| | | Группа | Дата |
| ОДБ. 01 | Русский язык | 11 «Г» | 14.02.17 г. |
| Тема занятия | Орфографические нормы русского языка. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ | | |
| Вид занятия | Теоретическое |
| Тип занятия | Комбинированное |
| Цель занятия | Образовательная цель: повторить, углубить и систематизировать знания по правилам русского языка: «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» Развивающая цель: развивать логическое мышление и языковое чутьё, уметь пользоваться информационными источниками; Воспитательная цель: уважать мнение отвечающих, выслушивать и соглашаться с замечаниями, если они справедливы; корректно выражать свою точку зрения. |
| Студент должен знать | Студент должен уметь |
| - орфографические нормы русского языка; - орфографические правила, регулирующие выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-. | - выявлять условия выбора гласных е – и в приставках пре- и при- ; - формировать навыки написания приставок пре-/ при-; - выделять главное, сопоставлять, обобщать. |
| Формы и методы контроля оценки | Оценка выполнения заданий. Самооценка. Наблюдение за работой студентов. |
| Межпредметные связи | Литература |
| Средства обучения | Технические: ПК, мультимедиа проектор, экран |
| Наглядные: мультимедийная презентация, раздаточный материал. |
| Основная литература | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005. |
| Применяемые формы и методы обучения | Методы: По способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования знаний, умений и навыков на практике. По логике изложения и восприятия учебного материала: дедуктивные По источнику учебного материала: словесные, наглядные, частично-поисковые. Формы: индивидуальная, парная, фронтальная. Приёмы: орфографический диктант, орфоэпическая минутка, индивидуальная работа по карточкам, творческий диктант, самостоятельная работа. |
| Применяемые элементы педагогических технологий | Информационно- коммуникационная технология Здоровьесберегающая технология |
| № этапа | Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Временная регламентация этапа |
| 1 | Организационный этап: Здравствуйте, уважаемые студенты! Я рада вас видеть и мне хочется с вами начать работу. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Кто сегодня отсутствует? | 3 |
| - проверка готовности студентов к занятию; |
| - проверка посещаемости; |
| - эмоциональный настрой Музыка. Релаксация. Звучит «Лунная соната» Л.В. Бетховена. Сядьте, пожалуйста, удобнее, руки положите на колени, закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: Я отправляюсь в путешествие по Лингвистике… Медленно и спокойно погружаюсь в языковой океан… Я радуюсь этому… В моём сознании оживают лингвистические термины… Память моя крепка… Лингвистика – от лат. «лингва» - язык, в целом наука о языке. Грамматика объединяет в себе морфологию и синтаксис… Орфография, содержащая правила правописания, представляется мне интересной… Меня на занятии ждёт успех… Внимание моё растёт, голова мыслит ясно… Я хочу много знать, я буду много знать и уметь… Я готов в путь… И вот в моей тетради появляется запись «Четырнадцатое февраля, вторник». |
| Оценка вашей работы на уроке – при осуществлении цели и решении задач урока, будет осуществляться посредством выставления поурочного балла. На слайде: карта оценивания обучающихся на уроке: Фронтальная работа на уроке. Индивидуальная работа у доски Индивидуальная работа. Самооценивание |
| 2 | Проверка домашнего задания по теме: «Совершенствование орфографических умений. Правописание чередующихся гласных в корнях слов» | 7 |
| 2.1 | Фронтальный опрос («Мозговой штурм»): Приведите пример проверяемой безударной гласной в корне. Отчего зависит её написание? Приведите пример непроверяемой безударной гласной в корне. Каким правилом вы будете руководствоваться? Как проверить чередующуюся гласную в корне, которая зависит от гласной за корнем? Приведите пример чередующейся гласной в корне, которая зависит от суффикса за корнем. Отчего зависит конечный согласный в таких корнях как: лаг,лож, скак, скоч, раст, рос, ращ. Какие слова исключения вы знаете по данному правилу? Какие чередующиеся корни зависят от ударения? В каких корнях чередующаяся гласная зависит от значения слова? В каком случае в словах с чередующимися гласными будем писать мак, а в каком мок? |
| 2.2 | Индивидуальная работа по карточкам: Вставить пропущенные буквы. 1. Соч..тание 2. Распол..житься 3. Заж..гать 4. Пл..вчиха 5. Выр..щивать 6. К..снуться 7. Раст..рать 8. Раст.реть 9. К..саться 10. Р..сток |
| 2.3 | Орфографический диктант: Работа у доски, взаимопроверка Мировоззрение, бракосочетание, презентация, располагаться, одиннадцать, аббревиатура, аккордеон. Запомнить: интеллигент, невтерпёж. |
| 2.4 | Орфоэпическая минутка: 1.Произнесите слова в соответствии с нормами устой литературной речи: выборы жалюзи километр процент документ щавель каталог звонит торты договор банты красивее новорождённый ходатайствовать Запомнить: исчерпать, избалованный. |
| 3 | Мотивационный момент: (создание проблемной ситуации) Проблемная ситуация. Посмотрите на доску. Пр..богатый, пр..большой, пр..красный, пр..ломить, пр..ступить, пр..градить, пр..школьный, пр..городный, пр..уральский, пр..шить, пр..ехать, пр..сочинить, пр..открыть, пр..поднять, пр..встать. - Какие гласные пропущены в данных словах? -В какой морфеме пропущены буквы? | 5 |
| | - обоснование необходимости изучения данной темы, сообщение темы - Попробуйте сформулировать тему занятия. - Как вы думаете, данная тема нашего занятия пригодиться в вашей будущей профессии? Где именно? |
| | - вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия - А смогли бы вы без затруднений определить в этих словах какую гласную нужно поставить в приставке? Что нужно знать, чтобы правильно писать данные слова? - Какова цель нашего урока? - Какие задачи мы должны с вами решить, чтобы достигнуть поставленных целей? |
| 4 | Актуализация знаний: Поэтическая разминка. Задание. Прочитайте стихотворение. (Не)пр_выкайте к ч_десам – Д_витесь им, д_витесь! (Не)пр _выкайте к н_бесам, Гл_зами к ним т_нитесь, Пр_глядывайтесь к обл_кам, Пр_слушивайтесь к пт_цам, Пр_кладывайтесь к р_дникам, – Н_что (не)повторится. (В.Шефнер) - В этом стихотворении есть слова по правилу, которое мы с вами изучаем сегодня? Найдите их. |
| 5. | Изучение и закрепление нового материала | 25 |
| 5.1 | Работа по раздаточному материалу «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ». Заполнение таблицы. |
| 6 | Первичная проверка понимания |
| 6.1 | Работа по презентации. Творческая работа. К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при. Сплошной, правонарушение, склонность к какой-либо деятельности, убежище, загородить, понравиться, очень хвалить, превзойти. Подберите антонимы с приставками пре- и при- Удаляться; очень злой; уродливый. |
| 6.2 | Работа со словарными словами по изучаемому правилу. Отметьте и запомните слова, где затруднительно выделить приставку, а также определить ее значение. | Препятствие, препоны, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, камень преткновения, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, президиум, претендент, прецедент. | Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приказ, приключение, присяга, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицеп, примета, прилежный, приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет. | |
| 7 | Физминутка |
| 8. | Закрепление Выполнение упражнения № 142 на стр.90 (работа по тексту: выборочное, распределительное списывание, заполнение таблицы) |
| 8.1 | Проверка усвоения темы. Обобщение (контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция) Дифференцированное задание. Выберите одну карточку для работы. Сложная карточка Средняя карточка Простая карточка |
| 9 | Подведение итогов занятия: - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-? | 5 |
| Домашнее задание на выбор (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) |
| - упр. 143 стр. 90 по учебнику «Русский язык. 10-11 кл» под ред. Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.; - подготовить тест с ответами (10 вопросов) на тему «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»; - подготовить сообщение на тему «Морфологические и немофологические способы образования слов». - написать мини-рассказ (не менее 10 предложений), в котором будут встречаться приставки пре- и при- с разным значением (не меньше 12 раз). |
| - выставление оценок за работу на уроке |
| Рефлексивно-оценочный этап: Возьмите карту самооценивания и оцените свою работу на занятии. Эмоциональная рефлексия: притча Проанализируйте свою работу на уроке, прослушав притчу: «Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» и тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответл: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: «А я принимал участие в строительстве храма!» А что же на уроке делали вы? |
| | Итого: | 45 мин |
О.В. Кривенко