Выполнить фонетический разбор слов: 1-й вариант — поздняя, грустную; 2-й вариант — сжаты, солнце. (Два человека делают разбор у доски.)
Повторение темы «Фонетика»
Повторение теории.
Что изучает фонетика?
Как соотносятся звуки и буквы? (Буквы — это графическое изображение звуков, так же как цифры — графическое изображение чисел.)
Бывают ли буквы твердыми и мягкими, глухими и звонкими? (По твердости-мягкости и по глухости-звонкости соотносятся звуки, а не буквы.)
Работа со схемой.
Задание. Выполните упр. 7: начертите в тетради схему звуков русского языка, приведите примеры.
Беседа по вопросам.
Все ли звуки русского языка попали в таблицу? {Нет, звуков в языке великое множество. Мы рассматриваем лишь основные звуки, несущие общие черты. Их варианты зависят от ударения, от позиции в слове, не говоря уже об индивидуальных различиях речи: тембре, высоте звука и т. п.)
Сколько букв в русском алфавите? (33.)
Каковы функции Ь и Ъ?
В чем заключается особое положение букв Е, Ё, Ю, Я?
Практические задания.
Устно выполняются упр. 8, 9, 10 и 11 (можно по вариантам, выборочно). Упр. 9 в сильных классах выполняют на слух: учебники закрыты, учитель читает словосочетания, ученики поднимают левую руку, если в слове Ъ, правую — если в слове Ь. В упр. 10 — письменно сделать фонетический разбор.
Словарная работа
Выписать слова в рамках: ровесник, сверстник, реванш. Записать по одному словосочетанию с ними.
Примечание. Можно обратиться к истории этих слов. Лучше, если ученики сами найдут ответ в словарях (этимологическом, иностранных слов), попытаются дать свои версии, подберут примеры. Если времени на уроке не хватает, можно дать это задание на дом.
Ровесник — ровный, одинаковый, родившийся в одно время с кем-либо. Древний суффикс -ес- встречается в словах: небесный, чудеса, словесник. Сверстник — «сверстанный» в одно время с кем-либо. Однокоренные слова — верстать, верстак. Слово реванш - заимствованное, от фр. revanche — отплата, возмездие; первое значение: отплата за поражение в войне, в игре, второе: повторная борьба, игра с целью взять верх над победителем предыдущего соперничества (матч-реванш).
Занимательная лингвистика
Решим несколько фонетических задач.
Какими звуками отличаются слова кот и код? (Никакими, это омофоны — одинаково звучащие слова.) Попробуйте составить предложение с обоими словами.
(Например:
Мой пушистый и умный кот Знает даже на двери код,
Одного лишь не знает кот,
Что несет генетический код.)
Какие слова получатся, если прочитать наоборот: ель, ноль, лов, код, крабЗ (Лей, лён, фол, ток, парк.)