- Определите тему урока, если подчеркнете первые буквы словарных слов.
- Это глагол.
- Так что мы будем делать на уроке?
Мы непросто будем вспоминать о глаголе, выясним ,что знаем об этой части речи.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?
- Остальные свои знания о глаголе вы сможете показать, выполнив тест:
«Что я знаю о глаголе?»
Тест «Что я знаю о глаголе?» Выбери верное утверждение
o Глагол – это часть речи.
o Глагол – это часть слова.
o Глагол обозначает предмет
o Глагол обозначает действие предмета
o Вопросы глагола: что делать?...
o Вопросы глагола: какой? какая?...
o В предложении глагол обычно является сказуемым
o В предложении глагол является определением
o Спряжение – это изменение по падежам
o Спряжение – это изменение по лицам и числам
o Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида
o Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не употребляются.
o Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
o Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, -чь, -ти
Глагол имеет три формы времени
- Обменяйтесь листочками и проверьте работу своих товарищей.
(Проводится взаимопроверка тестов и оценивание работ.)
- Сколько верных утверждений у вас?
За верные утверждения, если все у вас правильно, поставьте оценку 5, за два неправильных утверждений поставьте 4.
- Почему ты, Саглай поставила 4?
Вывод: Значит вы хорошо знаете о глаголе.(слайд 4)
Физкультурная минутка.( Слайд 6)
Этот пальчик- горы, степи, леса, поля.
Этот пальчик-это злаки, овощи ,клады, животные, города.
Этот пальчик- наземные, речные, воздушные дороги.
Этот пальчик- тувинцы, русские, хакасы, татары.
Этот пальчик-это моя любимая родина Тува!
4. «Открытие» нового знания.
- Прочитайте текст С.Козловой « Наш родной край»
Откройте учебники стр 86. Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа « наш родной край»
- прочитайте про себя.
Ответьте на вопросы:
( воспитательное значение текста)
- Назовите глаголы.
- На какие вопросы отвечают глаголы?
(Время)
- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
- Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».(Слайд7)
- Какие пословицы и поговорки со словом время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время. Время — деньги.)
- Но, как вы понимаете, сегодня у нас на уроке пойдет речь не о простом времени, а о времени глаголов.
- Сформулируйте тему урока. ( настоящее время глаголов)
- Какие задачи поставим перед собой на этом уроке? (Узнать, что такое время глаголов? Как глаголы изменяются в форме настоящего времени?
- Кто поможет ответить на эти вопросы? (Учебник)
(Дети открывают учебник и читают правило на с. 87, после чего проводится беседа о прочитанном.)
(Момент речи)
- На что указывает глагол в форме настоящего времени?( действие происходит в момент речи, когда в то время о нем говорят.
- Что же поможет вам определить время глагола? (вопросы).
- Как глаголы изменяются?
Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам( слайд 4)таблица
5. Первичное закрепление «нового знания».
Упр1 стр88
Работа на доске : Изменение глагола по лицам и числам( строить)
● Задание (слайд5)
Петь песню - 1л.мн.ч
Рисуй картину -2л.ед.ч
Строить города-2л.мн.ч
Жить люди-3л.мн.ч
Водить машины- 3л.ед.ч
Физкультурная минутка.
Синий цвет – плясать
Желтый цвет- на месте прыгать, руками махать
Красный цвет- стоять и кричать « Ура»
● Работа в группах. Задание :
1группа:нарисуйте рисунок с глаголами 3 лица единственного числа( Собака лает. Корова мычит. Птица летит. Солнце светит)
2 группа: напишите пословицы с глаголами 2 лица единственного числа.
Пословицы: Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Поспешишь – людей насмешишь.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Выше головы не прыгнешь
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
3 группа : Составьте рассказ с глаголами настоящего времени1-го и 2го лица в единственном числе. Я люблю уроки русского языка. На уроках русского языка я читаю, пишу. Я люблю писать диктанты. На уроке физкультуры ты играешь с мячом, скакалкой.
7. Итог. Рефлексия.
Какие цели были поставлены в начале урока?
Справились ли мы?
Что нового вы узнали на уроке? Какое настроение у вас?
Я благодарю вас за хорошую работу. Я очень рада , что у вас такое хорошее настроение, так как от вашего настроения зависит ваше здоровье.