Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Перенос слов" 1 класс»
Русский язык. 1 класс. Программа УМК «Перспектива»
Тема: Перенос слов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Научить обучающихся правильно переносить слова с одной строки на другую.
Задачи:
Познакомить с правилами переноса слов;
Формировать умение переносить слова с учётом их особенностей;
Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к русскому языку;
понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
Познавательные:
умение сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности;
умение соотносить объекты с изученными понятиями;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные:
умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
умение коммуникативной деятельности в паре, группах.
Ход урока.
I .Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
1.Каллиграфическая минутка:
Нн Ни Не но на
Никита Нева носорог налим
Учитель:
1.Сегодня в минутку чистописания повторяем правописание заглавной и строчной букв Нн в соединении с другими буквами.
Повторяем верхнее, среднее и нижнее соединение.
Обратите внимание на уклон и ровность прямых линий, наличие соединительного «узелка» между вертикальными прямыми. 2. Прочитайте слова. Все ли слова понятны по значению.
Что общего в написании данных слов?
3. Запишите буквосочетания и слова.
Учитель:
1.- Что необычного вы заметили при написании слов? (некоторые слова записаны с большой буквы) - Почему их пишут с заглавной буквы? (Это название реки и имя мальчика) 2. По каким признакам можно разделить слова на 2 группы?
Ответы: 1вариант: Никита Нева ( пишутся с большой буквы, так как это имена собственные);
носорог налим (пишутся с маленькой буквы);
2вариант:Никитаносорог - 3 слога
Нева налим - 2 слога
Вывод: Как определяем количество слогов в словах? (Количество слогов в словах определяем по гласным, сколько в слове гласных, столько и слогов).
Сообщение темы урока. Постановка проблемы:
Тема урока «Перенос слов».
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочется? Чтобы вы предложили? ? мы должнысегодня найти ответ на вопрос «Как нужно переносить слова с одной строчки на другую»
Постановка цели урока:
Какие цели урока можем поставить?
Познакомиться с правилами (переноса слов с одной строки на другую);
Научиться правильно (переносить слова с одной строки на другую с учётом их особенностей).
Учитель:
На уроке будем учиться сравнивать, анализировать, делать выводы;
Слушать и понимать речь других;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Изучение нового материала.
1.Подготовительная работа к восприятию нового материала. - Сегодня на уроке мы узнаем с вами замечательную историю, которая произошла с одной маленькой и очень доброй девочкой в стране ЗНАНИЙ. Она давно мечтает с вами познакомиться, потому что искренне верит, что вы станете ей верными друзьями и помщниками. Ребята, работу мы начнём с грамматической сказки.
В чудесной стране, которой правила Грамматика, была улица, на которой жили Слоги. Слоги жили очень дружно, и поэтому в стране Знания было много… Слов. Каждый день слоги образовывали новые Слова, а Слова переселялись на словесные деревья. Оказываясь рядом на одном дереве, соединялись в предложения. Вот и в этот раз Слова на одном дереве решили составить предложение.
На доске прикреплено дерево, на котором расположены слова
" НАШЕМ, РЕБЯТА, В, КЛАССЕ, ДРУЖНЫЕ"
2.Первичная проверка понимания - А вы можете это сделать?
1.Предложение сначала составляется устно, затем записывается.
2.Учитель пишет на доске таким образом, чтобы какое-нибудь слово, например, слово
« ребята», не поместилось на строчке. В нашем классе дружные ре-бята.
- (Продолжение грамматической сказки.) Вот и у Слова произошло то же самое, у него не хватало строчки, чтобы записать всё предложение. - Что же делать?- заплакало Слово.
- Ведь без меня не получится предложение, а если будет написана только часть слова, то никто ничего не поймёт. Слово плакало так громко, что его услышала маленькая добрая девочка Чёрточка: (показ девочки Чёрточки) - Не плачь, я помогу тебе. И, действительно, помогла. Но сначала она сказала Слову: - Разделись на слоги. И Слово разделилось. (Обучающиеся делят слово на слоги, называя их ре-бята, ребя-та). Тогда Чёрточка сказала: - Я могу встать между любым из вас, а оставшуюся часть перенести на другую строчку.
-Как могла бы перенести Чёрточка слово «ребята»? ( ре-бята, ребя-та)
-С тех пор маленькая Чёрточка всегда помогала Словам. Не уместится Слово, а Чёрточка встанет и перенесёт его. Словам очень понравилась маленькая Чёрточка, и они стали приглашать её и тогда, когда та была не нужна. Идёт Слово «Аня» и просит перенести его. -Нет! Тебя нельзя перенести! -Но почему? Ведь у меня два слога.
- Может быть, вы, ребята, объясните почему? Добрая Чёрточка решила так: одной букве будет очень неуютно, тоскливо на строчке, поэтому одну букву нельзя переносить и нельзя оставлять на строчке.
2 Формулируем правило и сопоставляем его с правилом в учебнике
1) -Перенос слов происходит в русскому языке строго по правилам.
Правила переноса слов имеют секреты.
Работа в группах: Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов.
Цель: Сформулировать и озвучить правила переноса слов.
Задания: дописать 2 слова в соответствие группе слов.
I группа
IIгруппа
III группа
IVгруппа
V группа
Ре-бя-та;
Пас-тух;
Сол-ныш-ко.
По-ле
Ка-ран-даш
Вывод: Слова переносятся по слогам.
Май-ка;
Зай-ка;
Лай-ка
Чай-ка
Лей-ка
_____________
_____________
Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.
Боль-шой;
Буль-он;
Отъ-езд.
Маль-чик
Подъ-езд
_____________
_____________
Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.
Кас-са;
Ван-на;
Мас-са.
Сум-ма
Суб-бота
_____________
_____________
Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.
яма;
Ава-рия;
Яго-да.
Оля
Яр-кая
_____________
_____________
Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.
2) Отчёт по группам: (используется презентация)
На доске появляются таблички:
Слова переносятся по слогам.
Буква Й остаётся в предыдущем слоге.
Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.
Две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.
Нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.
3) Составим алгоритм: как будем действовать, если надо перенести слово.
Читаем слово, определяем количество гласных в слове.
Делим на слоги.
Вспоминаем правило.
4 Работа по учебнику:
с.67, Упр. №123
Вывод: слова переносятся по слогам;
Правило: «Узелки на память» - самостоятельное чтение.
Сравнить вывод авторов с выводом, который сделали обучающиеся.(таблички на доске)
Закрепление:
1.Выборочный диктант: (обратная связь)
А сейчас из каждой пары слов мы выберем только одно слово то, которое можно перенести. Ольга – Оля Ирина – Ира Пётр – Петя ёлка – ель шары – шар
Почему некоторые слова написаны с большой буквы?
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв? (ёлка – 4 б, 5 зв.)
Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков? ( Ольга – 5 б, 4 зв. )
2.Диск. Тема «Перенос слов». Задание «Помоги сове построить лестницы к домикам».
6) Упражнение 128, с. 69
-Прочитайте задание.
- Запишите слова, разделив их для переноса.
- Контроль: Взаимопроверка.
Индивидуальная работа (за компьютером) - 2 чел.
Диск. Тема: «Перенос слов».
Задание: Разделить слова для переноса.
Итог урока:
- Мы должныбыли найти ответ на вопрос «Как нужно переносить слова с одной строчки на другую».
- Какие правила вы запомнили по теме урока «Перенос слова».
Оценка своей деятельности на уроке:
- Оцените свою работу по мерной линеечке.
- Прикрепите цветочек на Дерево радости к той веточке, которая соответствует мерной линеечке.