Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова. Обобщение"»
Урокпорусскомуязыкув3классе
Темаурока:Состав слова. Обобщение.
Цель: Обобщить полученные знания о составе слова.
Задачи:
Обучающие:
повторить изученные признаки родственных слов;
проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Развивающие:
развивать память и орфографическую зоркость;
развивать умение разбирать слова по составу;
развивать умение образовывать новые слова;
Воспитывающие:
воспитывать любовь к природе;
воспитывать активность и аккуратность у учащихся.
Ходурока:
Организационныймомент.Актуализациязнаний.
«Мойвесёлыйзвонкиймяч!
Тыкудапустилсявскачь?»
Учитель:-Ребята, мой мяч подкатился под первое задание урока.
На доске: Г-К - Что это ?
Дети:- Это наша грамматическая копилка. В ней мы накапливаем правильное написание слов.
Учитель:-Прочитайте про себя, какие буквы пропущены в этих словах:
М . ЧИ - ….., Г . ЛЫ - …... .
Дети:- Пропущены безударные гласные в этих словах.
У:-О чём надо помнить, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне?
Д:- Надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением.
У: - Запишите эти слова , рядом напишите проверочное слово.
Проверка: мячи — мяч, голы — гол.
У:-Мой мяч катится дальше и подкатился под второе задание урока.
На доске:
У: - Что напоминает вам изображённое на доске?
Д: - Веточку мимозы, рассыпанные бусы, камешки на берегу и т. д.
У: - Я довольна вашими ответами. У вас отличное воображение и много фантазии. А мне кажется, «рассыпалась» буква. Догадайтесь, какая?
Д: - Буква Ф.
У: - Молодцы! Пропишите её в воздухе пальчиком. А сколько звуков она обозначает?
Д: - Два звука: ф ф ,
Минутка чистописания.
У: - Записать «ф» у себя в тетради.
Ф Ф Ф
У: - А как называется человек с богатой фантазией и воображением?
Д: - Фантазёр!
У: - Допишите строчку словом «фантазёр». А теперь назовите слова, содержащие звуки ф , ф , .
Д: - Зефир, шофёр, фокус, фея, портфель, форма, фото, футбол и т. д.
У: -Молодцы! Вы назвали много слов. А знаете ли вы, что многие слова , названные вами, это нерусские слова, а слова — пришельцы, попавшие к нам из других языков. Например: «футбол» - это английское слово. Буква — ф — будет сегодня хозяйничать во многих словах.
Кроссворд.
У: - Мой неугомонный мяч покатился дальше и остановился у кроссворда. Давайте разгадаем его.
1
к
л
а
с
с
2
п
а
л
ь
т
о
3
о
в
ё
с
4
с
о
л
д
а
т
5
б
е
р
ё
з
а
6
м
о
р
к
о
в
ь
1.Учебное помещение для занятий — 5 букв;
2. Верхняя одежда ( мужская или женская0 — 6 букв;
3. Корм для лошади — 4 буквы;
4. Защитник Отечества — 6 букв;
5. Лиственное дерево с белым стволом — 6 букв;
6. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице — 7 букв;
У: - Дети, внимательно посмотрите на слова и найдите слово, «спрятавшееся» в кроссворде.
Д: - Это слово «состав»!
У: - Верно! Это слово имеет несколько значений. Попробуйте назвать значения этого слова.
Д: -Это состав слова, вещества; пассажирский ( грузовой) состав ; состав команды.
У: - Сегодня на уроке нас будет интересовать только состав слова. Мы повторим и закрепим знания, полученные по теме «Состав слова».
Работа по теме урока.
У: - Давайте «составим» лицо грамматического человечка.
На доске: состав
слова
У: -Но сначала проведём игру «бей ответом как мечом, прямо в цель!»
Внимание ! Слушайте вопросы.
1. Из каких частей может состоять слово?
2.Какая часть слова не изменяется?
3. Что называется корнем слова?
4. какие слова называются однокоренными?
5. Что такое суффикс?
6. Что такое приставка?
7. Что такое окончание?
У: - Из ваших ответов я «оформлю» лицо человечка.
состав
слова
У:- Человечек получился немного грустный, но он весело улыбнётся в конце урока, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями, на которые будет указывать мой весёлый мяч.
- Посмотрите на доску. Будем работать с предложениями.
1. Ф .тб . Л — п . п . л . рн .ю . гр.
2. чалНася ныйбольфут онсез.
3. юные, готовятся, к, футболисты, матчу.
- Прочитайте 1 предложение. Чего не хватает?
Д: - В словах предложения не хватает гласных.
У: - Сколько слов в этом предложении?
Д: - Три.
У: - Прочитайте 2 по счёту слово и подберите близкие по значению слова.
Д: - Известная, любимая.
У: - Проговорите предложение орфографически и запишите самостоятельно. Пишем красиво, чисто, выделяем орфограммы.
- Во втором предложении работаем со «словами – перевёртышами». Что такое сезон? «Сезон» - это время года, когда проводятся соревнования среди футбольных команд.
- Запишем это предложение под мою диктовку.
– Начался футбольный сезон.
- Прочитайте запись под номером 3. Можно ли сказать, что это предложение?
Д: - Нет. Это набор слов. Предложение должно выражать законченную мысль.
У: - Самостоятельно проговорите предложение и запишите.
- Юные футболисты готовятся к матчу.
- А теперь пора отдохнуть.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6. Повторение и обобщение.
У: - А теперь – внимание. На доске вы видите изображение футбольных ворот. Мой мяч предлагает вам провести игру в футбол.
- Если штангой сделать Г,
Если штангой сделать Л,
И забить в ворота О,
Будет ГОЛ!
- В пространстве буквы «о» «забейте» слова – голы. Это должны быть родственные слова и запишите в тетрадь (слова из записанных ранее предложений). - футбол
- футболисты
- футбольный
Г Л
У: - Разберите их по составу. Лицо грамматического человечка поможет вам выполнить эту работу.
На доске: футбол , футболисты ,футбольный (сезон)
7. Индивидуальная работа по карточкам.
К – 1 1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:
тр . ва, н . га, г . лы
2. Выделите корень и окончание.
К – 2 1. Выпишите слова в таком порядке:
Корень; корень и окончание; корень и суффикс; корень, суффикс и окончание; приставка, корень, суффикс и окончание;
2. К подчёркнутому слову подберите однокоренные слова.
У: -Вы славно поработали! Спасибо! Молодцы! А сейчас послушайте сказку «Неразлучные друзья»
Неразлучные друзья
Жили на отшибе грамматического городка на к а . Решил однажды корень груз навестить своих друзей – частей слова. Плачут те горькими слезами, ничто их не радует.
- Что рыдаете друзья? – спросил у них корень груз. В чём дело?
- наше горе безутешно, - отвечают на, к, а , - хотим мы поиграть в слово…ничего не получается. Как только мы не старались!
И так: к на а . И так: на а к . И вот так: а к на . И даже так: на к а ! Нет смысла в слове!
Огорчился корень. Извинился. И занял своё место среди друзей. И сразу высохли слёзы у частей слова, заулыбались они от радости. А вместе с ними и корень, который решил больше никогда не покидать их.
- Ребята, а какое слово получилось? Кто догадался?
Д: - Нагрузка!
У: - Правильно. У футболистов во время игры большая нагрузка: надо не только бегать, прыгать, забивать мячи, но и думать. Они сильно устают. Устал и мячик – наш весёлый друг и путешественник. Со всеми заданиями вы справились, на которые указывал мячик.
8. Итог урока.
- Посмотрите, доволен и грамматический человечек. Он весело улыбается, радуясь вместе с нами.
Пришла пора прощаться с нашим мячиком. Попробуйте дописать стихотворение.
9. Д/з.
Убежал мой мяч…
Догони его! Не плачь!
- Несколько слов из своего стихотворения разберите по состав составу!