Тема урока | «Грамматические признаки глагола» |
Место урока в разделе | Глагол. Что мы уже знаем о глаголе, урок 95 |
Тип урока | Систематизация и обобщение знаний |
Цели урока | Развивать умение определять изученные грамматические признаки глаголов |
Задачи урока | 1. Повторить, обобщить и закрепить сведения о глаголе как части речи; повторить грамматические признаки глагола; 2. Развивать мышление, внимание, повторение грамматических признаков глагола, выполнение упражнений, самостоятельной работы. 3. Воспитывать положительную мотивацию к предмету русского языка, воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащийся научится: 1. Определять грамматические признаки глагола | Познавательные УУД 1. Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний 2. Отличать новое от уже известного, применять метод информационного поиска Регулятивные УУД 1. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу 2.Планирование, контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения, умение сотрудничать; 2. Уметь формулировать собственное мнение и позицию; | Учащийся получит возможность формирования: 1. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах 2. Развитие самостоятельности; 3. Развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы. |
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
Учебник «Школа 2100» Русский язык, 4 класс, часть 2. | Карточки, презентация | Интерактивная доска, компьютер, проектор |
Межпредметные связи | Литературное чтение, История |
Организация пространстваа | Класс |
Этапы урока |
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята Посмотрите на экран и прочитайте слова высказывания Ральфа Эмерсона, американского поэта, философа «Язык - город, на строительство которого каждый человек принёс свой камень». ( 1 слайд ) - Попробуйте объяснить высказывание. - Каким вы хотите, чтобы был наш урок? - А какими должны быть вы во время урока? | Приветствие, проверка готовности к уроку. Один ученик читает цитату. Полезным, интересным. Активными, внимательными, думающими | Объясняют смысл цитаты, как поняли её. | Регулятивные |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Наш урок начнём с небольшого шуточного интервью. Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. – Что вы больше всего любите? Люблю действовать. - Что вы больше всего не любите? Не люблю предлоги и известную всем частицу. - Что бы вы пожелали ребятам? Чтобы русский все ребята. на "десятку" знали. На письме и в разговоре Меня употребляли. - Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт - О какой части речи мы будем говорить на уроке? - Можно ли сказать что это тема совсем новая для вас? | - глагол - нет | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. | Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Выявление места и причины затруднения | А сейчас посмотрите на экран, и давайте повторим, что же мы знаем о глаголе, ответив на пару вопросов, внимание на экран. ( 2 слайд )
- глагол изменяется по … ? , а в прошедшем времени … ? - не с глаголом пишется ? - глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы ? - в предложении глагол является ? - глагол обозначает ? И что же тогда глагол, скажите определение ? - что такое глагол ? | Временам, лица и числам По родам Отдельно Что делать, что сделать? Сказуемым Действие предмета Самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, и отвечает на вопросы что делать, что сделать. | Отвечают на вопросы | Коммуникативные Регулятивные |
Построение проекта выхода из затруднения | Обратите внимание на экран, написаны слова бегает, читают, прыгает, ходили, поет, гремят, плавает, собирают, светит, купили. ( 3 слайд ) -какой грамматический признак глагола вы здесь увидели? -как определить число ? На какие вопросы отвечает? -запишите их и определите число глагола Следующие слова: идет, летят, сказал, унесет, надевает, писал, посмотрит ( 4 слайд )
- какой грамматический признак глагола вы вспомнили работая над этой парой слов? - на какие вопросы отвечает настоящее, прошедшее и будущее время? - запишите , определите число, а потом один из вас прочтет выполненную работу.
| Выполняют задания | Умеют выполнять задания, отвечать на вопросы | Коммуникативные Познавательные |
Реализация построенного проекта | - На доске слова я мы ты вы он она оно они -Что вы можете сказать про данные слова? Какая это часть речи? На доске слова: Читаю, рисуешь, моете, летят, поем, лежит (5 слайд ) -Какие грамматические признаки глагола вы можете определить в данных словах, используя местоимения? -Запишите данные глаголы, определите их лицо ( один ученик работает у доски) | - личные местоимения 1 лицо, 2 лицо,2 лицо, 3 лицо, 1 лицо, 3 лицо. Лицо | Умеют выполнять задания, отвечать на вопросы | Познавательные Коммуникативные |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Прочитайте стих: карточки
Уж тает снег ,бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою .
-Найдите глагол обозначающий действие ,которое уже произошло. -Найдите глагол обозначающий действие ,которое происходит. -Найдите глаголы обозначающие действие , которое произойдут позже. | - повеяло - тает, бегут - засвищут, оденется | Умеют выполнять задания, отвечать на вопросы | Коммуникативные Познавательные |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | А сейчас разделите тетрадь на две части и напишете 1 столбик – ед.ч, 2 столбик – мн.ч На экране вы видите слова, распределите их по данным колонам. Пишу ( ед.ч ), учит( ед.ч ) , идут (мн.ч ), спят (мн.ч ) , идет (ед.ч ), рисуют ( мн.ч ),спит (ед.ч), берут (мн.ч) читает (ед.ч), лежат ( мн.ч) ( 6 слайд ) - прочтите что у вас получилось | Учащиеся выполняю данную работу самостоятельно в тетради. Итог прочитывает вслух один обучающийся | Умеют самостоятельно выполнять задания | Познавательные Личностные |
Включение в систему знаний и повторение | О какой части речи мы сегодня говорили? - Что обозначает глагол? -На какие вопросы отвечает глагол? - Что вы запомнили из данного урока? | | Умеют отвечать на вопросы | Коммуникативные |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | И в заключении давайте подведём итог. Чем же мы повторили сегодня на уроке? Отвечать можно только, используя глаголы. Как вы считаете, хорошо ли мы поработали все вместе? А вы лично? Чью работу вы бы отметили особо? | Подводят итоги, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей Дети : думали, играли , смеялись, трудились…. | Умеют анализировать свою деятельность | Личностные |