Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы"»
Урок 5 Звуки и буквы. Произношение и правописание.
Цель: повторить правила произношения и правописания слов, познакомиться с понятием «транскрипция».
Планируемый результат: освоить навыки фонетического анализа слова, узнают порядок разбора; научаться объяснять языковые процессы, явления.
Ход урока
Организационный момент.
-Приветствие.
-Проверка готовности к уроку.
-Постановка задач.
-Проверка домашнего задания: стили речи.
Основной момент.
1.Самоопределение к деятельности..
. - Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.
- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки). А теперь отгадайте загадку.
1 человек к доске – остальные пишут в тетрадях.
Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы)
Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?
Конечно же, о звуках и буквах.
Звуки мы СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ, ПОНИМАЕМ, а буквы мы пишем и читаем.
Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова? (Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)
Сформулируйте цель нашего урока. Что мы будем делать на этом уроке.
2.Работа с материалом учебника.
Чтение и обсуждение текста упр. 20 (устно) и теоретического материала.
Почему старания Васьки вызывают улыбку? В чем ошибался мальчик? (Васька Гагин был уверен, что в русском языке пишутся не так, как произносятся. Улыбку вызывает то, что Васька коверкает слова, предполагая, что неправильное написание слова ближе к его реальному звучанию. Ошибка его в том, что он распространил свой «орфографический опыт» на все слова русского языка.)
Всегда ли произношение совпадает с написанием?
Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.
Действительно, в некоторых словах правописание совпадает с произношением, а во многих не совпадает, т.к. правописание подчиняется определенным правилам языка.
Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется ТРАНСКРИПЦИЯ. Записываем это слово в тетради. – ЭТО запись слов в полном соответствии с их звучанием. Т.е ТРАНСКРИПЦИЯ – запись слова так, как мы его слышим. Знаки транскрипции на стр. 15.
3.Алгоритм фонетического разбора.
Мы знаем, что звуки в русском языке делятся на гласные и согласные, глухие и звонкие, парные и непарные, твердые и мягкие. Сейчас я вам раздам памятки, где указан алгоритм фонетического разбора. Сделаем вместе разбор слова ЛЮБЛЮ.
План фонетического разбора
Записать слово орфографически правильно.
Разделить слово на слоги и найти место ударения.
Отметить возможности переноса слова по слогам.
Фонетическая транскрипция слова.
По порядку характеризовать все звуки:
а. согласный – звонкий или глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен;
б. гласный: ударный или безударный.
в. Подсчитать количество букв и звуков. Отметить случаи, если звук не соответствует букве.
Фонетический разбор слова люблю:
люблю
люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
люб-лю
[л'убл'у]
Л – [л'] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и безударный;
Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
Л – [л'] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и ударный
5 букв 5 звуков
4.Физкультминутка.
5.Закрепление изученного.
Упр. 21. – фонетический разбор по одному слову каждому ученику у доски. С развернутым ответом.
III,Подведение итогов. Рефлексия.
Что такое транскрипция и для чего она нужна?
Как узнать какой буквой обозначается тот или иной звук в слове при несовпадении произношения и правописания? (надо знать орфографические правила.)
Что вам известно о соотношении звуков и букв, произношения и правописания?
Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задания §6, упр. 24. Списать текст, подчеркнуть орфограммы, сделать фонетический разбор одного слова на выбор.