Конспект урока по русскому языку на тему "Местоимение"
Конспект урока по русскому языку на тему "Местоимение"
Конспект данного урока позволяет актуализировать знания учащихся о местоимении, как о части речи, вспомнить морфологические признаки местоимения, а также понять, в чём особенность употребления личных местоимений в форме 3-го лица. Конспект урока соответствует ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Местоимение"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
КОРЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
КОНСПЕКТ УРОКА
«МЕСТОИМЕНИЕ»
5 КЛАСС
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Захарова Татьяна Алексеевна
г. Копейск
2016 г.
Местоимение
Цели:
закрепить знания по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное»;
актуализировать знания о местоимении как части речи;
вспомнить морфологические признаки местоимения;
развивать навыки самоконтроля, рефлексии;
формировать познавательный интерес.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты:
Личные УУД.
Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Метапредметные УУД.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования местоимения.
Предметные УУД.
Научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи.
Оборудование: презентация, проектор, экран, таблицы для заполнения (по количеству детей), конверты с грустным и веселым смайликом (по количеству детей)
Ход урока
I. Организационный момент
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. У кого хорошее настроение поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное – поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать - поднимите обе руки. Таких нет. Значит вы готовы к уроку. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
II. Актуализация знаний
Орфографическая задача.
- Ребята, а знаете ли вы, что решать задачи можно не только на математике, но и на уроке русского языка. Хотите проверить! Послушайте условие, чтобы отгадать, какое слово я загадала, необходимо объяснить орфограммы в предложенных мной словах.
М---О-М-Н-Е (записано на доске)
Гн..здо (гнёзда), ко..ьба (косить), ме..кий (меток), м..нута (сл. сл.), к опушк.. (1 скл., Д.п.), в зелен.. (3 скл., П.п) (слова на доске)
- Давайте вставим найденные буквы в места пропусков, какое слово у нас получилось? (МЕСТОИМЕНИЕ)
- Ребята, как вы думаете, почему я загадала именно это слово? (Тема урока)
- Какую цель мы ставим перед собой на уроке? (Вспомнить все, что мы знаем о местоимении, как о части речи)
III. Самоопределение к деятельности
Экспресс-ответ
Продолжить следующие фразы одним словом:
местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная)
она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество)
но … (?) (что не делает?) (но не называет их)
в предложении местоимения могут быть… (подлежащим, дополнением, определением)
IV. Работа по теме урока
- Ребята,давайте обратимся к учебнику и посмотрим, а что мы еще не вспомнили? (с. 51)
- Мы вспомнили, что есть личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица. -Что вы ещё знаете о личных местоимениях? (Они изменяются по числам, падежам и в 3 л. – по родам.) Давайте изменим их по падежам (заполняем таблицу):
Приложение 1
1-ое л.
2-ое л.
3-ее л.
ед. ч
мн. ч
ед. ч
мн. ч
ед. ч
мн. ч
Кто?
я
мы
ты
вы
он, она
они
У кого?
у меня
у нас
у тебя
у вас
у него,
у нее
у них
К кому?
ко мне
к нам
к тебе
к вам
к нему,
к ней
к ним
На кого?
на меня
на нас
на тебя
на вас
на него,
на нее
на них
С кем?
со мной
с нами
с тобой
с вами
с ним,
с ней
с ними
О ком?
обо мне
о нас
о тебе
о вас
о нем,
о ней
о них
- Какая особенность у вопросов, которые мы задавали? (Предлоги)
- Как нужно писать местоимение с предлогами? (Раздельно.)
- Почему? (Предлог – это слово.)
- Ребята, а вы обратили внимание, что у местоимений 3-го лица в косвенных падежах я выделила букву Н красным цветом, как вы думаете, почему?
(Если перед местоимением 3 л. имеется предлог, то к местоимению прибавляется н: до него, до нее, до них, за ней, за ними, о ней, о них.)
V. Физминутка
Утомились? Отдохнем!
Физминутку проведем.
Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть окно?
Посмотрите на него.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох. Без сомнения,
Помогли нам отдохнуть
Всем местоимения.
- Какие местоимения встретились нам в физминутке?
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 111 - комментированное письмо. (с. 51)
Найдите в тексте местоимения, укажите их падеж и число.
Мы с приятелем вдвоем замечательно живем! Мы такие с ним друзья, - куда он, туда и я.
Я карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу, на ней быка нарисовал, а рядом с ним корову.
Мы (И.п., мн. ч.), с ним (Т. п., ед.ч.), он (И.п., ед. ч.), я (И.п., ед.ч.), на ней (ед. ч., П.п.)
Задание
Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
У меня есть сестра. Сестра учится в институте.
У меняестьсестра. Онаучитсяв институте.
Вася и Петя играли во дворе. К Васе и Пете подошла Маша.
Вася и Петяиграливо дворе. К нимподошлаМаша.
- Ребята, посмотрите еще раз на наши предложения, как вы думаете, зачем в русском языке нужны местоимения?
- Какую синтаксическую роль выполняют местоимения в предложении?
VII. Занимательная лингвистика
Вопросы-шутки.
- Какое местоимение спрятано в алфавите? (Я).
- Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми? (Вы, мы, ты).
- Какие местоимения встречаются на плоских дорогах? (Я, мы).
- За какое местоимение нужно спрятать букву "Ц", чтобы получилось животное из породы грызунов? (Заяц)
VIII. Рефлексия (итог урока)
- О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
- Ребята, а кто-нибудь услышал сегодня что-то новое?
- Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.
(Возможные варианты: Мне понравился урок. Мы хорошо работали на уроке. Нам удалось выполнить все задания и т. п.).
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом
Домашнее задание:
П. 22.
Упр. 114.
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все прыгаете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Ее (3 л., ед. ч., Р.п.), меня (1 л., ед.ч., Р.п.), я (1 л., ед. ч., И.п.), тебя (2 л., ед.ч., Р.п.),
ты (2 л., ед. ч., И.п.), мне (1 л., ед.ч., Д.п.), вы (2 л., мн.ч., И.п.), на вас (2 л., мн.ч., Р.п.),