-Посмотрите на группу слов. Я утверждаю, что эти слова являются качественными именами прилагательными? Права ли я? (могут проявляться в большей или меньшей степени)
-Вы хорошо умеете писать слова с непроверяемыми орфограммами. А соответствует ли это задание теме нашего урока. Мы же договорились, что на уроке все задания будут связаны с качественными именами существительными.
4. Работа над изучаемым материалом
1.Проблемная ситуация при необходимости сделать теоретическое обобщение (видеообращение)
Продолжим работу над качественными именами прилагательными.
-А сейчас будьте внимательны. Автор учебника С. В. Иванов прислал для нас ответ одного ученика. Прослушайте сообщение.
На уроке русского языка мы проходили качественные имена прилагательные. Дома я выучил правило. Качественные прилагательные называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. На следующий день учительница вызвала меня к доске и попросила определить, являются ли прилагательные «железный» и «медвежий» качественными. Я подумал…железный – это то, что прочнее дерева, стекла, значит качественное. Медвежий – медведь сильнее лисы и волка, значит качественное. Я думаю, что ответил на отлично. А как думаете вы?
(нельзя сказать самый, более, менее медвежий, железный)
Вы даже можете учить других. Может быть не стоит посвящать этой теме ещё один урок? А вот автор учебника отводит этой теме два часа.
Давайте посмотрим, что предлагает выполнить С. В. Иванов. Урок 119, рубрика «Вспомним изученное».
Как называются слова с противоположным значением?
Качественные имена прилагательные
п
Более, менее, самый
2.Образование антонимических пар
Найдите упр.1, прочитайте задание. Ребята 1 варианта сделайте первую часть задания. (читают в паре первую часть задания)
-Вторую часть задания выполните самостоятельно.
-Просигнальте, кому задание понятно и помощь не нужна. Приступайте к работе.
-У кого есть вопросы по выполнению задания.
- Сравните с образцом.
-Являются ли имена прилагательные, к которым подобрали антонимы качественными?
-Какой вывод мы можем сделать?
-Найдите в учебнике, как сформулировали авторы.
Значит, есть ещё чему учиться?
КЛАСТЕР ОТКРЫВАЕТСЯ
3Словообразование при помощи суффиксов
.Суффиксы –оньк-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Сладкий -оньк-
Трудный -еньк-
Короткий -оват- СМАРТ
Синий -еват-
Стеклянный
Телефонный
-Прочитайте слова. Я утверждаю, что все слова являются качественными именами прилагательными? Докажите.
-Обратите внимание на суффиксы. Для чего они служат?
-Какие суффиксы придают уменьшительно-ласкат.значение, на неполностью выраж.признаки?
Проблемная ситуация при выполнении практического задания
1 вариант – поработайте с группой суффиксов оньк, еньк
2 вариант – оват ,еват.
Запишите слова в тетрадь.
1 вариант, прочитайте свои слова
2 вариант, свои слова.
Что интересного заметили, выполняя это задание?
-Какой вывод можно сделать из ваших наблюдений?
КЛАСТЕР
-Это ещё один из признаков качественных прилагательных.
4.Работа с научной статьёй
Давайте посмотрим материал урока, какой ещё признак указывает С. В. Иванов? КЛАСТЕР (На протяжении всего урока создаётся проблемная ситуация при необходимости сделать теоретическое обобщение в форме кластера. Все выводы дети делают сами)
Оказывается, не зря мы задержались на этой теме. Если хотя бы один из признаков есть в прилагательном, то оно является качественным.
6 Физкультминутка
7.Самостоятельная работа учащихся
Проблемная ситуация при необходимости выбора
-Проверим, насколько усвоена тема урока.
-Образуйте четвёрки. Положите карточки со словами. Выберите качественные имена прилагательные. Чья группа готова, просигнальте.
А ……. И ………. попрошу быть знатоками (двое работают со СМАРТ)
Посмотрите, что получилось у знатоков.
Есть ли у вас вопросы?
У кого совпала работа?
8 Подведение итогов
-Если ваша команда правильно выбрала качественные имена прилагательные, то можно сказать ,что вы тему усвоили. Спасибо. Вернитесь на свои рабочие места, откройте дневники.
9 Рефлексия
Сегодня за работу на уроке можно поставить 5 и4
«5» - Я был активен, внимателен, ни одно задание не вызывало трудности..
«4» - Я хорошо усвоил тему урока, но в ходе урока иногда возникали трудности.
-Встаньте, кто поставил себе 4, потом 5.
Почему ты поставил себе 4?.
10. Домашнее задание
Кто считает, что ему ещё нужно поработать над темой, не уверен в своих знаниях автор учебника предлагает упр.3.
Кто уверен в своих знаниях, придумайте интересное задание по теме «Качественные имена прилагательные» для своих одноклассников. Задание должно быть интересным, понятным, доступным. Можете его выполнить на альбомном листе, карточке, с рисунками.
.С каким настроением заканчиваете урок. Я тоже.
Проблемная ситуация при выполнении практического задания
-Немного поиграем. У каждого на столе листочек с прил. Определите, является ли ваше прил кач. Поднимите карточки , у кого прил.кач.
object(ArrayObject)#866 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}