kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока: интегрированный урок развития речи по русскому языку, литературе.

Цель урока: систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом.

Задачи.

Образовательные:  формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля, подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:  формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитание патриотизма.

Оборудование:  мультимедийная установка: компьютер, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ».»

8


Цуканова В.В., учитель русского языка и литературы МБОУ

«Гимназия №24» города Ульяновска

Конспект урока по русскому языку в 11 классе

на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ».

Вид урока: интегрированный урок развития речи по русскому языку, литературе.

Цель урока: систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом.

Задачи.

Образовательные: формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля, подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитание патриотизма.

Оборудование: мультимедийная установка: компьютер, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал

  1. Структура урока:

I. Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация полученных ранее знаний.

III. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия



ХОД УРОКА

1.Организационный момент (звучит песня «Журавли»).

Сегодня наш урок посвящен очень важной для каждого из нас теме. А какой, вы узнаете, прочитав эпиграф:



Эпиграф:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.

А. Твардовский.

- Итак, как вы думаете, на какую тему у нас сегодня пойдет разговор? Да, о войне.

В далёкое прошлое уходят суровые годы войны, и в наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, которая была более чем полвека назад?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, о тех, кто защищал Родину?

Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Вот почему эпиграфом к уроку стали строки стихотворения А. Твардовского:

- Какой вы представляете себе войну? (страшной, жестокой, ужасной)

- По каким источникам знаете о ней? (по фильмам и книгам о войне)

Чтобы настроится на дальнейший диалог, я прошу вас написать на ваших рабочих листах только одно слово, которое, по – вашему, ассоциируется с понятием «война». «Война – это…»

О том, что такое война, какова ее природа, я и хочу поговорить с вами при подготовке к сочинению – размышлению. Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения – рассуждения, которое должно быть построено в соответствии с критериями написания задания №26.

Чтобы продолжить работу над текстом и перейти непосредственно к написанию сочинения, давайте вспомним композиционные части сочинения. Перед вами листы с названием частей, распределите их в необходимой последовательности. Один из учеников распределяет листы в нужном композиционном порядке.


Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. И память о всех погибших и выживших как святыню пронесут в своих книгах писатели-фронтовики. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней?

Ответ на этот вопрос даёт писатель Юрий Бондарев. Прочитайте его высказывание: «Книги о войне неотразимо воздействует на нашу память, как кровоточащие зарубки высокого духа». Как вы понимаете эти слова?

Сегодня мы будем работать с текстом из книги «Мгновения» и постараемся написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

Прежде несколько слов о Юрии Бондареве.

Наши кон­сультанты подготовили сообщение о нем. (На мультимедийном экране демонстрируются фотографии академика Ю. Бондарева).



Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии российской словесности, Русской, Международной славянской, Петровской академий, почетный член Пушкинской академии. В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошёл длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год он учился в Литературном институте имени М. Горького.. Широкую известность принесли писателюкниги о войне: повести "Юность командиров", "Батальоны просят огня", "Последние залпыи другие. Для этих книг характерны драматизм, точность и ясность в описании событий военной жизни, тонкость психологического анализа героев. В последствии вышли в свет его произведения "Тишина" (1962 год), "Двое" (1964 год), "Родственники" (1969 год), "Горячий снег" (1969 год), "Берег" (1975 год), "Выбор" (1980 год), "Мгновения" (1978 год).


2. Знакомство с текстом Ю. Бондарева из книги “Мгновения”.

На столах учащихся лежат листы с распечатанным текстом.

(1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

(2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный…

(3)За долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

(4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (6)Порой мы ненавидели солнце – оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншею “юнкерсов”. (7)Солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

(8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

(9)Война была жестокой и грубой школой. (10)Мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки.

(11)Война уже стала историей. (12)Но так ли это?

(13)Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (14)Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (15)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

(17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории.

(18) Конечно, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди

жесточайшие ее факты. (19)Но никогда не должны они пере­стать волноваться, узнавая о

них.

(20)Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить

в летописях наши предки все детали древней истории, – это самоутверждение человека,

поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем

прадеде, который был фронтовиком.

(21) Наш долг – сохранить и передать священную память о воинах из рук в руки, отсердца

к сердцу.


3. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом.

Итак, тема данного текста очевидна. ВОЙНА. Для дальнейшей работы над сочинением разделимся на группы, где каждый будет выполнять свое задание.





1группа:

Сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста.

Проблема чего? Это вопрос, который ставит автор.

2 группа:

Прокомментировать проблему, поставленную автором в тексте. Опирайтесь на текст.

Важна ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время о является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении)..

- На каком жизненном материале строится текст? (Автор делится увиденным им во время ВОВ).

-Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его волнует то, о чем он пишет)

3 группа:

Сформулируйте авторскую позицию, опираясь на текст. К какому выводу приходит автор, рассуждая по поводу данной проблемы? В каких предложениях авторская позиция звучит отчетливо? Авторская позиция – это ответ на вопрос (проблему).

Авторскую позицию по поводу поставленной проблемы можно увидеть во многих предложениях текста. Уже в первом говорится о том, что война заставила 20-летних мальчишек повзрослеть на 20 лет, и прожили они эти 20 лет за 4 года войны так, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

Авторская позиция видна и в 4, 5, 6 предложениях, где автор говорит о том, что война заставила людей понять, что мир и прочен, и зыбок, что однажды может не взойти утром солнце. В 9 предложении авторская позиция тоже видна. Война в жизни людей была жестокой и грубой школой.



4 группа: сформулируйте собственную позицию. Аргументируйте ее, используя факты из жизни и опираясь на произведения художественной литературы.

  • Мы согласны с позицией автора, конечно, война изменила людей, исковеркала их судьбы. Со временем люди спокойнее будут воспринимать жесточайшие факты войны, но никогда мы не должны перестать волноваться, узнавая о них, читая книги, знакомясь с фильмами о войне. Книги о войне создавались во время войны, в послевоенные годы, и сейчас эта тема волнует наших писателей и поэтов. Но есть произведения, которые останутся на века. Это такие произведения, как

  • М. Шолохов «Судьба человека».

  • А. Толстой «Русский характер».

  • Б. Васильев «А зори здесь тихие».

  • В. Распутин «Живи и помни».

В них мы видим, как война искалечила судьбы героев. И судьбу Андрея Соколова, и судьбу Егора Дремова, и пятерых девчонок погубила война.





  • Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

  • С автором трудно не согласиться, и хотя в наше время жизнь ветеранов очень непростая, уважение соотечественников к их подвигу, героизму может скрасить тяготы быта.

  • Наверное, нельзя не согласиться с автором в том, что память могут хранить любые предметы, что каждый человек – хранитель и носитель воспоминаний. Место этих рассуждений постепенно занимают мысли о том, что лучший памятник тем, кто отдал жизнь в борьбе с фашизмом, - это спокойная послевоенная действительность.

  • Почему мы должны говорить о войне? Ведь она не коснулась лично нас.

  • На мой взгляд, Великая Отечественная война затронула всех и каждого. Не обошла она стороной и нашу семью… (Ответы учащихся)

  • Есть ли у вас любимые книги о войне? Какие? (Ответы учащихся)

  • Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне – тоже памятник погибшим. Оружие писателя – его перо, его книги – вклад в общее дело борьбы за мир.





4. Обсуждение результатов проделанной каждой группой работы.

Давайте послушаем тех, кто выполнял групповые задания.

-Ребята, у вас на столах – рабочие листы, в которые вы в процессе обсуждения можете записывать понравившиеся мысли. Они пригодятся вам в работе над сочинением.

К доске выходят представители каждой группы и вывешивают листы с записями, результатами своей работы.



Итак, анализируя миниатюру Ю. Бондарева, вы пытались разобраться в том, нужно ли говорить о войне, вспоминать о ней.

Я предлагаю вам свои мысли, эмоции, впечатления облечь в форму синквейна, небольшого стихотворения, которое создается по определенному плану (на столах у каждого – план составления синквейна).


СИНКВЕЙН


Одно существительное: «Тема»_____война____________________________________

Два прилагательных (причастия) ____________________________________________

Три глагола _______________________________________________________________

Фраза (личное отношение к теме)___к войне____________________________________

Одно слово-синоним (для обобщения или расширения смысла темы)____ассоциация__________


Озвучить получившиеся примеры.

Подводя итог нашего урока, скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в конце своего сочинения? Что такое война?

Тему урока мы обозначили строчкой из стихотворения А.Т. Твардовского: «Боль взывает к людям». Кто напомнит всё четверостишие?

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств. И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!

Клип-песня «Ты помни никогда не забывай»

Можно ли эти записи назвать сочинением? И почему?

-Нет, не хватает переходов. Сочинение – это связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.

-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.

Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению. Написали синквейн. Составили кластер взаимосвязи проблем. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.

Благодарю вас за плодотворную работу.





Домашнее задание. Написать сочинение по прочитанному тексту.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Цуканова Валерия Владиславовна

Дата: 20.11.2017

Номер свидетельства: 439790

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока русского языка 10 класс по теме "Трудные случаи написания н и нн в суффиксах разных  частей речи, презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(147) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-10-klass-po-tiemie-trudnyie-sluchai-napisaniia-n-i-nn-v-suffiksakh-raznykh-chastiei-riechi-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "216998"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433194731"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства