kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крнспект урока разработан с применением проблемно-диалогической технологии. Представлена интересная форма рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"»

Урок русского языка в 5 классе по теме

«Имена существительные общего рода»

с использованием проблемно-диалогической технологии.

Цель: дать понятие об именах существительных общего рода.

Задачи:

  1. распознавать имена существительные общего рода, группировать их в соответствии со значением – характеристикой, правильно употреблять в речи;

  2. учиться определять категорию рода по контексту;

  3. развивать умение строить логически обоснованные рассуждения;

  4. развивать умение излагать свое мнение;

  5. развивать умение формулировать проблему деятельности;

  6. развивать умение планировать учебную деятельность;

  7. развивать умение организовывать работу в группе, понимать позицию другого;

  8. развивать умение создавать письменный текст;

  9. развивать умение оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.

Оборудование: учебник, компьютер, экран, проектор, передвижная доска, заготовки опорных слов, рабочие карты, листы формата А3, маркеры.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы: проблемный, частичнопоисковый

Межпредметные связи: литература, психология

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа

Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации


Приветственное слово.

Включение фрагмента мультфильма «Незнайка на Луне»

- Догадайтесь, какой это мультфильм, кто автор художественного текста.


- Назовите героев отрывка. Какие из них вам запомнились? Почему?

Приветствуют учителя. Оформляют тетради.





Отвечают на вопросы учителя, называют Незнайку, Знайку, Обжору, Ромашку, Авоську, Небоську.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


Умение строить логически обоснованные рассуждения (П);

Умение излагать свое мнение (К);

Умение доказывать, делать выводы (П)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

( 5 мин.)

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала

Напоминание о заполнении рабочей карты на каждом этапе урока

- Внимание на экран! (слайд №1)

- Выпишите из текста имена существительные, распределите по категории рода (работа по таблице в рабочей карте)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- В чем возникло затруднение? Какие существительные «лишние»? Почему? (Знайка, Незнайка, Авоська, Небоська, Ромашка)

- Что мы сегодня должны выяснить на уроке?








Классифицируют существительные












Формулируют задачи урока

Умение классифицировать информацию (П);

Выполнение пробного учебного действия (Р);

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

Умение строить логически обоснованные рассуждения (П);

Умение излагать свое мнение (К);

Умение доказывать, делать выводы (П)


  1. Постановка проблемы (4 мин.)

Цель этапа: сформулировать проблему, тему, цель урока

Создание проблемной ситуации.

Инсценировка «Из приключений Кости Ошибкина»

- Поможем Лене с Костей? (слайд №2) Как вы считаете, только ли к женскому роду относятся слова задира, зазнайка? В какую часть таблицы запишем?

Постановка проблемного вопроса.

- Почему Костя ошибся?

- Не знает правило.

- А вы знаете, ребята?

Давайте решим эту проблему. Как можно назвать все эти существительные?

- Ваши мнения разошлись. Давайте поисследуем. Что их объединяет? (форма; И.п., ед.ч.; обозначают лиц как мужского, так и женского пола; называют черту характера, дают оценку)

- Итак, какой вопрос будем решать на уроке?

- Сформулируйте тему.

- Какую цель ставите перед собой?

Показывают инсценировку








Дополняют таблицу












Высказывают предположения, формулируют проблему, фиксируют общие признаки в тетради, один ученик записывает их на доске


Формулируют тему и цель, записывают тему в тетрадь






Умение формулировать цель, проблемы деятельности (Р)










Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

Умение формулировать цель, проблемы деятельности (Р);

Умение структурировать знания (П)


  1. Открытие нового знания (15 мин.)

Цель этапа: сформулировать гипотезы, позволяющие открыть новое знание, сформулировать решающую гипотезу (новое знание), проверить, решена ли поставленная в начале урока проблема с помощью нового знания.

- Давайте вернемся к тем задачам, которые поставили в начале урока.

- Что мы узнали о существительных общего рода? (какие это существительные, почему их так называют, что обозначают). Сравните свои наблюдения с правилом в учебнике.

- А мы знаем, как правильно их употреблять в речи? (пока нет)

- Что обычно помогает запомнить правило? (алгоритм, опорная схема-конспект)

- Сегодня я вам предлагаю составить опорную схему-конспект по теме урока в группах. Что вам поможет? (ключевые слова на доске, правило в учебнике)

Защита опорных схем-конспектов

Беседа

- Мы с вами решили проблемную ситуацию? Мы теперь знаем, что такое существительные общего рода, зачем они нужны, когда их употребляем? (при характеристике человека, при создании портфолио)

- Что будем делать дальше?

- Будем закреплять свои знания.










Читают правило из учебника









Работают в группах, составляют схему-конспект




Умение находить достоверную информацию (П);

Умение планировать учебную деятельность (Р);

Умение критически осмысливать правила и своё поведение (Л);

Умение организовывать работу в группе, понимать позицию другого (К);

Умение создавать модели объектов в знаково-символической форме (П);

Умение соотносить информацию, представленную в разных формах, воспроизводить информацию в удобной форме (П)

  1. Закрепление (12 мин.)

Цель этапа: научиться применять новые знания на практике.

Перед вами заготовки опорных слов. Используя их, составьте предложения по схеме (слайд №3).

- Что учитывали при составлении предложений?

- Что помогло выйти из затруднения?

Творческое задание

- Составьте небольшой текст-характеристику (3-5 предл.) человека, которого вы хорошо знаете, используя существительные общего рода


Составляют предложения по группам, прикрепляют магнитами получившиеся заготовки, оценивают свою роль в групповой работе



Читают получившиеся тексты

Умение находить достоверную информацию (П);

Умение планировать учебную деятельность (Р);

Умение критически осмысливать правила и своё поведение (Л);

Умение создавать письменный текст (К);

Умение организовывать работу в группе, понимать позицию другого (К);

Умение чувствовать выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств для выражения эмоций (Л)



  1. Рефлексия (6 мин.)

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

Беседа

- Итак, о чём говорили на уроке?

- Какое было затруднение?

- Какими способами разрешили проблему?

- Какой получен результат?

- Достигли своей цели?

Самооценка

- Вы на уроке поработали, оцените свою работу (подсчёт количества плюсов в рабочей карте). Поставьте отметку по желанию, так как был урок открытия новых знаний.

Каждый из нас любит получать подарки, только он сегодня будет необычным: выберите из коробочки закладку-слово, характеризующее вас. Выходите, встаньте в ряд, назовите себя.

Итак, 5А класс. Какие же мы?

Домашнее задание:

составить текст-характеристику (5-7 предл.) любимого литературного героя с использованием существительных общего рода










Оценивают свою деятельность










Озвучивают существительные общего рода, характеризующие ребят

Звучит характеристика класса

Умение оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях;

соотношение цели и результата деятельности (Л)



Умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Л)













Рабочая карта

Ф.И………………………………………………………………………

Задания по этапам урока

Самооценка

+

?

1)Выпишите из текста имена существительные и распределите по категории рода:

М.р Ж.р Ср.р







2)Работа по группам. Составьте опорный конспект-схему по теме урока. Вам помогут следующие вопросы:

1. Какие слова являются существительными общего рода?

2. Зачем они нужны?

3. Когда мы их употребляем?



3)Составьте с помощью опорных слов предложение по схеме:

Собств. имя + гл. прош. вр. + мест.(такой, такая) + прил. + сущ. общ. рода



4)Творческая работа (3-5 предложений)

Составьте небольшой текст-характеристику человека, которого Вы хорошо знаете (мама,бабушка,тетя,одноклассник и т.д.) с использованием существительных общего рода: знайка, трудяга, молодчина, сластена, чистюля, тихоня, копуша, непоседа, умница и т.д.



5)Домашняя работа :

составить текст-характеристику (5-7 предл.) любимого литературного героя с использованием существительных общего рода





Опорные слова для составления предложений по схеме:

Игорь был такой

большой придира

громадный такая



Лена оказалась

Валентина была

такая ответственная

староста вежливая


Валентин являлся

Алина непоседа

веселая была такая послушная

грустная очень




Слова для рефлексии:

знайка

молодчина

сластена

неженка

копуша

егоза

староста

соня


умница

чистюля

трудяга

забияка

обжора

зазнайка

левша

худышка


молодчинка

сладкоежка

тихоня

непоседа

почемучка

всезнайка

молодец

невеличка




















Слайды 1-3



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"

Автор: Поличенко Евгения Александровна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 381062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок по русскому  языку в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода" "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "112900"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408976964"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "222115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435854945"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка "Имена существительные общего рода""
    ["seo_title"] => string(67) "urok_russkogho_iazyka_imiena_sushchiestvitiel_nyie_obshchiegho_roda"
    ["file_id"] => string(6) "351074"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477056934"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому языку Существительные общего рода"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokaporusskomuiazykusushchiestvitielnyieobshchieghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "301170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456857826"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "139842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417801075"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства