Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Систематизация и обобщение изученного о предлоге» 7 класс»
Урок русского языка
Класс: 7
№ урока в расписании: 1
Тема урока:
Тема: «Систематизация и обобщение изученного о предлоге».
Ссылка:
Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных школ/ З.К.Сабитова, В.К.Павленко, Руководство для учителя. Третий (основной) уровень.
Общие цели:
Цели урока: Систематизировать и обобщить полученные знания о предлоге как служебной части речи; закрепить навыки правописания производных предлогов; формировать умение верно определять принадлежность предлогов к стилям речи; развивать внимание, память, логическое мышление ,умение сравнивать, обобщать; вызвать интерес к урокам русского языка ,воспитывать любовь к родному языку.
Результаты обучения:
1.Знать основные морфологические признаки предлога как служебной части речи.
2. Уметь различать простые и составные, производные и непроизводные предлоги; отличать предлог от других частей речи; выполнять морфологический разбор предлога; применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов
Ключевые идеи:
Ход урока
Этапы проведения урока
Время 45 минут
Действия учителя
Действия учеников
Организационный момент
3 мин
1.Приветствие, проверка присутствующих, мобилизация, Формирование групп. Распределение ролей.
Вы пришли сюда учиться, Это в жизни пригодится. Что ж пора и начинать, С вами мы должны все знать.
- Сегодня у нас немного необычный урок. На уроке присутствуют гости. Я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Я думаю, что вот с таким настроением мы и будем работать на уроке.
2.Вступительное слово учителя. - Много слов в языке - сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, времени, наклонения, вида, то получится неисчислимое количество. Как разобраться с такой армией слов и их форм? К счастью, есть у слов строгий командир Морфология. Подаст команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построятся. Проблемная ситуация: «О какой части речи мы будем сегодня говорить?» Для решения проблемы приглашаю по 1участнику от группы. «Мозговой штурм».
Первая проблема, которую нам надо решить – получить маршрутные листы нашего путешествия: Станция №1 «Диспетчерская».
- Перед вами лежат карточки с групповым заданием №1. Если вы правильно вставите пропущенные буквы и сумеете воспользоваться данным кодом, то ваша группа получит маршрутный лист и сможет совершить путешествие. Критерий успеха: цель будет достигнута, если вы верно составите высказывание.
- Для получения маршрутных листов вы должны обратиться к диспетчеру.
- Посмотрим, что у вас получилось. Приглашаю представителей команд. Прочитайте ключевые слова, которые у вас получились. Молодцы, а теперь подойдите к диспетчеру, он оценит 1 задание и выдаст вам маршрутные листы.
(Слайд ) У Щедрина великолепный, чисто народный, меткий слог./ Л.Н.Толстой/
-Эти слова я выбрала в качестве эпиграфа к уроку. Почему? (Салтыков-Щедрин остался в русской литературе писателем, который прозревал будущее, сострадал родной земле и при этом, по словам Л. Н. Толстого, имел «великолепный, чисто народный, меткий слог», -)
(раздаются листы)
- Обращаемся к доске. Разгадывая кроссворд, вы определили тему урока. Запишите ее и, исходя из темы урока, сформулируйте его цель с помощью опорных слов.
? яблоко – ожидания от урока? На дерево (написать, что вы ожидаете от урока)
- Тема нашего урока «Повторение по теме «Предлог».
Интересно, что предлогов в русском языке не так много: около 200. Конечно, имена существительные, числительные, местоимения вполне самостоятельные части речи. « Однако без нас не уедешь далеко»,- заметили бы Предлоги.
Подготовка к уроку, работа в тетрадях,
Формулирование темы и цели урока
Ученики выполняют задание:
«Отгадайте кроссворд. Для этого нужно подобрать предлоги, составить словосочетания. Отгадав кроссворд, вы узнаете, по какой теме будем повторять».
и записывают предлоги на интерактивной доске.
1.ТЕТРАДЬ ...(МАТЕМАТИКА)
2. СКАЗАТЬ ... (СВИДЕТЕЛИ)
3. СДАТЬСЯ … (БОЙ)
4. СМЕЯТЬСЯ … (ЛОДЫРЬ)
5. гулять… (школа)
6. спать… (одеяло)
7. ходить… (дом)
Дескрипторы: на слайд и высказывание
Ни одной ошибки – «5»
Если допустил 1 ошибку - «4»
Если допустил 2 ошибки– «3»
Если допустил 3 ошибки – «2»
Если допустил 4 -5 ошибок – «1»
-Предлог.
Ученики формулируют и озвучивают цель урока: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки. Повторить и закрепить изученное по теме «Предлог».
Актуализация опорных знаний
Мотивация учащихся на учебную деятельность.
6мин
Сегодняшний пройдет у нас в форме путешествия по станциям. Выполняя задания, мы окажемся….
Станция №2 «Теоретическая».
Задание 1 «Разминка». Из волшебного сундука группа по очереди вытаскивает вопрос (оценивание – жетон)
1.К какой группе частей речи относятся предлоги?
2.Какую роль выполняют предлоги в предложении?
3. Какие отношения выражают предлоги?
5.От каких частей речи могут быть образованы предлоги?
6. Какие предлоги называются простыми и составными?
Ребята, а на какие группы можно распределить предлоги?
Внимание! Задание 2. Критерий успеха: цель будет достигнута, если вы правильно распределите предлоги по столбикам методом перетаскивания. (флипчарт - метод перетаскивания)
Ребята, почему предлоги первого столбика называются производными, а второго – непроизводными?
Примерный ответ: все предлоги можно ….
К доске по очереди выходят представители групп, остальные в это время ведут запись в маршрутных листах (производные и непроизводные)
Оценивание: по количеству жетонов (max – 4 балла за оба задания)
Ответ: Производные предлоги –– это предлоги образованные от других частей речи (существительных, наречий, деепричастий, н –р., вследствие, в течение, несмотря на, вопреки, напротив и т.д).
Непроизводные предлоги –– это предлоги, которые возникли очень давно. Без, в, до, для, над, о, об, пред, при, с, у, через.
Отработка умений и навыков по теме урока.
Закрепление
Самостоятельная работа
5минут
Станция №3 «Почтовая». Вам предстоит выполнить компетентностно-ориентированное задание. Ознакомьтесь со стимулом, задачной формулировкой, шкалой оценивания.
Время выполнения – 3 минуты
( Работа в группах.)
1 группа: Стимул: Игра «Дешифровка» Вы работаете на телеграфе и получили телеграмму. Как вы знаете, в телеграммах для экономии пропускаются предлоги и знаки препинания.
Задачная формулировка: Расшифруйте телеграмму, вставляя предлоги и знаки препинания. В конце работы вы должны сделатьвывод: с какими падежами могут употребляться предлоги?
1. Конце месяца мы мамой приедем тобой.
(Ответ: В конце месяца мы с мамой приедем за тобой.)
- 2. Мы жили деревне окном нас был луг, весь золотой множества цветущих одуванчиков. Утром я пошел рыбалку и заметил что луг зеленый.
(Ответ: Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Утром я пошел на рыбалку и заметил, что луг зеленый)
2 группа: - Стимул: Существуют предлоги-антонимы, которые требуют только парного употребления. Если мы используем предлог в, то его антонимом будет предлог из. Для предлога на антонимом является предлог с.
-Теперь понятно, почему мы говорим в школу и из школы, на работу и с работы?
Задачная формулировка:
А теперь проверим вашу внимательность. Вставьте в записанные словосочетания нужные предлоги из антонимичных пар.
Ребята выполняют задание и оценивают себя по заранее разработанным дескрипторам.
(приложение).
3 группа:
Стимул: Ваш одноклассник отправился в культурную столицу нашей страны и прислал письмо, которое, к сожалению, попало под дождь и все предлоги исчезли.
Задачная формулировка:Ваша задача восстановить текст, используя и производные (не менее 2 предлогов), и непроизводные предлоги. Укажите разряд предлога.
Гора Коктюбе расположена…. юго – востоке Алматы, …. подножия гор Заилийского Алатау. Склоны Коктюбе круто спускаются ….. городу. Коктюбе можно подняться … канатной дороге. Самая высокая телебашня ….Казахстане находится тоже здесь. Она расположена …. горе Коктюбе и видна….. любой точки города.
Критерии успеха: цель будет достигнута, если вы верно употребите предлоги и определите их разряд. Обязательное условие: вы должны употребить не менее 2 производных предлогов.
Физминутка (2 минуты)
Станция № 4 «Орфографическая»
Мы оказались на станции «Орфографическая», вблизи которой живут предлоги и самостоятельные части речи.
Давайте вспомним, как пишутся производные предлоги и самостоятельные части речи, омонимичные им.
Задача: На парте лежат карточки с предлогами, вы должны определить, какой частью речи являются эти слова.
От каждой группы выходит ученик и прикрепляет в колонку, к которой оно относится.
Индивидуальное задание:
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите, какой частью речи являются слова, а также определите падеж имен существительных, к которым относятся предлоги (производные и непроизводные).
Не явился (в) следствии… болезни. Что говорят (на) счёт поездки. Идти (в) течени… часа. (В) следствии… вмешался прокурор. (Не) смотря на уговоры, он уехал. Расходы отнесли (за) счёт шефов. Всегда говорил, (не) смотря в глаза. Препятствия (в) течении… реки. (В) продолжении… нескольких суток шли дожди. Узнал о героях (в) продолжении… сериала. (В) следствии… по делу о краже. (В) следствии… засухи урожай пропал.
Шкала оценивания: (самопроверка)
Ни одной ошибки – «5»
Если допустил 1 ошибку - «4»
Если допустил 2 ошибки– «3»
Если допустил 3 ошибки – «2»
Если допустил 4 -5 ошибок – «1»
Вывод: предлоги могут использоваться с именами существительными, стоящими в косвенных падежах
1.Направились (навстречу приехавшим(предлог); неурожай (вследствие засухи(предлог); антенна наподобие тарелки(предлог); напишу (в) течение.. дня(предлог); (несмотря на болезнь(предлог); 2.изменения (в течении(сущ) реки; узнать (в) продолжении(сущ) повести; живу напротив(дееприч); (не) смотря по сторонам(дееприч);
Взаимрпроверка по модельному ответу.
Шкала оценивания:
Если допустил 1 ошибку – «5»
Если допустил 2-3 ошибки при написании предлогов - «4»
Если допустил 4-6 ошибок при написании предлогов – «3»
Если допустил 7-8 ошибок при написании предлогов – «2»
Если допустил более 8 ошибок – «1» Инструмент проверки- модельный ответ.
Оценивание проведу я сама.
Станция №5 «Творческая»
- У каждого человека своё восприятие природы.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
- Давайте и мы с вами представим себя в зимнем лесу и прикоснёмся к таинству природы, и я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. (Читается текст из книги Соколов – Микитов И . «Русский лес» В это время звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года»)
Глубокие, чистые лежат поддеревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками с вершины высокой ели, рассыплется серебристой лёгкой пылью– и долго колышется освобождённая от тяжести снега еловая зелёная ветка. Идёшь по зимнему лесу и не налюбуешься. Высокие неподвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.
Каждый путешественник по окончании своей экспедиции пишет отчёт, прилагает фотографии, делает зарисовки с тем, чтобы и другим передать всё то, что он увидел.
- Почувствовали ли вы, как писатель по-своему видит и воспринимает мир природы?
Задание: Напишите связный текст (5-6 предложений) о том, что испытываете вы, общаясь с миром природы. Используйте в своей работе производные предлоги.
Итог: только что мы с вами через творчество М.И. Пришвина и собственное творчество, очарованные природой, прикоснулись к её таинствам. Я надеюсь, что ваши встречи с ней пробудят в вас самые лучшие чувства: добро, любовь, сострадание. И в заключение вспомним ещё раз слова
М. Пришвина: «Природа есть Родина, а Родину нужно охранять»
Дом. задание:
1мин
Комментирование домашнего задания:
А. Написать лингвистическую сказку о предлогах.
В: Составить кроссворд по теме: «Предлог»
С: Подготовить презентацию
Запись задания в дневники
Рефлексия по уроку и СО
3 мин
Для рефлексии: (А теперь, ребята, вернёмся к нашему дереву успеха. Посмотрите внимательно и скажите, исполнились ваши ожидания, если да, то яблочко оставляете на дереве, если нет, то дополните свои пожелания, что вы хотели бы узнать нового для себя на последующих уроках.
Деревья наши прикрепим на доску, и посмотрим какие красивые получились у нас яблоньки.
С помощью консультантов (учитель)проводит суммативное оценивание по баллам.
В результате такой рефлексии ребята сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты и продуктивность:
Маршрутный лист (группа №1)
Ф И учащегося _____________________________________________________________________
Критерий успеха: цель будет достигнута, если вы правильно распределите предлоги по столбикам методом перетаскивания. (флипчарт - метод перетаскивания).
Станция №3 «Почтовая»
( Работа в группах.)
1 группа: Стимул: Игра «Дешифровка» Вы работаете на телеграфе и получили телеграмму.
Как вы знаете, в телеграммах для экономии пропускаются предлоги и знаки препинания.
Задачная формулировка: Расшифруйте телеграмму, вставляя предлоги и знаки препинания. Определите падеж существительного или местоимения, с которым вы употребили предлог. В конце работы вы должны сделатьвывод: с какими падежами могут употребляться предлоги?
1. Конце месяца мы мамой приедем тобой.
2. Мы жили деревне окном нас был луг, весь золотой множества цветущих одуванчиков. Утром я пошел рыбалку и заметил что луг зеленый.
Индивидуальное задание: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите, какой частью речи являются слова, а также определите падеж имен существительных, к которым относятся предлоги (производные и непроизводные).
Например:по окончании (предлог) школы (Р.п.), в течении (сущ, П.п.) реки
Не явился (в) следствии… болезни. Что говорят (на) счёт поездки. Идти (в) течени… часа. (В) следствии… вмешался прокурор. (Не) смотря на уговоры, он уехал. Расходы отнесли (за) счёт шефов. Всегда говорил, (не) смотря в глаза. Препятствия (в) течении… реки. (В) продолжении… нескольких суток шли дожди. Узнал о героях (в) продолжении… сериала. (В) следствии… по делу о краже. (В) следствии… засухи урожай пропал.
Критерий успеха: цель будет достигнута, если вы правильно распределите предлоги по столбикам методом перетаскивания. (флипчарт).
Станция №3 «Почтовая»
( Работа в группах.)
2 группа: - Стимул: Существуют предлоги-антонимы, которые требуют только парного употребления. Если мы используем предлог в, то его антонимом будет предлог из. Для предлога на антонимом является предлог с.
-Теперь понятно, почему мы говорим в школу и из школы, на работу и с работы?
Задачная формулировка:
А теперь проверим вашу внимательность. Вставьте в записанные словосочетания нужные предлоги из антонимичных пар.
Индивидуальное задание: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите, какой частью речи являются слова, а также определите падеж имен существительных, к которым относятся предлоги (производные и непроизводные).
Например:по окончании (предлог) школы (Р.п.), в течении (сущ, П.п.) реки
Не явился (в) следствии… болезни. Что говорят (на) счёт поездки. Идти (в) течени… часа. (В) следствии… вмешался прокурор. (Не) смотря на уговоры, он уехал. Расходы отнесли (за) счёт шефов. Всегда говорил, (не) смотря в глаза. Препятствия (в) течении… реки. (В) продолжении… нескольких суток шли дожди. Узнал о героях (в) продолжении… сериала. (В) следствии… по делу о краже. (В) следствии… засухи урожай пропал.
Критерий успеха: цель будет достигнута, если вы правильно распределите предлоги по столбикам методом перетаскивания. (флипчарт).
Станция №3 «Почтовая»
( Работа в группах.)
Стимул: Ваш одноклассник отправился в культурную столицу нашей страны и прислал письмо, которое, к сожалению, попало под дождь и все предлоги исчезли.
Задачная формулировка:Ваша задача восстановить текст, используя и производные (не менее 2 предлогов), и непроизводные предлоги. Укажите разряд предлога.
Гора Коктюбе расположена _____________ юго – востоке Алматы, __________________ подножия гор Заилийского Алатау. Склоны Коктюбе круто спускаются ______________ городу. Коктюбе можно подняться _____________ канатной дороге. Самая высокая телебашня ____________ Казахстане находится тоже здесь. Она расположена ________________ горе Коктюбе и видна __________ любой точки города.
Станция № 4 «Орфографическая»
Написать предлоги и самостоятельные части речи
Предлоги
самостоятельные части речи
Индивидуальное задание: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите, какой частью речи являются слова, а также определите падеж имен существительных, к которым относятся предлоги (производные и непроизводные).
