kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект данного урока позволяет актуализировать знания учащихся о местоимении, как о части речи, вспомнить морфологические признаки местоимения, а также понять, в чём особенность употребления личных местоимений в форме 3-го лица. Конспект урока соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Местоимение"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

КОРЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА













КОНСПЕКТ УРОКА

«МЕСТОИМЕНИЕ»

5 КЛАСС





Выполнила учитель

русского языка и литературы

Захарова Татьяна Алексеевна











г. Копейск

2016 г.



Местоимение

Цели:

  • закрепить знания по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное»;

  • актуализировать знания о местоимении как части речи;

  • вспомнить морфологические признаки местоимения;

  • развивать навыки самоконтроля, рефлексии;

  • формировать познавательный интерес.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты:

Личные УУД.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования местоимения.

Предметные УУД.

Научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи.

Оборудование: презентация, проектор, экран, таблицы для заполнения (по количеству детей), конверты с грустным и веселым смайликом (по количеству детей)

Ход урока


I. Организационный момент

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. У кого хорошее настроение поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное – поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать - поднимите обе руки. Таких нет. Значит вы готовы к уроку. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. 

II. Актуализация знаний

  1. Орфографическая задача.

- Ребята, а знаете ли вы, что решать задачи можно не только на математике, но и на уроке русского языка. Хотите проверить! Послушайте условие, чтобы отгадать, какое слово я загадала, необходимо объяснить орфограммы в предложенных мной словах.

М---О-М-Н-Е (записано на доске)

Гн..здо (гнёзда), ко..ьба (косить), ме..кий (меток), м..нута (сл. сл.), к опушк.. (1 скл., Д.п.), в зелен.. (3 скл., П.п) (слова на доске)

- Давайте вставим найденные буквы в места пропусков, какое слово у нас получилось? (МЕСТОИМЕНИЕ)

- Ребята, как вы думаете, почему я загадала именно это слово? (Тема урока)

- Какую цель мы ставим перед собой на уроке? (Вспомнить все, что мы знаем о местоимении, как о части речи)


III. Самоопределение к деятельности

  1. Экспресс-ответ

Продолжить следующие фразы одним словом:

  • местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная)

  • она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество)

  • но … (?) (что не делает?) (но не называет их)

  • в предложении местоимения могут быть… (подлежащим, дополнением, определением)


IV. Работа по теме урока

- Ребята, давайте обратимся к учебнику и посмотрим, а что мы еще не вспомнили? (с. 51)

- Мы вспомнили, что есть личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица. -Что вы ещё знаете о личных местоимениях? (Они изменяются по числам, падежам и в 3 л. – по родам.) Давайте изменим их по падежам (заполняем таблицу):


Приложение 1


1-ое л.

2-ое л.

3-ее л.


ед. ч

мн. ч

ед. ч

мн. ч

ед. ч

мн. ч

Кто?

я

мы

ты

вы

он, она

они

У кого?

у меня

у нас

у тебя

у вас

у него,

у нее

у них

К кому?

ко мне

к нам

к тебе

к вам

к нему,

к ней

к ним

На кого?

на меня

на нас

на тебя

на вас

на него,

на нее

на них

С кем?

со мной

с нами

с тобой

с вами

с ним,

с ней

с ними

О ком?

обо мне

о нас

о тебе

о вас

о нем,

о ней

о них



- Какая особенность у вопросов, которые мы задавали? (Предлоги)

- Как нужно писать местоимение с предлогами? (Раздельно.)

- Почему? (Предлог – это слово.)

- Ребята, а вы обратили внимание, что у местоимений 3-го лица в косвенных падежах я выделила букву Н красным цветом, как вы думаете, почему?

(Если перед местоимением 3 л. имеется предлог, то к местоимению прибавляется н: до него, до нее, до них, за ней, за ними, о ней, о них.)




V. Физминутка

Утомились? Отдохнем!

Физминутку проведем.

Мы, друзья, не знаем скуки,

Дружно вверх поднимем руки.

