|   Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |    УУД     |  
     Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)     Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации       |  
  |    Приветственное слово.   Включение фрагмента мультфильма «Незнайка на Луне»  - Догадайтесь, какой это мультфильм, кто автор художественного текста.       - Назовите героев отрывка. Какие из них вам запомнились? Почему?   |     Приветствуют учителя. Оформляют тетради.                      Отвечают на вопросы учителя, называют Незнайку, Знайку, Обжору, Ромашку, Авоську, Небоську.   |     Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)       Умение строить логически обоснованные рассуждения (П);  Умение излагать свое мнение (К);  Умение доказывать, делать выводы (П)   |  
     Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности       ( 5 мин.)   Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала   |  
  |    Напоминание о заполнении рабочей карты на каждом этапе урока  - Внимание на экран! (слайд №1)  - Выпишите из текста имена существительные, распределите по категории рода (работа по таблице в рабочей карте)  - Давайте проверим, что у вас получилось.  - В чем возникло затруднение? Какие существительные «лишние»? Почему? (Знайка, Незнайка, Авоська, Небоська, Ромашка)  - Что мы сегодня должны выяснить на уроке?        |                                   Классифицируют существительные                                                         Формулируют задачи урока   |    Умение классифицировать информацию (П);  Выполнение пробного учебного действия (Р);  Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);  Умение строить логически обоснованные рассуждения (П);  Умение излагать свое мнение (К);  Умение доказывать, делать выводы (П)       |  
     Постановка проблемы (4 мин.)     Цель этапа: сформулировать проблему, тему, цель урока   |  
  |   Создание проблемной ситуации.  Инсценировка «Из приключений Кости Ошибкина»  - Поможем Лене с Костей? (слайд №2) Как вы считаете, только ли к женскому роду относятся слова задира, зазнайка? В какую часть таблицы запишем?  Постановка проблемного вопроса.  - Почему Костя ошибся?  - Не знает правило.  - А вы знаете, ребята?  Давайте решим эту проблему. Как можно назвать все эти существительные?  - Ваши мнения разошлись. Давайте поисследуем. Что их объединяет? (форма; И.п., ед.ч.; обозначают лиц как мужского, так и женского пола; называют черту характера, дают оценку)  - Итак, какой вопрос будем решать на уроке?  - Сформулируйте тему.  - Какую цель ставите перед собой?   |    Показывают инсценировку                                    Дополняют таблицу                                                         Высказывают предположения, формулируют проблему, фиксируют общие признаки в тетради, один ученик записывает их на доске      Формулируют тему и цель, записывают тему в тетрадь                           |    Умение формулировать цель, проблемы деятельности (Р)                                                Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);   Умение формулировать цель, проблемы деятельности (Р);   Умение структурировать знания (П)       |  
     Открытие нового знания (15 мин.)     Цель этапа: сформулировать гипотезы, позволяющие открыть новое знание, сформулировать решающую гипотезу (новое знание), проверить, решена ли поставленная в начале урока проблема с помощью нового знания.   |  
  |   - Давайте вернемся к тем задачам, которые поставили в начале урока.  - Что мы узнали о существительных общего рода? (какие это существительные, почему их так называют, что обозначают). Сравните свои наблюдения с правилом в учебнике.  - А мы знаем, как правильно их употреблять в речи? (пока нет)  - Что обычно помогает запомнить правило? (алгоритм, опорная схема-конспект)  - Сегодня я вам предлагаю составить опорную схему-конспект по теме урока в группах. Что вам поможет? (ключевые слова на доске, правило в учебнике)  Защита опорных схем-конспектов  Беседа  - Мы с вами решили проблемную ситуацию? Мы теперь знаем, что такое существительные общего рода, зачем они нужны, когда их употребляем? (при характеристике человека, при создании портфолио)  - Что будем делать дальше?  - Будем закреплять свои знания.       |                                            Читают правило из учебника                                  Работают в группах, составляют схему-конспект   |                   Умение находить достоверную информацию (П);  Умение планировать учебную деятельность (Р);  Умение критически осмысливать правила и своё поведение (Л);  Умение организовывать работу в группе, понимать позицию другого (К);  Умение создавать модели объектов в знаково-символической форме (П);  Умение соотносить информацию, представленную в разных формах, воспроизводить информацию в удобной форме (П)   |  
     Закрепление (12 мин.)    Цель этапа: научиться применять новые знания на практике.   |  
  |   Перед вами заготовки опорных слов. Используя их, составьте предложения по схеме (слайд №3).  - Что учитывали при составлении предложений?  - Что помогло выйти из затруднения?  Творческое задание  - Составьте небольшой текст-характеристику (3-5 предл.) человека, которого вы хорошо знаете, используя существительные общего рода       |    Составляют предложения по группам, прикрепляют магнитами получившиеся заготовки, оценивают свою роль в групповой работе          Читают получившиеся тексты   |    Умение находить достоверную информацию (П);  Умение планировать учебную деятельность (Р);  Умение критически осмысливать правила и своё поведение (Л);  Умение создавать письменный текст (К);  Умение организовывать работу в группе, понимать позицию другого (К);  Умение чувствовать выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств для выражения эмоций (Л)           |  
     Рефлексия (6 мин.)     Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности   |  
  |   Беседа  - Итак, о чём говорили на уроке?  - Какое было затруднение?  - Какими способами разрешили проблему?  - Какой получен результат?  - Достигли своей цели?  Самооценка  - Вы на уроке поработали, оцените свою работу (подсчёт количества плюсов в рабочей карте). Поставьте отметку по желанию, так как был урок открытия новых знаний.  Каждый из нас любит получать подарки, только он сегодня будет необычным: выберите из коробочки закладку-слово, характеризующее вас. Выходите, встаньте в ряд, назовите себя.  Итак, 5А класс. Какие же мы?  Домашнее задание:  составить текст-характеристику (5-7 предл.) любимого литературного героя с использованием существительных общего рода   |                                        Оценивают свою деятельность                                      Озвучивают существительные общего рода, характеризующие ребят  Звучит характеристика класса   |     Умение оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях;   соотношение цели и результата деятельности (Л)            Умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Л)   |