Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «ПРИСТАВКА».»
Урок русского языка «ПРИСТАВКА»
Задачи:
Познакомить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками.
Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах, группах.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата, атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.
Тип: изучение нового материала
Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»
План урока
I. Организационный момент.
- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе.
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться так:
Слайд
Детективное агентство
- А кто такой детектив? (ответы детей)
- Хорошо. Давайте обратимся к нашему помощнику –словарю иностранных слов и прочтем значение этого слова.
(ученик читает из словаря, а на экране проектора появляется значение слова)
Слайд
*Агент сыскной полиции, сыщик;
* *Литературное произведение или кинофильм, в котором описывается деятельность и приключения сыщиков.
- Какими качествами должен обладать хороший детектив?
- Интересно, кто из вас станет лучшим сыщиком?
II. Мобилизующий этап. Формирование учащимися темы и цели урока.
- Итак, в наше детективное агентство поступило письмо-SOS, в котором говорится, что ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ СЛОВА. Просят срочно найти.
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы помочь найти эту часть слова?
(постепенно появляется запись на доске):
Как называется эта часть слова?
Место расположения в слове?
Для чего она служит?
Как обозначается?
- Это и есть цель нашей поисковой деятельности
- Ребята, а кто скажет тему нашего урока?
Мы:
1. познакомимся с новой частью слова;
2. узнаем, для чего служит и место положения в слове;
3. научимся обозначать и распознавать её среди других частей слова
III. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, что нам уже известно о частях слова. (Работа с сигнальными карточками)
На партах лежат карточки синего и красного цвета. На карточках синего цвета начало фразы, на карточках красного – конец фразы. Встает ученик с синей карточкой, читает, дети слушают. Затем встает тот, у кого на карточке продолжение и заканчивает фразу.
Карточки синего цвета
Карточки красного цвета
Корень – это…
…однокоренными или родственными.
В корне заключён…
…часть слова, которая остается если отделить окончание.
Чтобы правильно выделить корень…
…главная часть основы.
Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются….
…для связи слов в предложении.
Окончание – это…
…общий смысл всех однокоренных слов.
Окончание служит…
…изменяемая часть слова.
Основа это…
…нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть.
Итак, мы знаем такие части слова, как корень, окончание и основа.
iV. Открытие нового знания
1. Составление фоторобота (портрет той части слова, которую мы ищем)
а) Создание проблемной ситуации
Слайд
На доске слова:
Разгон, разгрузка, разговор, разгром.
- Что заметили? ( Во всех словах есть общая часть -разг-)
Делают предположения, что это корень.
б) Поиск решения
Давайте вспомнить два признака однокоренных слов.
1 – общий корень (да, во всех этих словах есть общая часть)
2 - общий смысл
Дети объясняют смысл каждого слова, и приходят к выводу, что слова не могут быть однокоренными, т.к. разные по смыслу.
Давайте выделим корень в каждом слове.
Дети подбирают к каждому слову однокоренные слова и записывают в тетрадь: