Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности (3 мин.) Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации |
Приветственное слово. Включение фрагмента мультфильма «Незнайка на Луне» - Догадайтесь, какой это мультфильм, кто автор художественного текста. - Назовите героев отрывка. Какие из них вам запомнились? Почему? | Приветствуют учителя. Оформляют тетради. Отвечают на вопросы учителя, называют Незнайку, Знайку, Обжору, Ромашку, Авоську, Небоську. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Умение строить логически обоснованные рассуждения (П); Умение излагать свое мнение (К); Умение доказывать, делать выводы (П) |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности ( 5 мин.) Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала |
Напоминание о заполнении рабочей карты на каждом этапе урока - Внимание на экран! (слайд №1) - Выпишите из текста имена существительные, распределите по категории рода (работа по таблице в рабочей карте) - Давайте проверим, что у вас получилось. - В чем возникло затруднение? Какие существительные «лишние»? Почему? (Знайка, Незнайка, Авоська, Небоська, Ромашка) - Что мы сегодня должны выяснить на уроке? | Классифицируют существительные Формулируют задачи урока | Умение классифицировать информацию (П); Выполнение пробного учебного действия (Р); Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); Умение строить логически обоснованные рассуждения (П); Умение излагать свое мнение (К); Умение доказывать, делать выводы (П) |
Постановка проблемы (4 мин.) Цель этапа: сформулировать проблему, тему, цель урока |
Создание проблемной ситуации. Инсценировка «Из приключений Кости Ошибкина» - Поможем Лене с Костей? (слайд №2) Как вы считаете, только ли к женскому роду относятся слова задира, зазнайка? В какую часть таблицы запишем? Постановка проблемного вопроса. - Почему Костя ошибся? - Не знает правило. - А вы знаете, ребята? Давайте решим эту проблему. Как можно назвать все эти существительные? - Ваши мнения разошлись. Давайте поисследуем. Что их объединяет? (форма; И.п., ед.ч.; обозначают лиц как мужского, так и женского пола; называют черту характера, дают оценку) - Итак, какой вопрос будем решать на уроке? - Сформулируйте тему. - Какую цель ставите перед собой? | Показывают инсценировку Дополняют таблицу Высказывают предположения, формулируют проблему, фиксируют общие признаки в тетради, один ученик записывает их на доске Формулируют тему и цель, записывают тему в тетрадь | Умение формулировать цель, проблемы деятельности (Р) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); Умение формулировать цель, проблемы деятельности (Р); Умение структурировать знания (П) |
Открытие нового знания (15 мин.) Цель этапа: сформулировать гипотезы, позволяющие открыть новое знание, сформулировать решающую гипотезу (новое знание), проверить, решена ли поставленная в начале урока проблема с помощью нового знания. |
- Давайте вернемся к тем задачам, которые поставили в начале урока. - Что мы узнали о существительных общего рода? (какие это существительные, почему их так называют, что обозначают). Сравните свои наблюдения с правилом в учебнике. - А мы знаем, как правильно их употреблять в речи? (пока нет) - Что обычно помогает запомнить правило? (алгоритм, опорная схема-конспект) - Сегодня я вам предлагаю составить опорную схему-конспект по теме урока в группах. Что вам поможет? (ключевые слова на доске, правило в учебнике) Защита опорных схем-конспектов Беседа - Мы с вами решили проблемную ситуацию? Мы теперь знаем, что такое существительные общего рода, зачем они нужны, когда их употребляем? (при характеристике человека, при создании портфолио) - Что будем делать дальше? - Будем закреплять свои знания. | Читают правило из учебника Работают в группах, составляют схему-конспект | Умение находить достоверную информацию (П); Умение планировать учебную деятельность (Р); Умение критически осмысливать правила и своё поведение (Л); Умение организовывать работу в группе, понимать позицию другого (К); Умение создавать модели объектов в знаково-символической форме (П); Умение соотносить информацию, представленную в разных формах, воспроизводить информацию в удобной форме (П) |
Закрепление (12 мин.) Цель этапа: научиться применять новые знания на практике. |
Перед вами заготовки опорных слов. Используя их, составьте предложения по схеме (слайд №3). - Что учитывали при составлении предложений? - Что помогло выйти из затруднения? Творческое задание - Составьте небольшой текст-характеристику (3-5 предл.) человека, которого вы хорошо знаете, используя существительные общего рода | Составляют предложения по группам, прикрепляют магнитами получившиеся заготовки, оценивают свою роль в групповой работе Читают получившиеся тексты | Умение находить достоверную информацию (П); Умение планировать учебную деятельность (Р); Умение критически осмысливать правила и своё поведение (Л); Умение создавать письменный текст (К); Умение организовывать работу в группе, понимать позицию другого (К); Умение чувствовать выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств для выражения эмоций (Л) |
Рефлексия (6 мин.) Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности |
Беседа - Итак, о чём говорили на уроке? - Какое было затруднение? - Какими способами разрешили проблему? - Какой получен результат? - Достигли своей цели? Самооценка - Вы на уроке поработали, оцените свою работу (подсчёт количества плюсов в рабочей карте). Поставьте отметку по желанию, так как был урок открытия новых знаний. Каждый из нас любит получать подарки, только он сегодня будет необычным: выберите из коробочки закладку-слово, характеризующее вас. Выходите, встаньте в ряд, назовите себя. Итак, 5А класс. Какие же мы? Домашнее задание: составить текст-характеристику (5-7 предл.) любимого литературного героя с использованием существительных общего рода | Оценивают свою деятельность Озвучивают существительные общего рода, характеризующие ребят Звучит характеристика класса | Умение оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; соотношение цели и результата деятельности (Л) Умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Л) |