kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме "Перенос слов" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Перенос слов"  знакомит обучающихся 1 класса с правилами переноса. Для закрепления знаний по данной теме предлагаются практические задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Перенос слов" 1 класс»

Русский язык. 1 класс. Программа УМК «Перспектива»

Тема: Перенос слов.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Научить обучающихся правильно переносить слова с одной строки на другую.

Задачи:

  • Познакомить с правилами переноса слов;

  • Формировать умение переносить слова с учётом их особенностей;

  • Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.


Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к русскому языку;

  • понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Познавательные:

  • умение сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности;

  • умение соотносить объекты с изученными понятиями;

  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные:

  • умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

  • умение коммуникативной деятельности в паре, группах.


Ход урока.

I .Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

1.Каллиграфическая минутка:

Нн Ни Не но на

Никита Нева носорог налим

Учитель:

1.Сегодня в минутку чистописания повторяем правописание заглавной и строчной букв Нн в соединении с другими буквами.

Повторяем верхнее, среднее и нижнее соединение.

Обратите внимание на уклон и ровность прямых линий, наличие соединительного «узелка» между вертикальными прямыми. 
2. Прочитайте слова. Все ли слова понятны по значению.

Что общего в написании данных слов?

3. Запишите буквосочетания и слова.

Учитель:

1.- Что необычного вы заметили при написании слов? (некоторые слова записаны с большой буквы) 
- Почему их пишут с заглавной буквы? (Это название реки и имя мальчика) 
2. По каким признакам можно разделить слова на 2 группы?

Ответы: 1вариант: Никита Нева ( пишутся с большой буквы, так как это имена собственные);

носорог налим (пишутся с маленькой буквы);

2вариант: Никита носорог - 3 слога

Нева налим - 2 слога

Вывод: Как определяем количество слогов в словах? (Количество слогов в словах определяем по гласным, сколько в слове гласных, столько и слогов).

  1. Сообщение темы урока. Постановка проблемы:

Тема урока «Перенос слов».

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочется? Чтобы вы предложили?
? мы должны сегодня найти ответ на вопрос «Как нужно переносить слова с одной строчки на другую»

  1. Постановка цели урока:

  • Какие цели урока можем поставить?

  1. Познакомиться с правилами (переноса слов с одной строки на другую);

  2. Научиться правильно (переносить слова с одной строки на другую с учётом их особенностей).

Учитель:

  • На уроке будем учиться сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.


  1. Изучение нового материала.

1. Подготовительная работа к восприятию нового материала.
- Сегодня на уроке мы узнаем с вами замечательную историю, которая произошла с одной маленькой и очень доброй девочкой в стране ЗНАНИЙ. Она давно мечтает с вами познакомиться, потому что искренне верит, что вы станете ей верными друзьями и помщниками. Ребята, работу  мы начнём с  грамматической сказки.

В чудесной стране, которой правила Грамматика, была улица, на которой жили Слоги. Слоги жили очень дружно, и поэтому в стране Знания было много… Слов. Каждый день слоги образовывали новые Слова, а Слова переселялись на словесные деревья. Оказываясь рядом на одном дереве, соединялись в предложения. Вот и в этот раз Слова на одном дереве решили составить предложение.

На доске прикреплено дерево, на котором расположены слова

" НАШЕМ, РЕБЯТА, В, КЛАССЕ, ДРУЖНЫЕ"

2.Первичная проверка понимания
- А вы можете это сделать?

1.Предложение  сначала составляется устно, затем записывается.

2.Учитель  пишет на доске таким образом, чтобы какое-нибудь слово, например, слово

« ребята», не поместилось на строчке.  В нашем классе дружные ре-бята.


- (Продолжение грамматической сказки.)
 Вот и у Слова  произошло то же самое, у него не хватало строчки, чтобы записать всё предложение.
- Что же делать?- заплакало Слово.

- Ведь без меня не получится предложение, а если будет написана только часть слова, то никто ничего не поймёт.
Слово плакало так громко, что его услышала маленькая добрая девочка Чёрточка: (показ девочки Чёрточки)
- Не плачь, я помогу тебе.
И, действительно, помогла.
Но сначала она сказала Слову:
- Разделись на слоги.
И Слово разделилось.
(Обучающиеся делят слово на слоги, называя их ре-бята, ребя-та).
Тогда Чёрточка сказала:
- Я могу встать между любым из вас, а оставшуюся часть перенести на другую строчку.

-Как могла бы перенести Чёрточка слово «ребята»? ( ре-бята, ребя-та)

-С тех пор маленькая Чёрточка всегда помогала Словам. Не уместится Слово, а Чёрточка встанет и перенесёт его.
Словам очень понравилась маленькая Чёрточка, и они стали приглашать её и тогда, когда та была не нужна.
Идёт Слово «Аня» и просит перенести его.
-Нет! Тебя нельзя перенести!
-Но почему? Ведь у меня два слога.

- Может быть, вы, ребята, объясните почему?
Добрая Чёрточка решила так: одной букве будет очень неуютно, тоскливо на строчке, поэтому одну букву нельзя переносить и нельзя оставлять на строчке.

2 Формулируем правило и сопоставляем его с правилом в учебнике

1) -Перенос слов происходит в русскому языке строго по правилам.

Правила переноса слов имеют секреты.

Работа в группах: Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов.

Цель: Сформулировать и озвучить правила переноса слов.

Задания: дописать 2 слова в соответствие группе слов.

I группа

IIгруппа

III группа

IVгруппа

V группа

Ре-бя-та;

Пас-тух;

Сол-ныш-ко.

По-ле

Ка-ран-даш



Вывод: Слова переносятся по слогам.

Май-ка;

Зай-ка;

Лай-ка

Чай-ка

Лей-ка

_____________

_____________

Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.

Боль-шой;

Буль-он;

Отъ-езд.

Маль-чик

Подъ-езд

_____________

_____________


Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.

Кас-са;

Ван-на;

Мас-са.

Сум-ма

Суб-бота

_____________

_____________

Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.

яма;

Ава-рия;

Яго-да.

Оля

Яр-кая

_____________

_____________

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

2) Отчёт по группам: (используется презентация)

На доске появляются таблички:

  1.  Слова переносятся по слогам.

  2. Буква Й остаётся в предыдущем слоге.

  3. Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.

  4. Две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.

  5. Нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.



3) Составим алгоритм: как будем действовать, если надо перенести слово.

  1. Читаем слово, определяем количество гласных в слове.

  2. Делим на слоги.

  3. Вспоминаем правило.

4 Работа по учебнику:

  • с.67, Упр. №123

  • Вывод: слова переносятся по слогам;

  • Правило: «Узелки на память» - самостоятельное чтение.

  • Сравнить вывод авторов с выводом, который сделали обучающиеся.(таблички на доске)



  1. Закрепление:

1.Выборочный диктант: (обратная связь)

  • А сейчас из каждой пары слов мы выберем только одно слово то, которое можно перенести. 
    Ольга – Оля 
    Ирина – Ира 
    Пётр – Петя 
    ёлка – ель 
    шары – шар 

  • Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

  • Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв? (ёлка – 4 б, 5 зв.)

  • Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков? ( Ольга – 5 б, 4 зв. )


2.Диск. Тема «Перенос слов». Задание «Помоги сове построить лестницы к домикам».

6) Упражнение 128, с. 69

-Прочитайте задание.

- Запишите слова, разделив их для переноса.

- Контроль: Взаимопроверка.

Индивидуальная работа (за компьютером) - 2 чел.

Диск. Тема: «Перенос слов».

Задание: Разделить слова для переноса.


Итог урока:

- Мы должны были найти ответ на вопрос «Как нужно переносить слова с одной строчки на другую».

- Какие правила вы запомнили по теме урока «Перенос слова».

Оценка своей деятельности на уроке:

- Оцените свою работу по мерной линеечке.

- Прикрепите цветочек на Дерево радости к той веточке, которая соответствует мерной линеечке.

Оценка учителя.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме "Перенос слов" 1 класс

Автор: Терланова Наталья Васильевна

Дата: 09.12.2016

Номер свидетельства: 367542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока русского языка "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-bukvosochietaniia-zhi-shi-cha-shcha-chu-shchu"
    ["file_id"] => string(6) "107568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403324593"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка "Игры со словами и в слова""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-ighry-so-slovami-i-v-slova"
    ["file_id"] => string(6) "260573"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448979751"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока русского языка «Перспектива», 2 класс"
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pierspiektiva-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253892"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447679248"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства