kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка по теме "Фонетика. Орфоэпия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 9 классе на повторение изученного в начале учебного года. Интересная разработка, включающая разные формы работ и упражнений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме "Фонетика. Орфоэпия"»

Конспект урока в 9-м классе по русскому языку.


Тема: Фонетика, графика, орфография.

Цель урока: Познакомиться со структурой учебника; закрепить знания по фонетике, полученные в предыдущих классах.


Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Перелистаем страницы учебника. Обратим внимание на фамилии авторов: по учебникам, написанными этими авторами, учится уже несколько поколений, учебник выдержал более двадцати изданий. Рассмотрим условные обозначения на с. 2, а также те, которые вынесены на форзацы. Бегло ознакомимся с содержанием учебника: поймем, что нам предстоит изучить и закрепить. Обязательно просмотрим приложение. В нем находятся подсказки: как сделать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать отдельные слова, помещенные в тексте учебника в рамки.


2. Проверим упражнение 5: ученики по очереди читают предложения, объясняя правописание слов и пунктуацию.


II. Повторение раздела «Фонетика»

1. Вопросы на повторение теории фонетики.

— Назовите самую малую единиц языка. (Звук.)

— Какой раздел лингвистики изучает звуки речи? (Фонетика.)

— На какие группы делятся звука речи? (Можно начертить на доске схему, отражающую особенности гласных и согласных звуков, различия гласных ударных и безударных согласных твердых и мягких, глухих и звонких.)

— В чем различие между звуками и буквами? (Буквы — это знаки, графически изображающие звуки, подобно тому как цифры — это знаки, с помощью которых изображаются числа.)

— Сколько звуков в русском языке? (Вопрос некорректный: количество звуков подсчитать невозможно, мы имеем дело с основными звуками, обладающими общими чертами. На самом же деле живые звуки имеют множество оттенков, вариантов: не случайно мы узнаем человека по голосу, по только ему присущим особенностям произношения.)

— Сколько букв в русском алфавите? (33.)

— В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я? Приведите примеры, когда эти буквы обозначают один звук, два звука.

— Каковы функция букв Ъ и Ь? Приведите примеры.


2. Практические задания.

Решим несколько фонетических задач. (В сильных классах задания готовят ученики.)

1) Сделать фонетический разбор слов счастье, дождь, чувство, сберечь.

Отметим, что произношение слова дождь имеет два варианта: на конце может быть [шт’] и [щ]. Напомним, что в русском языке последующий согласный звук влияет на предыдущий, уподобляет его себе. Поэтому, например, звук «ч» в слове счастье смягчает предыдущий «с», уподобление приводит к тому, что мы слышим начальный [щ]. А в слове дождь слабая позиция конечного согласного оглушает не только его, но и предыдущий звук. В слове сберечь звонкий «б» делает первый звук себе подобным, тоже звонким: мы слышим начальный [з]. Функция Ь в этом слове заключается не в смягчении и без того всегда мягкого «ч», а в исполнении традиционной роли опознавательного знака инфинитива.

При подсчете количества звуков и букв следует учитывать также двойную роль Е, Ё, Ю Я, вспомогательную функцию Ъ и Ь, позиции, при которых согласные звуки не произносятся.

Подчеркнем, как важно слушать звучание слова, уметь отключаться от графического облика слова.


2) Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов: лёд, торг, лес, лещ, куль.

(Учитывая, что для выполнения задания важен звуковой облик слов, сделаем предварительный фонетический разбор, а затем произнесем звуки в обратном порядке. В результате получатся слова толь, крот, сель, щель, люк.)


3) Сколько звуков «с» и сколько «з» в предложении: «Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу».

(В предложении четыре звука [с] в словах «резкий», «словно», «железкой», «по стеклу» и три звука [з] в словах «раздался» «звук», «сделанный». В слове «позже» нет этих звуков: [ж] уподобляет себе предыдущий звук и произносится как удвоенный [ж].)


3. Объяснительный словарный диктант:

Сдача, нянчить, отрежьте, гигантский, сменщик, январский, фальшь, лестница, фотосъемка, вечный, невтерпеж, исподлобья, сверхъестественный, сельдь, сбрить, прилечь, мачта, мощность, мужчина, женщина, вскрикнуть, взлететь, сжечь, просьба.

Дополнительное задание: подчеркнуть слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.


4. Занимательная лингвистика.

В чем заключается необычность стихотворения В. Я. Брюсова?


Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.


(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита.)


III. Домашнее задание

Вспомните, по какому принципу выбирается написание букв О и Е после шипящих и Ц. Составьте предложения со словами, подчиняющимися этому правилу, или составьте словарный диктант из 15—20 слов или словосочетаний.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока русского языка по теме "Фонетика. Орфоэпия"

Автор: Артюх Евгения Викторовна

Дата: 10.04.2018

Номер свидетельства: 465746

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методическая разработка современного урока русского языка в условиях реализации требований ФГОС ОО» Повторение и обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_sovremennogo_uroka_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_realiz"
    ["file_id"] => string(6) "553718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592615853"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства