вызывает затруднение – проблемная ситуация)
IV. Выявление причины затруднения, поиск выхода из затруднения. (12 мин.)
Задачи:
1) выявить причину затруднения (расположение слов по следующей букве);
2) открыть новый способ действия;
3) зафиксировать новый способ действий во внешней речи.
Организация учебного процесса на третьем этапе(побуждающий от проблемной ситуации диалог)
Учитель
. Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднение?
Дети.
Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить.
Учитель.
Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать?
Дети.
Расположить слова по алфавиту.
Учитель.
Какие знания вы применили?
Дети.
По первой букве определили место слова.
Учитель.
Над каким словом вы поставили цифру1? 2? Какое слово обозначили цифрой 3?
Одни ученики:.
Мы слово пенал.
Другие ученики:.
А мы над словом портфель.
Учитель.
А задание было одно?
Дети.
Да.
Учитель.
А как вы его выполнили?
Дети
. По-разному.
(Осознание проблемы)
Учитель.
Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?
Дети.
Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой.
Побуждающий к гипотезам диалог.
Учитель.
Ваши предположения? Гипотезы?
1).
Я думаю, что надо записать пенал, оно короче, чем слово портфель.
2)
А может быть, портфель; ведь в портфеле же носят и пенал, и альбом, и карандаш.
3).
Причем тут то, что носят. Нам же надо просто по алфавиту расставить.
4)
Наверное, надо по ударению их расставить.
А у этих слов ударение на втором слоге.
Учитель.
А может быть нам поможет словарь? (Учебник с. 136, раздел “Вещи”)
Учитель.
Найдите слова на букву П. Сравните.
Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (пальто, пенал, портфель)?
Ученик:.
Я догадался! Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по второй букве!
Учитель.
Итак, к какому выводу мы пришли? Давайте сравним наши мысли с выводами ученых(Учебник, с. 65). Молодцы!
Мы открыли ещё одну тайну нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке будем записывать слова? (Проверка, презентация, слайд № 5)
Физминутка (3 мин)
Учитель.
Работаем в тетради по памятке (презентация, слайд № 6).
(Списывание слов ведётся в соответствии с памяткой, разработанной автором учебника М.С.Соловейчик. Такая технология списывания способствует формированию орфографической зоркости, развитию орфографической памяти,становлению самоконтроля).
V. Обобщение затруднений во внешней речи. (3 мин.)
Задачи:
воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.
Организация учебного процесса на четвёртом этапе.
Учитель.
Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение.
Дети.
Расположение слов по алфавиту.
Учитель.
Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете?
Дети.
Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве.
Физминутка . (3 мин.)
VI. Самостоятельная работа по эталону. Включение в систему знаний. (10 мин.)
Задачи:
1) проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях с опорой на эталон;
2) систематизировать знания об алфавите.
Организация учебного процесса на пятом этапе (работают в группах по 4 чел.).
Учитель.
Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации? У меня для вас есть очень интересное задание.
Задание для 1 группы. Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы.
Задание для 2 группы. Расположить в порядке алфавита фамилии детей своей группы.
Задание для 3 группы. Догадайтесь, в каком порядке стоят в библиотеке эти книги. (Михалков, Барто, Маршак)
Задание для 4 группы. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели.Расположите по алфавиту (суббота, вторник, среда).
Задание для 5 группы. Герой нашего учебника Антон назвал весенние месяцы: март, апрель, май в алфавитном порядке. Верно ли он это сделал?
Задание для 6 группы. Помоги ветеринарному врачу записать в журнал клички животных по алфавиту. (Буян, Жулька, Жучка, Зорька).
Задание для 7 группы. Помоги мальчику-иностранцу расставить словарные слова по алфавиту. (Помидор, редиска, собака, стакан).
Задание для 8 группы. Помоги своему учителю записать предметы в журнал. (Математика, музыка, окружающий мир, технология).
(Воспроизведение полученных результатов каждой группой. Проверка по эталону, презентация, слайды № 7-16)
VII. Рефлексия деятельности. (3 мин.)
Задачи:
1) зафиксировать в речи открытый способ действий;
2) оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на шестом этапе.
Учитель.
Итак, мы сегодня открыли ещё одну тайну нашего языка. Какую? (Презентация, слайд 17)
Дети.
Располагать слова, начинающиеся с одинаковой первой буквой по второй и т.д.
Учитель.
У кого возникли затруднения? Кому удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать? Кого из ребят вы похвалите за работу? С каким настроением вы заканчиваете урок? Молодцы! Я рада за вас.
Доп-но: Учебник стр. 65 № 103
VIII. Домашнее задание. (2 мин)
(Задание на дом детям предложено в двух вариантах по выбору).
а) записать имена членов семьи в алфавитном порядке;
б) творческое: составить задание для товарища (по теме урока).