Вниз опустим, а затем

Вдох глубокий сделать всем.

А теперь и ты, и я

Приседайте – ка, друзья.

Руки за спину – она

Распрямиться вмиг должна.

Дружно в сторону наклон,

Сбросить лень поможет он.

Вправо, влево наклонитесь.

И, конечно, не ленитесь.

Что же в классе есть окно?

Посмотрите на него.

Смотрим прямо. А теперь

Посмотрите все на дверь.

Глубоко сейчас вдохнуть,

Выдох. Без сомнения,

Помогли нам отдохнуть

Всем местоимения.


- Какие местоимения встретились нам в физминутке?


VI. Закрепление изученного материала

  1. Упр. 111 - комментированное письмо. (с. 51)

Найдите в тексте местоимения, укажите их падеж и число.


Мы с приятелем вдвоем замечательно живем! Мы такие с ним друзья, - куда он, туда и я.

Я карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу, на ней быка нарисовал, а рядом с ним корову.

Мы (И.п., мн. ч.), с ним (Т. п., ед.ч.), он (И.п., ед. ч.), я (И.п., ед.ч.), на ней (ед. ч., П.п.)



  1. Задание

Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.


У меня есть сестра. Сестра учится в институте.

У меня есть сестра. Она учится в институте.


Вася и Петя играли во дворе. К Васе и Пете подошла Маша.

Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша.

- Ребята, посмотрите еще раз на наши предложения, как вы думаете, зачем в русском языке нужны местоимения?

- Какую синтаксическую роль выполняют местоимения в предложении?


VII. Занимательная лингвистика

Вопросы-шутки.

- Какое местоимение спрятано в алфавите? (Я).

- Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми? (Вы, мы, ты).

- Какие местоимения встречаются на плоских дорогах? (Я, мы).

- За какое местоимение нужно спрятать букву "Ц", чтобы получилось животное из породы грызунов?  (Заяц)


VIII. Рефлексия (итог урока)

- О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

- Ребята, а кто-нибудь услышал сегодня что-то новое?

- Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.

(Возможные варианты: Мне понравился урок. Мы хорошо работали на уроке. Нам удалось выполнить все задания и т. п.).

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом


Домашнее задание:

  1. П. 22.

  2. Упр. 114.

Белка и волк.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все прыгаете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Ее (3 л., ед. ч., Р.п.), меня (1 л., ед.ч., Р.п.), я (1 л., ед. ч., И.п.), тебя (2 л., ед.ч., Р.п.),

ты (2 л., ед. ч., И.п.), мне (1 л., ед.ч., Д.п.), вы (2 л., мн.ч., И.п.), на вас (2 л., мн.ч., Р.п.),

тебе (2 л., ед. ч., Д.п.), мы (1 л., мн. ч., И.п.)








Учебно-методическое обеспечение

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2015. – 416 с.

  3. Бройде, М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.







Приложение 1


1-ое л.

2-ое л.

3-ее л.

ед. ч

мн. ч

ед. ч

мн. ч

ед. ч

мн. ч

Кто? И. п.







У кого?

Р. п.








К кому?

Д. п.








На кого?

В. п.








С кем?

Т. п.








О ком?

П. п.










1-ое л.

2-ое л.

3-ее л.

ед. ч

мн. ч

ед. ч

мн. ч

ед. ч

мн. ч

Кто? И. п.







У кого?

Р. п.








К кому?

Д. п.








На кого?

В. п.








С кем?

Т. п.








О ком?

П. п.










1-ое л.

2-ое л.

3-ее л.

ед. ч

мн. ч

ед. ч

мн. ч

ед. ч

мн. ч

Кто? И. п.







У кого?

Р. п.








К кому?

Д. п.








На кого?

В. п.








С кем?

Т. п.








О ком?

П. п.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Местоимение"

Автор: Захарова Татьяна Алексеевна

Дата: 20.12.2016

Номер свидетельства: 371819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421942015"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437328087"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства