Тема | Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова. |
Цель | Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся |
Задачи | Совершенствовать умения выделять корень в слове; Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; Развивать умение различать синонимы и родственные слова Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать; Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах; Воспитывать бережное отношение к природе |
Формируемые УУД | Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку. Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе. |
Основные понятия | Родственные слова, корень слова, синонимы, |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник В.П. Канакина. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности . | Организационный момент, положительная мотивация к уроку | Обучающие настраиваются на учебную деятельность | - Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе» | | ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми |
2. Актуализация знаний | 1.Словарная работа. | Обучающиеся отгадывают загадки. | Начинаем урок со словарной работы. Если б не было его, не сказали б ничего. (язык) В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.(собака) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. (берёза) -Записываем отгадки в тетрадь, ставим ударение. -Сколько слогов в каждом слове? Какой слог ударный? | | Метапредметные рез-ты: -Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. -Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений. |
3. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Подведение к цели урока в беседе с детьми | Обучающиеся будут учиться, находить родственные корень в слове слова, выделять | - На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её. -Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться? | Закрепить признаки однокоренных слов, понятия «корень», «однокоренные слова»; развивать навыки нахождения корня в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей. | Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
4.Закрепление изученного материала | Читает сказку | Работа в парах | - Послушайте и скажите о чём сказка? Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик. - Расселите однокоренные слова в домик. Найдите лишнее слово. Дорога, дорожный, дорогой, подорожник, дорожка. ( 1 ряд) Подберёзовик, берёзовый, берег, берёзка, берёза (2 ряд) Мороз, морозец, морозильник, морошка, замороженный. ( 3 ряд) -Поясните, почему слово лишнее. |
| |
5.Физминутка Игра «Лишнее слово» | Проводит физминутку | Выполняют движения | - А теперь давайте немного отдохнём. Если родственные слова – хлопните, если нет – топните. Лес , лесник, лестница, лесной, лисица, лесочек. | Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. Использование знаний в новых условиях | Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
6. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания о синонимах и родственных словах | Постановка проблемной игровой ситуации,. | Формулируют ответы на вопросы, опираясь на полученные ранее знания. | 1.Шли мы с вами по лесу, и вышли на опушку. А там живет Заяц-хвастун, хвалится , что все умеет, вот он подобрал пары родственных слов. - Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова Летчик – пилот, липкий – клейкий, Быстро – скоро, правильно – верно. (слайд) | Выделять группы родственных слов Различать слова синонимы и родственные слова | Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач. |
7. Работа с учебником | Объяснение задания. | Читают задание и отвечают на вопросы. | - Откройте с. 63 в учебнике, упр. 91. -Что обозначают данные слова? ( предметы, в которые что то кладут) - Почему эти предметы так названы? - Запишите слова по образцу. | Овладеют навыками смыслового чтения текстов и подбор слов. | Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности |
9. Рефлексия Цель. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | | | - Прослушав сказку, назовите родственные слова. В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.
- Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые. | Формировать умений опознавать и анализировать единицы языка – родственные слова | Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Регулятивные УУД: научатся действовать по плану |
10 Подведение итогов урока | Задает вопросы | Осмысливают и отвечают. Оценивают полученные знания с помощью смайликов | Как называется общая часть родственных слов? Как по-другому называются родственные слова? Где нам могут пригодиться знания о родственных словах? | Обобщение знаний | Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся оценивать свою деятельность. |
11. Д/з. | | Записывают в дневники | Выполнить на с. 64 упр. 93. | | |