Например:по окончании (предлог) школы (Р.п.), в течении (сущ, П.п.) реки
Не явился (в) следствии… болезни. Что говорят (на) счёт поездки. Идти (в) течени… часа. (В) следствии… вмешался прокурор. (Не) смотря на уговоры, он уехал. Расходы отнесли (за) счёт шефов. Всегда говорил, (не) смотря в глаза. Препятствия (в) течении… реки. (В) продолжении… нескольких суток шли дожди. Узнал о героях (в) продолжении… сериала. (В) следствии… по делу о краже. (В) следствии… засухи урожай пропал.
В ( П.п.) конце месяца мы с (Т.п.) мамой приедем за ( Т.п.) тобой. Мы жили в (П.п.) деревне, под окном у (Р.п.) нас был луг, весь золотой от( Р.П.) множества цветущих одуванчиков. Утром я пошел на (В.п.) рыбалку и заметил, что луг зеленый.
Вывод: предлоги могут использоваться с именами существительными, стоящими в косвенных падежах
Модельный ответ (группа №2)
Станция № 3
Уехать_на_ Камчатку – приехать__с_Камчатки,
уйти_в__школу – прийти_из__ школы,
уйти_с_завод – прийти__на_завода,
уехать_в_Москву – приехать_из_Москвы,
отправиться_в_Африку – возвратиться_из__Африки.
Модельный ответ (группа№3)
Станция № 3
Гора Коктюбе расположена на юго – востоке Алматы, …Около подножия гор Заилийского Алатау. Склоны Коктюбе круто спускаются ….к. городу. Коктюбе можно подняться по… канатной дороге. Самая высокая телебашня …в .Казахстане находится тоже здесь. Она расположена вблизи…. горы Коктюбе и видна….в. любой точки города.
Модельный ответ
Станция № 4
Индивидуальное задание:
Задание: Определить, какой частью речи являются слова. Определить падеж и вставить окончание.( предлог или другая часть речи)
Не явился вследствие (предл.) болезни (Р.п.). Что говорят насчёт (предл.) поездки (Р.п). Идти в течение (предл.) часа (Р.п.). В следствие (сущ, В.п.) вмешался прокурор. Несмотря( предл. ) на уговоры (В.п.), он уехал. Расходы отнесли за счёт(предлог ) шефов (Р.п). Всегда говорил, не смотря (деепричастие) в глаза. Препятствия в течении (сущ., П.п) реки. (В) продолжение (предл.) нескольких суток (Р.п.) шли дожди. Узнал о героях в продолжении (сущ., П.п) сериала. В следствии ( сущ, П.п) по делу о краже. Вследствие (предл.) засухи (Р.п) урожай пропал.
Модельный ответ
Станция № 4
Индивидуальное задание:
Задание: Определить, какой частью речи являются слова. Определить падеж и вставить окончание.( предлог или другая часть речи)
Не явился вследствие (предл.) болезни (Р.п.). Что говорят насчёт (предл.) поездки (Р.п). Идти в течение (предл.) часа (Р.п.). В следствие (сущ, В.п.) вмешался прокурор. Несмотря( предл. ) на уговоры (В.п.), он уехал. Расходы отнесли за счёт(предлог ) шефов (Р.п). Всегда говорил, не смотря (деепричастие) в глаза. Препятствия в течении (сущ., П.п) реки. (В) продолжение (предл.) нескольких суток (Р.п.) шли дожди. Узнал о героях в продолжении (сущ., П.п) сериала. В следствии ( сущ, П.п) по делу о краже. Вследствие (предл.) засухи (Р.п) урожай пропал.
Модельный ответ
Станция № 4
Индивидуальное задание:
Задание: Определить, какой частью речи являются слова. Определить падеж и вставить окончание.( предлог или другая часть речи)
Не явился вследствие (предл.) болезни (Р.п.). Что говорят насчёт (предл.) поездки (Р.п). Идти в течение (предл.) часа (Р.п.). В следствие (сущ, В.п.) вмешался прокурор. Несмотря( предл. ) на уговоры (В.п.), он уехал. Расходы отнесли за счёт(предлог ) шефов (Р.п). Всегда говорил, не смотря (деепричастие) в глаза. Препятствия в течении (сущ., П.п) реки. (В) продолжение (предл.) нескольких суток (Р.п.) шли дожди. Узнал о героях в продолжении (сущ., П.п) сериала. В следствии ( сущ, П.п) по делу о краже. Вследствие (предл.) засухи (Р.п) урожай пропал.