Урок русского языка "Имена существительные общего рода"
Конспект урока
Тип урока: урок сообщения нового материала.
Цели урока: а) познавательные:
– познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;
б) практические:
– сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте;
– начать формировать умения употреблять в речи существительных общего рода.
Метод обучения: проблемный урок.
Ход урока
Организационный момент.
До начала урока читается стихотворение:
То слышишь голос древнего напева,
То говор наших дней.
И слово состоит , подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Известно всем, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья
И так растет строка.
И можно ощутить сердцебиенье
Живого, русского, родного языка.
Учитель: - Мы приглашаем всех на урок русского языка.
Слово учителя о том, что на уроке рисования ребята рисовали сказочные домики. В один из таких домиков мы и поселим Имя Существительное.
(На доске появляется дом и Имя Существительное.)
В этот домик пришел Гномик и предлагает ребятам разгадать еще один секрет имени существительного. Для этого надо разгадать ребус:
(На доске ребус)
Учитель: - Мы приглашаем всех на урок русского языка. шаР + зОнт + Душ = РОД
II. Языковая разминка.
Что такое род?(это грамматическое значение)
У каких частей речи есть это значение: у самостоятельных или служебных?
У всех ли самостоятельных частей речи есть значение рода?(нет, у наречий, числительных)
У всех ли значение рода постоянно? (нет, только у существительных)
Что значит постоянное грамматическое значение? (каждое существительное относиться только к одному из трех родов)
Сколько же родов в русском языке? Назовите
Женский род запомню я
И скажу: "Она - моя".
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он - мой".
Средний род:"Оно - моё".
Это правило - моё!
.
Фронтальный опрос. Игра «Да-нетка». Я буду вам читать вопросы. Если вы согласны с вопросом, пишете «+», а если нет, пишем «-». Готовы?
- 1. Имя существительное - это главный член предложения?
+2. Имя существительное обозначает предмет?
+ 3. Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам?
- 4. Слово «Казань» нарицательное сущ-ное?
+ 5. Имя существительное имеет 3 рода?
- 6. Все эти слова сущ-ные: дом, тетрадь, зимний?
+7. Человек – это одушевленное сущ-ное?
-8. Все ли эти слова сущ-ные ср.р.: окно, на столе, поле, море?
+9.Все ли эти сущ-ные 1 склонения: папа, дядя, мама?
+10. В предложении сущ-ные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами?
II. Проверка на примере.
Запишите в именительном падеже, единственном числе (под диктовку, ученик у доски): тучи, лучи, кольца, мячи, площади, стекла, дачи,непоседа
III. Мотивация. Введение в новую тему. Создание проблемной ситуации.
Учитель | Ученики |
Вопросы: 1. Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного | Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему. |
2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда- род | |
На доске появляются слова тихоня, непоседа |
3. Определите, какого рода данные существительные (предъявление факта). | Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации). |
Рядом со словами появляются имена “Лена – тихоня”, “Вася – непоседа” |
4. Скажите, а сейчас мы сможем определить род имени существительного “тихоня” и “непоседа” (предъявление второго факта) | Ученики определяют тихоня – женский род непоседа – мужской род |
Учитель меняет местами имена собственные и получается “Лена – непоседа”, “Вася – тихоня” |
5. А так можно сказать? | Да. |
6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия) | Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода. |
7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных. Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров? Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке? (побуждение к формулированию проблемы) | Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос) |
IV. Открытие новых знаний, формулирование темы урока.
Формулируется определение “общий род”. | |
В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются существительными общего рода. | |
8. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?
9.словарная работа: юла, непоседа, егоза, невежда, невежа. | Имена существительные общего рода (тема записывается на доске и в тетрадях) Сообщения учеников о невежда и невежа |
Минутка отдыха.
Послушайте загадку, в тексте спряталось существительное
общего рода. Хлопните когда услышите.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
(еж)
Задание:
выпишите это существительное вместе с той частью речи, которая указывает на род этого существительного.
Сердитый-прил., недотрога-м. р.
10.Картинки из презентации
V. Воспроизведение нового материала. Работа с учебником.
Работа над материалом | На доске: |
10. Записать слова в два столбика: 1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека 2 столбик – другие существительные общего рода | Отрицательные черты харарактера задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка | Положительные черты характера сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка |
11. Какая группа получилась больше? | В первом столбике слов больше. Скорее всего это разговорный стиль, реже художественный |
12. Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы. |
| |
VII. Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.
На доске представлены предложения: | Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями. |
1. Мой брат Витя – настоящ… забияка. | 1.Найдем в предложении существительные общего рода. |
2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня. | 2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится. |
3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты. | 3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду. |
Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений. | 4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода. |
| Например: 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя. 2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола. 3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”. |
Упражнение № 229. Формирование умения сочетать существительное общего рода с прилагательными, местоимениями и глаголами прошедшего времени (составить 1– 2 предложения) | |
| |
| |
IV. Новый материал.(Расширение знаний учащихся о существительных общего рода)
1. - Познакомимся со второй группой существительных общего рода. Для этого мы попросим Женю выйти к доске.
(к доске идут мальчик и девочка с именем Саша)
- Догадались, какие существительные относятся ко второй группе?
(Это неофициальные имена, выступающие в качестве уменьшительных к полным.) Попросим ребят назвать свои полные имена (Александр, Александра). А теперь вы составьте словосочетание или предложение с именем Саша, чтобы ребята поняли, кому можно пройти на место.
- Какие вы еще знаете имена? (Валя, Женя, Сима, Шура, Валера, Паша)
2.- Третья группа существительных общего рода.
- Моя фамилия Богданова, у сына и мужа – Богданов. Ваня, а какая у тебя фамилия? (Тарасенко) А у мамы? (Тарасенко)
- Какие же еще слова относятся к существительным общего рода? (Несклоняемые русские и иноязычные фамилии)
узнавание по картинкам
VII. Подведение итогов урока.
15. Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились? | Существительные общего рода. Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола. Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени. |
Оценки за урок. Домашнее задание . сочинение «Характер моего друга» |
-Давайте их прочитаем хором. (Каждый ряд читает стоя одну дразнилку, обращаясь к одноклассникам)
Жадина-говядина,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибется об скамейку.
Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можно простудиться.
Что за шум, что за рев?
Тут не стадо ли коров?
Нет, это не коровушка,
Это Таня……(ревушка
д.з.
Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану: 1 предложение – положительные черты характера; 2 предложение – отрицательные черты характера; 3 предложение – свое отношение. | Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух. |
Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю. | |
зОнт
Дом